Инновационные методы обучения и педагогические технологии преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности»

Компетентностный подход в обучении основам безопасности жизнедеятельности

В своем выступлении мне хотелось бы затронуть вопросы, связанные с новыми подходами в образовании в целом и в преподавании предмета ОБЖ, в частности. Одним из таких направлений, получившим распространение сравнительно недавно, является компетентностный подход.

Идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда, сложившиеся в конце прошлого века. В исследованиях, проведенных специалистами Мирового банка, было отмечено, что в бурно меняющемся мире, система образования также должна будет измениться. Кстати, в этом докладе отмечались многочисленные достоинства советской системы образования. Вывод, сделанный специалистами банка, вы видите на экране. Понятие «хороший сотрудник» имеет более широкий смысл, чем «хороший специалист», т.к. подразумевает под собой не только наличие определенной профессиональной подготовленности, но и умение использовать ее в любых условиях (работая в коллективе или индивидуально, проявляя самостоятельность и инициативу, психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях, умея находить выход из нестандартных ситуаций, принимая оптимальные решения в условиях дефицита времени, средств и т.п.). Замените «любые условия» на «опасные ситуации», и вы получите требования по безопасности жизнедеятельности.

И хотя понятийный аппарат, характеризующий компетентностный подход в образовании, еще не устоялся, уже есть большое количество дефиниций, с которыми можно согласиться. Вот один из таких примеров, где раскрывается смысл компетенций в образовании. Появился этот термин и в Проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» версия 3.0.4, в первой статье, где дается определение понятия «образование». А впервые официально терминология компетентностного подхода в образовании прозвучала в «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Итак, компетентностный подход — это такой подход к решению образовательных задач, при котором учебный процесс ориентируется не только и даже не столько на усвоение обучаемым определенного объема информации (знаний), сколько на его способность после обучения самостоятельно действовать в реалиях современной жизни, применяя имеющиеся у него знания, умения и навыки, и накапливая новые. В основе компетентностного подхода лежит нацеленность на формирование у обучаемого так называемых ключевых компетенций. И свою лепту в этот процесс должны вносить все учебные предметы, в том числе и такой предмет, как «Основы безопасности жизнедеятельности». Более того. Именно наш предмет как нельзя лучше отвечает требованиям компетентностного подхода в обучении. И на это есть объективные причины. Основная из них — возрастание опасностей в современном мире. И это не простые опасности, у многих из них впереди появилось слово «глобальные». Поэтому мы должны учить детей не просто действиям в условиях опасностей современного мира, а готовить их к тем опасностям, которые могут возникнуть через 5, 10 и более лет и о которых мы сегодня с вами даже не догадываемся. Ну, например, опасен или нет мобильный телефон, опасны или нет генномодифицированные продукты, к чему приведет использование стволовых клеток и т.п. Отсюда проблема: дети, которых мы с вами учим сегодня завтра будут жить в другом мире, в мире, в котором будут другие опасности. И решить эту проблему можно лишь только на основе компетентностного подхода, который позволяет находить выход из любых ситуаций. Китайцам приписывают такую мудрую фразу: «Если человек голоден, можно дать ему рыбу, и он будет сыт один день, но можно дать ему удочку — и он будет сыт всю жизнь». Но в реалиях сегодняшнего мира — это уже не решение проблемы, решение проблемы — научить человека делать удочку самому. Вот на что должно быть нацелено обучение по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Есть еще одна проблема. Школа перестала быть монополистом в сфере обучения, и не только в области получения общеобразовательных знаний. Сегодня можно неконтролируемо получать любую информацию. Вот только вопрос: всегда ли эта информация верная, всегда ли она правильная? Это в полной мере касается и вопросов безопасности жизнедеятельности. При желании любой без особого труда может найти сведения о том, как изготовить взрывное приспособление, как получить психоактивное вещество, как откосить от армии. А чего стоят видеосюжеты неадекватного поведения, которые выкладываются в Интернете.

Какие же пути решения этой проблемы просматриваются на основе компетентностного подхода. Прежде всего это обучение культуре безопасного поведения путем формирования ключевых компетенций в данной области знаний. При этом мы должны не только успевать за реалиями сегодняшнего дня, но и видеть перспективу. Новые опасности — новые подходы в обучении. Это возможно только на основе изменения существующих программ по предмету ОБЖ. Ни для кого не секрет, что они излишне перегружены информацией, которую ученики получают по другим предметам. Это дублирование не только забирает такое нужное учебное время, но зачастую содержит сведения, которые не всегда адекватны тем, что ученик получает на занятиях по другим предметам. У ОБЖ очень много «точек соприкосновения» с другими предметами. Вот только небольшой перечень: география (ориентирование на местности и по карте, акклиматизация, климато-географические условия, стихийные бедствия...), биологией (строение организма человека, здоровье, здоровый образ жизни, иммунитет, травмы, раны, инфекционные заболевания), химией (процесс горения, способы прекращения горения, взрывы, аварийно химически опасные вещества, химические реакции, хими ческий состав табачного дыма, воздействие алкоголя, наркотиков на организм человека), физикой (динамическое воздействие ветра, потока воды, взрывной волны, радиация, электромагнитные, тепловые, акустические загрязнения). Этот перечень можно без труда продолжить. Так вот все эти и другие вопросы, изученные на занятиях по другим предметам, должны использоваться на занятиях по «Основам безопасности жизнедеятельности», а не изучаться как новые знания, так как образовательные компетенции по своей сути многофункциональны и надпредметны.

Надо понять, что компетентностный подход нацелен не только на получение обучаемым определенного объема информации (знаниевый компонент), но прежде всего на достижение определенного результата, а именно — приобретение ключевых компетенций в области безопасности личности, общества, государства. По этой причине обучение должно приобретать деятельностный характер, больше внимания следует уделять практической направленности занятий. Отсюда: в основе учебной деятельности должна лежать личностная ориентация обучаемого на безопасное поведение, его познавательная потребность в овладении вопросами безопасного поведения. А это может быть реализовано только в том случае, если на первое место мы поставим не знания, которые получит на занятиях по ОБЖ ученик, а личность, которая будет сформирована в процессе изучения нашего предмета.

И здесь на первое место выходят вопросы мотивации учебной деятельности. Ведь именно правильная мотивация, порожденная познавательной потребностью, лежит в основе учения. Необходимо учитывать, что мотивация не одномоментное действие, она должна присутствовать постоянно. В идеале — надо сделать так, чтобы обучаемые были лично заинтересованы не просто в получении знаний, умений, навыков, а том, чтобы они послужили базой для дальнейшего научения и превратились в ключевые компетенции. Для этого важно показывать их значимость и важность, в первую очередь для личной безопасности, безопасности родных и близких. Второе важное условие — сделать содержание учебного материала интересным для обучаемых. Способов достижения этого много. На занятиях по ОБЖ можно превратить учеников в спасателей, робинзонов, аналитиков, журналистов, путешественников. Единственное, о чем не надо забывать, — это то, что мотивы с возрастом меняются, и то, что было привлекательным в 5-м классе, в 10-м может стать не очень интересным.

Процесс обучения является специфической разновидностью познавательной деятельности, в ходе которой ученик познает мир и усваивает социальный опыт человечества. Движущей силой познавательной деятельности учащихся выступают различные противоречия. Основным из них является противоречие между имеющимся у обучаемых объемом ключевых компетенций и тем объемом, которым они должны овладеть. Решить это противоречие можно, формируя в процессе обучения основные ключевые компетенции. При этом не стоит противопоставлять ключевые компетенции знаниям, умениям и навыкам.

Рассматривая процесс овладения ключевыми компетенциями по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», следует учитывать, что формируются они не только в ходе учебного процесса. В этом плане очень важна нацеленность на конечный результат. Обучение должно быть доведено до логического конца. Однако не следует забывать, что учится человек всю жизнь и завершенность обучения тому или иному действию не должна быть завершением обучения.

Огромное поле деятельности открывается в плане поиска инновационных форм и методов обучения, совершенствования средств обучения и учебно-материальной базы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». По этой причине на повестке дня стоит вопрос о подготовке учителей, владеющих современными педагогическими технологиями и способных провести ученика по нелегкому пути познания: от алгоритмов действий к ключевым компетенциям, от ключевых компетенций к ключевым функциональным навыкам, позволяющим учащимся действовать при возникновении угрозы жизни, здоровью, имуществу в ситуациях различного уровня неопределенности, успешно решать нестандартные задачи безопасности жизнедеятельности.

Е.Ю. Железняк

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >