Гендерная педагогика как необходимый компонент общепедагогического образования

Становление государства, утверждение цивилизованных норм жизни в России, интеграция в европейское сообщество невозможны без гармонизации общественных отношений на началах гендерной социализации.

Особое место в этом процессе должно быть отведено системе образования: оно не только отражает происходящие в стране изменения, но и играет важную роль в формировании мировоззрения, общественного мнения, оказывает определенное влияние на принятие политических решений государственными деятелями. Получение образования является одним из основных этапов жизни, который предопределяет весь дальнейший процесс жизнедеятельности не только мужчины, но и женщины. Именно с образования начинается творческая реализация человека, раскрываются его таланты, проявляются природные способности.

Однако одним из наименее разработанных направлений в этой области является развитие гендерного образования и гендерной педагогики.

Значительное место в трансформации существующей системы гендерных отношений, формировании эгалитарного (от фр. эгалите — равенство) сознания молодого поколения принадлежит образованию. Именно образование как один из важнейших социальных институтов, которые выполняют функции передачи и распространения знаний, умений, ценностей и норм от одного поколения к другому через интеграцию гендерных подходов в учебный процесс, способно заложить основы для становления общественной гендерной культуры.

В настоящее время не разработано единого определения гендерной педагогики, но наиболее распространенными в научной среде являются следующие:

  • - «гендерная педагогика — это педагогическая система, которая учитывает волеизъявление двух социальных статей — женщин и мужчин — в гражданском обществе как равных в возможностях и правах, с учетом их гендерных интересов и нужд» [8: с. 207];
  • - «гендерная педагогика — это совокупность подходов, направленных на создание комфортных условий в школе для социализации детей, важной составной частью которой является генде-ризация ребенка (мальчика или девочки)» [5: с. 54].

Именно сегодня, когда система образования находится на переломном этапе, когда на национальном уровне идет перестройка системы образования, происходит переосмысление концепции и разработка новой модели как среднего, так и высшего образования, а само общество постепенно начинает признавать наличие гендерных проблем и осозновать потребность в их скорейшем разрешении, становится жизненно необходимым внедрение элементов гендерной педагогики как важнейшего компонента общепедагогического образования.

Гендер — один из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему. Социальное воспроизведение гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает социально-ролевой статус личности, который определяет социальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, общественном производстве.

Современная концепция демократии исходит из того, что без достижения гендерного равенства невозможно построение полностью демократического общества. Но именно гендерного равенства достичь труднее всего: гендерные отношения охватывают все сферы нашей жизни, поэтому необходимо не только существенно изменить многие общественные структуры, но и перестроить сознание людей, освободив его от множества предрассудков. Членам свободного общества должно быть присуще эгалитарное сознание, свободное от патриархатных стереотипов.

Благодаря гендерному образованию возможно формирование эгалитарного сознания личности в системе социокультурных взаимосвязей на паритетных началах.

Гендерное воспитание личности осуществляется под влиянием семьи, образования, средств массовой информации, религии, искусства, языка, правовой и государственной политики. Применение гендерного подхода в формировании гармонично развитой личности предлагает новый способ познания действительности, при котором отсутствует неравность и иерархия «мужского» и «женственного». И только воспитание, ориентированное на равноправие полов, способно сформировать эгалитарное сознание у будущих граждан. Помогая школьникам и студентам избавиться от гендерных стереотипов, мы даем им возможность по-новому взглянуть на мир, способствуем развитию творческого мышления. Именно гендерное образование учит толерантности, что также является неотъемлемой чертой по-настоящему свободной личности. Патриархатное мышление, унаследованное нами от предшествующих поколений и предписывающее мужчинам и женщинам выполнение строго определенных с детства ролей, мешает развитию гармоничных отношений между полами, приводит к серьезным семейным и общественным проблемам. Поэтому формирование эгалитарного сознания способствует адаптации общества к современным процессам, более динамичному его развитию.

Поскольку гендерное образование решает множество важных социальных задач, необходимость его развития — очевидна, а гендерная педагогика должна стать необходимым компонентом общепедагогического образования. Однако при решении этой задачи возникают определенные трудности, связанные с тем, что гендерная педагогика как отрасль науки «о специально организованной, целенаправленной деятельности по формированию человека, формах и методах воспитания, образования и обучения» (т.е. как наука, на теоретическом уровне обобщающая опыт гендерного образования), находится в самом начале своего становления.

Другим немаловажным фактором является то, что одна из основных функций образования — «трансляция основной системы ценностей, норм, ролей от одного поколения к другому», т.е. функция воспроизводства традиционных ценностей и норм поведения [9]. Поскольку мы живем в патриархатном обществе, то традиционными являются патриархатные ценности. Если образование начинает пропагандировать и внедрять другую систему ценностей и норм, то оно противоречит своим собственным задачам и функциям: гендерное образование вступает в конфликт с образованием традиционным. Кроме того, практически невозможно за короткий срок изменить патриархатные установки школьников и студентов, перестроить те гендерные стереотипы, которые сформировались в рамках традиционной системы патриархатных ценностей. Можно лишь заставить обучающихся задуматься и усомниться в том, что казалось им истинным и непреложным.

Являясь новым направлением в педагогической науке, гендерная педагогика нуждается и в разработке новых методов преподавания. Гендерное образование и гендерная педагогика направлены на реконструкцию существующих гендерных отношений, поэтому обращены к представителям обоих полов. Основываясь на феминистской концепции равноправия полов, гендерная педагогика должна опираться на основные принципы и подходы, на которых базируется феминистская педагогика, где ведущими являются: отсутствие иерархии и дистанции между учителем и учеником; демократичность; толерантность; активное использование методов интерактивного обучения, а также поощрение и развитие инициативы учащихся. Все эти принципы и методы обучения должны быть присущи и гражданскому образованию, так как полностью соответствуют требованиям и задачам современного общества, становятся базовыми при создании «Школы будущего».

И хотя западные специалисты предпочитают говорить о феминистской педагогике, ориентированной на повышение социальной активности и уровня самосознания женщин, на постсоветском пространстве более распространено понятие «гендерная педагогика», являющееся более нейтральным (ведь в России слово «феминизм» до сих пор вызывает отторжение, хотя смысл его не понят многими нашими согражданами).

В Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Эта демократическая установка находит выражение в направленности современного образования на воспитание толерантности. Толерантность — это не просто терпимость, но уважение и принятие Другого, уважение права быть иным. Именно толерантность лежит в основе диалогичной культуры. Только через признание многообразия, через готовность к диалогу (и шире — полилогу) возможно строить образование XXI века в условиях глобализации и разнообразия культур [6].

Противоположностью толерантности является интолерант-ность, проявляемая как в ксенофобии (негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам) и в стигматизации («наклеивание ярлыков»), так и в различных дискриминационных практиках. Одной из таких практик является сексизм. В Социологическом словаре дано определение сексизма как «установки или действия, которые имеют дискриминирующий характер в отношении мужчин или женщин исключительно на основании их гендера» [1: с. 414]. И, как это ни парадоксально, именно школа воспроизводит различные дискриминационные практики, в том числе и сексизм, поскольку сама является основным инструментом воспроизводства общественных отношений.

Воспроизведение традиционной патриархатной структуры властных отношений осуществляется школой разными путями:

  • - через отведение женщине вторичного по отношению к мужчине места, определяя ее как ответственную в первую очередь за приватную, семейную сферу, формируя в девочках соответствующие личностные качества, программируя их на материнство;
  • - через формирование в мальчиках установки на достижения в публичной сфере, выводя их из приватной сферы и развивая определенные личностные характеристики (такие как соревновательность и агрессивность), которые впоследствии негативно сказываются на здоровье мужчин;
  • - через игнорирование голоса негетеросексуальных гендеров, т.е. установление гендерной цензуры.

Это и есть сексизм в действии, т.е. установление патриархат-ной властной системы, гендерной иерархии. Феминистские критики не только обнаружили сексизм в школе, но и предложили модели для его преодоления. Антисексизм — это основа, сердце-вина гендерной педагогики [7].

Обучение — лишь половина образования, второй его составляющей является воспитание. Воспитание — это не только нравоучительные беседы во время классных часов. Именно воспитание формирует ценностное сознание человека, его мироощущение и мировоззрение, его отношение к миру культуры, окружающим его людям и к самому себе. Воспитывающей, по своей сути, является вся жизнь учащегося, сопряженная с педагогическим процессом. Планируя урок, учитель ставит перед собой цель не только обучающего характера, но и воспитательного, однако в педагогических кругах постоянно вспыхивают дискуссии о том, что является главным в работе учителя — обучение или воспитание.

Образование — это целостный процесс, направленный на формирование зрелой, ответственной личности. Воспитание является в этом процессе первичным по отношению к обучению. Можно «передать знания», «научить их добывать», но без создания у учащихся ценностного отношения к знаниям, мотивации к их приобретению (т.е. соответствующих личностных характеристик) учитель не может быть уверен ни в том, что знания действительно будут усвоены, ни в том, что полученные знания не будут использованы учащимся во вред самому себе и (или) окружающим.

Именно поэтому гендерная педагогика ставит на первое место не получение знаний, а воспитание личности. Но сексизм пронизывает и учебные программы, и учебные пособия, поэтому они нуждаются в существенной коррекции: ведь, приобретая по своей сути сексистские знания, учащиеся усваивают «схему сексизма» и воспроизводят ее в своей повседневной жизни. В учащихся воспитывается сексизм, так как полученные знания являются составляющей сексистского информационного окружения [3].

Воспитание антисексизма как позиции активного неприятия и противостояния любой дискриминации на основе гендера мо жет осуществляться как через знакомство учащихся с информацией о сексизме и его последствиях, так и в процессе формирования у них ценностного отношения к данному явлению. Основной целью является реальное достижение гендерного равенства.

Методика, как система методов, используемых педагогом для достижения поставленной цели, формируется под воздействием нескольких факторов воспитания, где важнейшими выступают социальная среда, собственная активность человека и возвратнооценочное влияние взрослых на ребенка. Все эти факторы, проецируясь на реальность воспитательного процесса, могут трансформироваться в следующие методы воспитания антисексизма учащихся, включающие:

  • - личный пример педагога, когда он (она) не будет проявлять сексизма в собственном поведении и речи;
  • - создание соответствующей информационной среды, когда учащиеся будут информированы о различных проявлениях сексизма;
  • - помощь педагога учащимся в самостоятельном формировании ценностного отношения к сексизму как к негативному, деструктивному явлению;
  • - развитие критического мышления через научение рефлексивной деятельности, формирование направленности на самовоспитание, формирование «гендерной чувствительности» — отслеживания как собственных гендерных стереотипов и сексистских установок, так и сексизма, транслируемого в СМИ или в книгах (в том числе и в учебной литературе);
  • - включение в образовательный процесс таких видов деятельности, в которых мальчики бы могли проявлять больше эмпатии и заботы об окружающих, а девочки поощрялись к принятию самостоятельных решений, что способствовало бы разрушению па-триархатной гендерной схемы;
  • - использование в ходе учебного процесса методов интерактивного обучения, когда традиционные патриархатные властные системы «господства - подчинения» перестают работать;
  • - акцентирование внимания на опыте.

Воспитание антисексизма — это аспект более широкого вопроса — воспитания гендерной культуры учащихся, формирования гендернокомпетентной личности. Гендерная компетентность как составляющая культурной компетентности есть неотъемлемая черта любой зрелой личности. И игнорирование данной составляющей приводит к формированию людей с ущербным мировоззрением [4].

Однако, как и любая инновационная деятельность, работа по воспитанию антисексизма (и, следовательно, по формированию гендернокомпетентной личности), встречает ряд сложностей в своей реализации. Так, например, отсутствие гендерной проблематики в учебных программах не всегда может позволить учителю создать надлежащую информационную среду, особенно в тех школах, где принято дословное следование учебным планам и программам. Необходима коррекция программы и одобрение ее на педсовете школы.

Могут возникнуть сложности из-за недопонимания сути работы с коллегами или родителями учащихся. К сожалению, многие учителя (мужчины и женщины), работающие в современной российской школе, сами являются носителями патриархатных гендерных стереотипов и сексистских установок. В целом российскую систему образования можно охарактеризовать как гете-росексистскую (т.е. поддерживающую убеждение, что гетеросексуальность — единственная естественная и приемлемая сексуальная ориентация, модель поведения и идентичность для всех людей). Все свои стереотипы и установки в области гендерных отношений учителя транслируют учащимся. Поэтому работа учителя в русле гендерной педагогики может не находить понимания у коллег. Более того, данная ситуация может порождать сложности и для самих учащихся, поскольку разные учителя будут предлагать им совершенно различные ценностные, мировоззренческие системы. Возможно и недопонимание между педагогом и родителями, особенно тогда, когда семья сознательно выбирает патриархатную модель взаимоотношений (например, православную или исламскую).

Могут появиться сложности и в работе с учащимися. Приходящий в школу ребенок не является «чистым листом»: дети растут в определенном социальном окружении и культурном контексте, уже имеют усвоенные гендерные стереотипы и сексистские установки. По мере взросления (социализации и инкультурации) данные установки и стереотипы из разряда нерефлексируемых переходят в осознаваемые. Чем старше учащийся, тем сложнее ему (ей) осознать интолерантность своих установок и начать сознательно их корректировать.

Применение гендерной педагогики в качестве методики воспитания антисексизма раскрывает перед педагогом не только новые образовательные технологии, но и, изменяя привычную властную систему, выводит отношения с учащимися на качественно новый уровень. Кроме того, открываются возможности для личностного роста и коррекции мировоззрения самого учителя.

К социальным противоречиям российского общества последнего двадцатилетия можно отнести открытие больших возможностей для самореализации личности в условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, и высокий коэффициент невостребованности творческого потенциала огромного количества людей — с другой. Особенно ярко это противоречие проявляется в женском социуме. Из двух глобальных жизненных стратегий поведения, возможных в эпохи социальных трансформаций (выживания и развития), женщины, как правило, выбирали наименее перспективную — выживания. Это и позволило российским ученым сформулировать тезис о недостаточной эффективности (или невостребованности) потенциала 53 % населения нашей страны [2]. Ведь современные российские женщины практически вытеснены из сферы управления политикой, экономикой, бизнесом, наукой, лишены доступа к финансовым и природным ресурсам, высокооплачиваемым рабочим местам. Немаловажную роль в этом сыграли системы мотиваций и ценностей общества, статусные роли полов в обществе, а также стереотипы мужественности и женственности, господствующие в массовом сознании.

Однако уровень участия женщины в общественной жизни — один из существенных показателей цивилизованности общества, его демократичности. Всякая эффективная социальная политика по отношению к женщинам должна заключаться и в том, чтобы открыть перед женщинами более широкий выбор возможностей и научить их пользоваться ими. Без решения этой задачи вообще невозможны экономические реформы, социально-экономическое развитие России.

Поэтому предметом исследования гендерной педагогики, наряду с другими, выступает проблема коррекции процесса социализации молодежи в зависимости от пола в эпоху глобальных социально-экономических и культурологических трансформаций. Однако традиционная полоролевая социализация девочек и мальчиков, в которой активно участвует школа, продолжает воспроизводить патриархатные стереотипы взаимодействия полов как в общественной, так и в приватной сферах. Эти стереотипы все чаще вступают в противоречие с реальными трансформациями гендерных отношений в современном российском обществе, становятся препятствием для раскрытия индивидуальностей, равноправия полов, устойчивого развития демократических отношений.

Школа должна давать ученикам возможность развивать индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов. Для этого педагогический коллектив должен сам обладать способностью улавливать и реагировать на любые проявления дискриминации по признаку пола (сексизма), ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

Основной целью гендерного подхода в образовании выступает деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей учащихся в процессе педагогического взаимодействия независимо от гендера, которым они обладают.

Если в процессе гендерной социализации как школьников, так и студентов удастся создать условия для воспитания отношений между полами, свободные от жестких стереотипов маскулинности и фемининности в традиционном патриархатном смысле, то это может стать залогом воспитания новой личности — личности с высоким уровнем открытости и адаптивности к различным культурам, с приоритетами миролюбия и демократии во всех сферах жизни, с неограниченными возможностями индивидуального жизненного выбора и самореализации.

Гендерное образование позволит решить множество важных социальных задач, будет способствовать адаптации общества к современным процессам и более динамичному его развитию. И именно гендерная педагогика должна стать основным компонентом общепедагогического образования.

Литература

  • 1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. - М.: Экономика, 2004.
  • 2. Айвазова С.А. Женщины и общество: гендерное измерение политического процесса. - М.: Эслан, 1996.
  • 3. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОССПЭН, 2004.
  • 4. Педагогика: учеб пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2000.
  • 5. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. -М.: Информация XXI век, 2002.
  • 6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Позволь быть другими: Тренинг толерантности для подростков. - М.: Гратис, 2002.
  • 7. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании // Женщина в российском обществе. 2006.-№3.-С. 23-27.
  • 8. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании. - СПб.: ПЭР СЭ, 2008.
  • 9. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы. - М.: ИНИОН РАН, 2001.

А. В. Потапова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >