Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • - учебные мотивы,
  • - учебную цель,
  • - учебную задачу,
  • - учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

  • - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • - поиск и выделение необходимой информации;
  • - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • - структурирование знаний;
  • - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • - определение основной и второстепенной информации;
  • - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие, как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Логическими универсальными действиями являются:

  • - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • - подведение под понятие, выведение следствий;
  • - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • - доказательство;
  • - выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • - формулирование проблемы;
  • - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учителя с группой совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работа в группах начинается с выработки основных правил. Вывод: как и что должно достигаться:

  • - полное внимание к однокласснику;
  • - серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • - терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет право на ошибку.

Все учащиеся должны принимать активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения задания у учащихся необходимо сформировать универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся.

Следует помнить, что при формировании познавательных универсальных учебных действий необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Но одним из самых важных и непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

Литература

  • 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
  • 2. Петерсон Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационнорефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1^4 классов общеобразовательной начальной школы. - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2009. - 40 с.
  • 3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., испр. и доп. - Самара: Учебная литература, 2007. - 208 с.

Васенин ГА.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >