Использование технологии «развития критического мышления» на уроках безопасности жизнедеятельности

Практика обучения и многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что в настоящее время необходимо отказаться от представления об учебном процессе как о процессе передачи информации. Учитель должен стать организатором познавательной деятельности, в которой главным действующим лицом на уроке становится ученик. И реализовать это можно, используя открытые образовательные технологии. Вместе с этим использование данных технологий предъявляет и новые требования к учителю, которые заключаются в умении:

  • • анализировать учебные материалы (нормативные тексты, учебники, в частности, системы понятий и системы фактов, набор заданий, информационные источники и т.д.) с целью выделения основного содержания;
  • • определять цели обучения и мотивировать изучаемый материал;
  • • планировать повторение — вводное, текущее и поддерживающее;
  • • структурировать и распределять новый материал по урокам;
  • • планировать результаты обучения в виде списка ожидаемых на выходе знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций;
  • • выбирать адекватный материал, методы, формы, режим и средства обучения;
  • • конструировать систему знаний, отвечающих требованиям полноты, наличия ключевых знаний, возрастания трудностей целевой ориентации и целевой достаточности, связанности;
  • • строить систему контроля — текущего и итогового;
  • • продумывать наиболее вероятные ошибки учеников, их профилактику и коррекционные действия.

Использование открытых образовательных технологий позволяет учителю обрести новые возможности воздействовать на процесс обучения и повышать его эффективность [И].

Открытые образовательные технологии в современной педагогике являются связующим звеном между двумя способами обучения: традиционным и инновационным. Данные технологии построены по принципу конструктора, который состоит из множества инструментов и приемов. Учитель может использовать на своем уроке как всю технологию в целом, так и ее отдельные приемы, инструменты в любой части урока.

Открытые образовательные технологии надпредметны. Одной из открытых образовательных технологий является технология «развития критического мышления».

Технология «развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США учеными и преподавателями Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлзом Темплом и Скоттом Уолтером. В ней синтезированы идеи и методы технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной [6].

Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована на уроках ОБЖ и для учащихся разных возрастных групп. Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.

Технология «Развитие критического мышления» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

В настоящее время существует множество определений критического мышления.

В.Н. Брюшинкин дает определение философской ориентации, акцентирующее внимание на теоретических аспектах: «Критическое мышление — последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям» [2: с. 30].

«Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта» (Г.В. Сорина) [12: с. 98].

«Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критери ев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений», — пишет Е.И. Федотовская [13: с. 10].

Д. Халперн рассматривает критическое мышление как использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий человек использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи [14].

Т.Ф. Ноэль-Цигульская акцентирует внимание на мотивационных аспектах развития способностей к критическому мышлению, которые носят рефлексивный характер и имеют отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой, с самосознанием. Когда же мы имеем дело не с мыслями людей, а с явлениями материального мира, то нам бывает вполне достаточно обычного мышления» [9].

Д. Клустер дает определение педагогической ориентации, акцентируя внимание на методических и практических аспектах развития способностей к критическому мышлению: «Критическое мышление есть мышление социальное и самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации» [8: с. 7-11].

В России технология «развития критического мышления» появилась в 1997 году. Данную технологию впервые использовали педагоги Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Новосибирска, а затем в других городах России.

Технология «Развития критического мышления» позволяет решать задачи:

  • • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название «дидактического цикла», который имеет три стадии: «вызов, осмысление, размышление».

Б. Гершунский выделяют следующие цели и задачи технологии «развития критического мышления»:

  • • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • • Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

  • • выделять причинно-следственные связи;
  • • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • • выделять ошибки в рассуждениях;
  • • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • • избегать категоричности в утверждениях;
  • • быть честным в своих рассуждениях;
  • • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  • • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  • • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
  • • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации [5].

Основная идея технологии развития критического мышления — создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире [3].

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление, таким образом, — не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

Формы урока с использованием технологии «Развития критического мышления» отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное [4].

На уроках ОБЖ можно использовать следующие приемы, которые отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области. Данные приемы позволяют учителю, используя систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Они дают реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства.

Приведем наиболее интересные приемы технологии «развития критического мышления»:

БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ — обобщающее название различных приемов, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе [10].

«ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ?» (верные или неверные утверждения) используют с целью мотивации предстоящей деятельности и подготовки учащихся к выполнению последующей работы. Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение. Обсуждение ответов идет в рабочих группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всего класса.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором — это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует разви тию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления [16].

ИНСЕРТ — звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы — Воган и Эстес, 1986 г; модификация Мередит и Стил, 1997 г). Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы инсерта соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

КЛАСТЕРЫ. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

«КОРЗИНА» ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ. Прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

МОЗГОВАЯ АТАКА, как методический прием, используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом. Рекомендуем: жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ. Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной», логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

«ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ». Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели «вызов - осмысление - рефлексия». Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

«СВОДНАЯ ТАБЛИЦА». Этот прием предполагает сравнение трех и более аспектов или вопросов. Используется с целью систематизации большого объема материала, развития умений анализировать и сравнивать различные объекты и явления.

СИНКВЕЙН. От французского слова «cing» — пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синк-вейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть использован и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

ТАБЛИЦА «3-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал»). Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Используется на стадии «осмысления».

«ТОЛСТЫЕ» и «ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ используются на любой из трех фаз урока.

ЭССЕ. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо философской, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

Итак, данная разновидность открытых образовательных технологий — технология «развития критического мышления» представляет собой целостную систему. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление, таким образом, — не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

Литература

  • 1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание. 1986.
  • 2. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред.

B. Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. - Калининград: КГУ, 2003. -

C. 29-34.

  • 3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - М.: Мирос, 2002.
  • 4. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.
  • 5. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. - М.: Совершенство, 1998.
  • 6. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Педагогика, 2003.
  • 7. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968.
  • 8. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: ЦГЛ, 2005. -С. 5-13.
  • 9. Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении (2000) // http://zhumal.lib.rU/c/cigulxskaja_t_f/criticalthink.shtml
  • 10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб, пособие. - М.: Академия, 2003.
  • 11. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.
  • 12. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2003.-№ 6. - С. 97-110.
  • 13. Федотовская Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.
  • 14. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000.

Левина Е.В.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >