РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Безопасность и образование: качество, эффективность, перспективы»

Дифференцированный подход к содержанию общего образования и уровню подготовки участников олимпиадного движения школьников по основам безопасности жизнедеятельности

Ведущие разработчики содержания олимпиадных заданий предметных олимпиад школьников в России Агаханов Н.Х., Кирюхин В.М., Угольников О.С., Лунин В.В., Наумов А.С., Швецов Г.Г., Колесова Е.В., Володина С.И., Смольников С.Н., Тодоров Л.В., Симкин В.Н., Хотунцев В.Л., Чесноков Н.Н. и другие пришли к однозначному выводу, что при формировании содержания олимпиад необходимо учитывать соответствие требований к уровню подготовки учащихся, определяемых государственным образовательным стандартом, и требований к участникам олимпиад. Это утверждение нашло отражение в п. 7 Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, в котором отмечается: «Этапы Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования». Данное требование в полной мере относится и к Олимпиаде по ОБЖ.

Проведенный анализ соответствия требований к уровню подготовки учащихся, определяемых государственным образовательным стандартом по ОБЖ и требований к участникам олимпиад, позволил выявить прямую их зависимость.

Так, пропедевтическая подготовка школьников в рамках обучения ОБЖ в основной школе отражается как в общем освоении знаний о здоровом образе жизни, опасных и чрезвычайных ситуа циях и основах безопасного поведения при их возникновении, так и в темах государственного образовательного стандарта по ОБЖ, отражающих:

  • а) способность школьников правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе понятий: опасность, причина опасности, последствие опасности, действие;
  • б) приоритетные направления изучения курса ОБЖ на этапе основного общего образования:
    • • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
    • • выделение характерных причинно-следственных связей;
    • • творческое решение учебных и практических задач;
    • • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям и критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
    • • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др.;
    • • самостоятельная организация учебной деятельности; оценка своего поведения, черт характера, физического и эмоционального состояния;
    • • соблюдение норм поведения в окружающей среде и правил здорового образа жизни;
    • • использование своих прав и выполнение своих обязанностей гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Таким образом, результат обучения по ОБЖ на ступени основного общего образования может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера. Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в таблице 1.

Таблица 1

Образовательные блоки и соответствующие им требования к уровню подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования

Образовательные блоки

Требования к уровню подготовки выпускников

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

знать / понимать:

  • • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера;
  • • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

  • • соблюдать правила поведения на воде;
  • • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • • соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
  • • пользования бытовыми приборами и инструментами;
  • • проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта.

Оказание первой медицинской помощи

уметь:

  • • оказывать помощь утопающему;
  • • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • • пользоваться домашней медицинской аптечкой;
  • • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей.

Образовательные блоки

Требования к уровню подготовки выпускников

Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

знать /понимать:

• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

уметь:

  • • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватномарлевой повязкой) и средствами коллективной защиты;
  • • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Анализ представленной в таблице 1 информации показывает, что требования, предъявляемые государственным образовательным стандартом по ОБЖ на ступени основного общего образования, позволяют школьникам проявлять свой потенциал в олимпиадах по ОБЖ. Это реально отразилось на количественном составе участников заключительного этапа 1-й Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ в 2009 году, где приняло участие 55 учащихся 9-х классов (33 юноши и 22 девушки) из 43 регионов Российской Федерации, из них четверо участников стали победителями, и 13 участников — призерами. Это подтверждает наше предположение о том, что для достижения успеха ребятам основной школы требуется серьезная предпрофильная подготовка, и если она проводится систематически и качественно, то результаты появляются сразу.

Продолжение подготовки по курсу ОБЖ продолжается в старшей школе на базовом и профильном уровне.

На базовом уровне у обучаемых предусматривается формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области обеспечения личной безопасности в повседневной жизни; оказания первой медицинской помощи; основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Приоритетными направлениями изучения курса ОБЖ на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:

  • • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
  • • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • • оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
  • • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
  • • осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии.

Результаты обучения по ОБЖ на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать в сложившихся обстоятельствах. Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в таблице 2.

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования на профильном уровне конкретизирует и расширяет содержание предметных тем по ОБЖ на базовом уровне с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и является основой для определения военно-профессиональной ориентации и военно-патриотического воспитания. Приоритетными направлениями изучения курса ОБЖ на профильном уровне являются те же, что и на базовом.

Таблица 2

Образовательные блоки и соответствующие им требования к уровню подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне

Образовательные блоки

Дидактические единицы

Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности

знать / понимать:

• основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ведения здорового образа жизни;

оказания первой медицинской помощи.

Государственная система обеспечения безопасности населения

знать / понимать:

  • • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

  • • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • • владеть навыками в области гражданской обороны;
  • • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.

Образовательные блоки

Дидактические единицы

Основы обороны государства и воинская обязанность

знать / понимать:

  • • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

уметь:

• оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.

Можно констатировать, что сама парадигма профильного обучения позволяет реализовать право любого школьника на качественное образование по индивидуальной траектории развития, к тому же содержание профильного образования по ОБЖ в определенной степени охватывает содержание олимпиад. Но как показывает опыт, для успешного выступления на олимпиадах по ОБЖ, особенно на заключительных этапах, освоение содержания профильного образования еще не достаточно. В дополнение к этому нужно использовать формы индивидуальной работы с талантливыми школьниками, а также активно развивать в школе профильное обучение и разнообразные элективные курсы. Поэтому элективная составляющая подготовки учащихся по ОБЖ, в том числе с использованием олимпиадных программно-методических и организационно-технологических ресурсов, должна непрерывно развиваться, поскольку направлена на реализацию следующих функций:

  • • развитие содержания образования по ОБЖ, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне;
  • • «надстройки» профильного учебного предмета ОБЖ, когда он становится в полной мере углубленным;
  • • удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

В этой связи важно определить, существует ли реальная возможность для школьников реализовать свой профильный интерес в области безопасности жизнедеятельности, в том числе для олимпиадной подготовки, непосредственно в рамках обучения в школе.

Результаты обучения по ОБЖ на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать, на осознанный выбор своей будущей профессии и формирование качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности. Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в таблице 3.

Таблица 3

Образовательные блоки и соответствующие им требования к уровню подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне

Образовательные блоки

Дидактические единицы

Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности

знать /понимать:

• основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

уметь:

  • • оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
  • • выполнять упражнения по физической подготовке в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • • ведения здорового образа жизни;
  • • оказания первой медицинской помощи;

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

знать / понимать:

  • • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • • основные задачи и структуру государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • • средства массового поражения и их поражающие факторы;
  • • защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
  • • нормы международного гуманитарного права;

Образовательные блоки

Дидактические единицы

уметь:

  • • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • • обращаться с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

вызова в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

Основы обороны государства

знать / понимать:

• основы российского законодательства о защите Отечества и воинской обязанности граждан;

основные виды военно-профессиональной деятельности;

Основы военной службы

знать / понимать;

• особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

уметь:

• оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет;

Элементы начальной военной подготовки

знать / понимать:

• назначение и боевые свойства личного оружия;

уметь:

• выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова; вести стрельбу из автомата по неподвижным целям; владеть навыками безопасного обращения с оружием; ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

Образовательные блоки

Дидактические единицы

Военно-профессиональная ориентация

знать / понимать:

• правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования Минобороны России, МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Сопоставление требований к уровню подготовки учащихся, представленных в табл. 2 и 3, с требованиями по содержанию олимпиадных заданий на региональном и заключительном этапах Олимпиады по ОБЖ в 2009 г., позволили интегрировать для участников старшей возрастной группы (10-11 классы) общие тематические образовательные блоки (независимо от базового и профильного уровня): обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность, которые проверялись на этих этапах олимпиады и подтвердили правильность нашего подхода к такой интеграции. Так, в заключительном этапе 1-й Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ в 2009 году в старшей возрастной группе (10-11 классы) приняло участие 65 учащихся (45 юношей и 20 девушек), из которых 52 человека справились со всеми предложенными заданиями, при этом пятеро участников стали победителями, и 12 участников — призерами.

Как показывает анализ соответствия требований к уровню подготовки учащихся, определяемых государственным образовательным стандартом и требований к участникам олимпиад по ОБЖ на региональном и заключительном этапах в средней и старшей возрастной группах, все дидактические единицы в тематических образовательных блоках в той или иной степени обязательно были заложены в каждом комплекте олимпиадных заданий.

Кроме того, сопоставительный анализ дидактических единиц и требований показал, что все требования к учащимся обяза тельно выявляются любым олимпиадным заданием. Более того, каждое олимпиадное задание выявляет его не фрагментарно, а комплексно, то есть практически все требования в той или иной степени входят в олимпиадное задание. При этом членами жюри олимпиады, на основе анализа компетентности участников заключительного этапа, сделан вывод о том, что эти компетент-ностные составляющие несомненно определяют устойчивую, профессионально определенную личность, нацеленную на продвижение к горизонту развития уже в профессиональной сфере. А такой выпускник школы является потенциально активным в учении и станет высоко самоорганизованным студентом независимо от выбранного им высшего учебного заведения. Эти ком-петентностные качества помогут ему развиваться и быть успешным в любой профессиональной сфере деятельности, которую выпускник считает для себя ключевой.

Литература

  • 1. Латчук В.Н. Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. - М.: АПКиППРО, 2008.
  • 2. Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. - М.: Дрофа, 2006.
  • 3. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

А, С, Козлов

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >