Особенности адаптации детей из семей мигрантов к условиям московского детского сада

Одной из наиболее ярких особенностей ситуации в современной России являются миграционные процессы. Они охватывают все социальные слои и группы населения, различные сферы жизнедеятельности человека. Это, в свою очередь, влечет за собой резкое возрастание социально-психологической напряженности со стороны как мигрантов, так и коренных жителей.

Снижение негативного характера межэтнических отношений, уменьшение последствий ксенофобии и мигрантофобии, улучшение межгрупповых отношений мигрантов и местных жителей особенно актуально, если эти процессы касаются детей, ставших мигрантами. Дети мигрантов, как и взрослые, стоят перед проблемой необходимости адаптироваться к новым социокультурным условиям. Это важно, поскольку в результате данного процесса меняется все, что раньше традиционно их окружало: от природно-климатических условий, социальных, экономических, психологических отношений до отношений в собственной семье. Кроме того, нельзя не учитывать личностные изменения, происходящие у детей в условиях миграции.

Особое внимание уделяется процессам адаптации детей в новую социокультурную среду через систему образования. Дошкольное образование является наиболее демократичным, массовым, доступным, гуманным по своей сути и содержанию институтом, обеспечивающим адаптацию детей мигрантов. Первоочередной задачей в работе с детьми мигрантов становится обеспечение сохранности здоровья, социальной и эмоционально-личностной стабильности, интеграции с учетом разной степени их вхождения в общекультурную среду.

Факторы, затрудняющие процесс адаптации детей мигрантов: языковые трудности; психологическая / эмоциональная напряженность; сложности во взаимодействии со сверстниками из этнодоминирующей группы; тоска/ностальгия по родине; незнание местных культурных норм, традиций; образовательные трудности; социально-бытовые, материальные проблемы семьи; социальная изоляция; ценностные различия (преобладание традиционных ценностей).

Адаптация детей к детскому саду — педагогически регулируемый процесс взаимодействия ребенка со средой, который разворачивается в виде поисковой активности, способствующей преобразованию самого ребенка и среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности, характеризующийся эмоциональной удовлетворенностью личности по достижению сознательно определенного, ожидаемого результата, формированием персональной ценностно-нормативной системы по определенной, социально заданной норме, на основе социальных и культурных ориентаций личности, выполняющий функций экстериоризации, интериоризации, аффилиации, гармонизации в индивидуальноличностном становлении дошкольника.

Адаптация к условиям дошкольного учреждения — довольно длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Выделяются три основных этапа (фазы) физиологической адаптации:

  • • Первый этап — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом посещения детского сада и систематического образования, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2-3 недели).
  • • Второй этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому педагогу так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

• Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какой бы деятельностью ни был занят дошкольник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому, чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению здоровья.

Немалую роль в успешной адаптации к детскому саду играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в детский сад, так как образовательная деятельность носит прежде всего коллективный характер. Не-сформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией отвергается другими детьми либо просто ими игнорируется. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение. Менее патогенна, но также чревата негативными последствиями ситуация самоизоляции, когда ребенок не испытывает нормальной потребности или даже избегает контактов с другими детьми.

Уровень развития адаптации не находится в прямой зависимости от возраста, поскольку каждому ребенку свойственно социализироваться в особом, индивидуальном темпе, в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, семейного воспитания и особенностей среды воспитания.

Организация индивидуального сопровождения адаптации ребенка из семьи мигрантов к условиям детского сада

Области деятельности

Реализация в опытно-экспериментальном исследовании

Базовая и динамическая диагностика

  • - анкетирование педагогов (характер трудностей адаптации);
  • - наблюдение игровой деятельности (динамика адаптации);
  • - социометрия (методика «Два дома») (динамика социализации);
  • - тест тревожности Теммл-Дорки-Амен (динамика эмоциональной адаптации)

Организационно-методическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса

  • - взаимодействие педагогов ДОУ;
  • - применение здоровьесберегающей технологии адаптации детей мигрантов к условиям детского сада через развитие способности воображения средствами выразительного движения и пластики;
  • - комплексный подход к работе с детьми (интегрированные занятия: выразительное движение - рисование - развитие речи)

Организация взаимодействия с родителями и их обучения

  • - беседы;
  • - совместное проведение занятий;
  • - совместная организация досугов и праздников;
  • - проектная родительско-детская деятельность

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

Современные подходы использования искусства в здоровьес-бережении детей дошкольного возраста характеризуется несколькими направлениями: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое

(выполняет катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (повышение эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в художественной практической деятельности и творчестве).

На основе метода Л.Н. Алексеевой была составлена авторская программа «Выразительное движение» по формированию способности символизации и воображения в пластике и хореографии, которая утверждена на кафедре экспериментального и инновационного образования Московского института открытого образования. В этой программе разработана система упражнений по выразительному движению, способствующих более целостному восприятию детьми окружающего мира, выражения своих впечатлений в движении, краске, звуке, слове.

Л.Н. Алексеева была продолжателем идей плеяды деятелей новой культуры движения. Слитность с музыкой является одной из ярчайших особенностей ее системы движения.

Развитие двигательных навыков должно происходить одновременно с развитием речи. Давно доказана тесная связь координированности и активности движений ребенка с развитием самых различных психических качеств личности. Для этого в методику проведения занятий вводится разговорно-игровой метод, позволяющий естественному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движения и помогающий ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом.

Мы выстроили линию работы с пластическим образом: наблюдение - описание - экспериментирование с возможными состояниями - изображение - интерпретация - формирование отношения - выстраивание линии поведения по отношению к этому явлению.

В качестве музыкального оформления мы используем музыку русских и советских композиторов: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакого, ГВ. Свиридова, С. С. Прокофьева и др. В качестве иллюстраций картины худож ников И.И. Левитана, И.И. Шишкина, В.И. Сурикова, В.Д. Поленова, В.М. Васнецова и др.

Применение в работе дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих педагогических технологий адаптации детей мигрантов к условиям детского сада повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, успешного формирования их идентичности, оптимального вхождения их в новую социально-культурную среду, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, формированию положительных мотиваций у педагогов и родителей детей.

Литература

  • 1. Акопова Э.С. Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте: экспериментальная программа для детского сада и начальной школы: методическое пособие для воспитателей и учителей. - М.: Пушкинский институт, 2005.
  • 2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. - М.: Скрипторий, 2002.
  • 3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Питер, 1988.
  • 4. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: МГПУ, 2006.
  • 5. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения. - М.: КДУ, 2009.
  • 6. Бондырева С.К., Безюлева Г.В, Шеламова Г.М. Толерантность в пространстве образования. - М.: ВЛАДОС, 2005.
  • 7. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. -Волгоград: Перемена, 2001.
  • 8. Буева Л.П. Личность и среда // Ребенок в системе коллективных отношений. - М.: Просвещение, 1972.
  • 9. Голенкова И.В. Социально-педагогическая адаптация дошкольников в группах кратковременного пребывания: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2008.
  • 10. Кулагина И.Е. Художественное движение (Метод Л .Н. Алексеевой): пособие для преподавателей дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. -М.: Флинта: Наука, 1999.

И.В. Захарова

Использование технологии

«развития критического мышления»

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >