Интерактивные методики обучения технологиям принятия решений в ситуации риска и неопределенности

В современный период в социологии и теории управления сформировалось множество подходов и определений процесса принятия управленческих решений. В социологии данный феномен изучался в рамках теории деятельности и концепции рационального выбора. Основоположником теории деятельности считают М. Вебера, который рассматривал принятие решений как деятельность, представляющую собой осознанный и целенаправленный процесс, основой которого является субъект-объектные и субъект-субъектные отношения [2, 3]. В теории управления выделяется ряд работ, посвященных рассмотрению принятия решения как одной из функций управления, различным классификациям и типологиям, выявлению особенностей коммуникативных процессов в группе в ходе принятия управленческих решений. В настоящее время в контексте философского знания развивается взгляд на процесс принятия решения как на интеллектуальную деятельность. Г.В. Сорина дает определение понятию решения, которое вне зависимости от сфер (политической, экономической, духовной, социальной) рассматривается как «определенная мыслительная деятельность, совершаемая субъектом (индивидуальным или коллективным) с целью уменьшения какой-то неопределенности, неточности, неоднозначности и т.д. в сложившемся положении дел» [7: с. 104]. Исходя из перечисленных выше подходов, можно выделить следующее определение процесса принятия управленческого решения — это целеполагающее действие, ориентированное на минимизацию ситуации неопределенности и достижение желаемого положения дел в будущем, а также предполагающее социальное взаимодействие между акторами, задействованными в процессе принятия решения, выполняющими определенные социальные роли. Данное взаимодействие будет рассматриваться нами как обмен ценностями[1] между индивидами для удовлетворения потребностей, эта социальная деятельность в свою очередь ограничивается социальными нормами и правилами, действующими в организации.

В приведенных выше определениях следует отметить, что решение — это прежде всего деятельность, нацеленная на преодоление или минимизацию ситуации неопределенности.

В теории управления субъект данного вида деятельности (субъектом процесса принятия решений) называется лицом, принимающим решение (ЛПР). Л ПР может быть индивидуальным или коллективным. В качестве коллективного ЛПР могут выступать различные группы людей, задействованные в разработке и принятии решения: малые рабочие группы, менеджмент среднего

звена, совет директоров компании, правление компании, собрание акционеров, члены правительства и т.д. В состав коллективного ЛПР входят индивидуальные субъекты, которые в процессе принятия решения выдвигают свои точки зрения на проблему, предлагают варианты решения, делятся своим опытом, навыками и знаниями, поэтому коллективное ЛПР принимает групповое решение. Рассматривая индивидуальное ЛПР (в социологии управления мы также называем ЛПР актором или действующим), необходимо выделить следующие компоненты данного понятия:

  • — физические характеристики индивида (возраст, пол и т.д.);
  • — интеллектуальные характеристики личности (знания, умения, навыки, а также мыслительная деятельность, система ценностей личности, нормы и правила, которыми руководствуется актор и которые ограничивают его поведение);
  • — жизненный опыт индивида, включая его профессиональный опыт, образование.

Всеми этими характеристиками обладают акторы, задействованные в принятии группового решения или входящие в состав коллегиального ЛПР. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что в процессе принятия группового решения каждый действующий вносит свой вклад, а также вместе с собой несет свои субъективные личностные черты, которые воздействуют на сам процесс, а также на поведенческий аспект социального взаимодействия всех членов группы. Именно невозможно абстрагироваться от социально-психологического климата в группе. Здесь следует говорить о субъектно-деятельностном подходе в описании процесса принятия управленческого решения, который включает в себя субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения.

Как отмечалось выше, в процессе принятия групповых управленческих решений все участники стремятся к преодолению или минимизации ситуации неопределенности. Понятие неопределенности является одним из центральных в теории управления и риск-менеджмента, поскольку на деятельность организации влияет как ее внутренняя среда, так и внешняя среда, в которых она функционирует, поэтому здесь можно говорить о том, что на дея тельность компании оказывают влияние факторы внешней среды, которые могут быть неизвестны или известны, но не полностью. В большинстве случаев неопределенность в моделях принятия решений следует понимать как наличие нескольких возможных исходов каждой альтернативы. В обыденном понимании неопределенность обычно связывается с такими характеристиками, как непредсказуемость, случайность, неоднозначность, нечеткость. Если факторы, влияющие на принятие решения, обладают этими свойствами, то нельзя говорить о каком-либо определенном исходе альтернативы. В этих условиях необходимо рассматривать все возможные исходы или хотя бы наиболее вероятные из них. Под рисками понимают неопределенное событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие, по меньшей мере, на одну из целей проекта, например, сроки, стоимость, содержание или качество. Итак, неопределенность можно отнести к числу важнейших параметров управления рисками. Принятие решений определяется как деятельность, ориентированная на преодоление неопределенности, а соответственно и на минимизацию рисков в системе управления.

Используя современные социальные технологии в процессе принятия групповых управленческих решений, можно минимизировать или преодолеть риски. Социальные технологии помогают сделать процесс коммуникации и внутригруппового взаимодействия субъектов, входящих в состав ЛПР-команды, прозрачным, а обратная связь способствует избежанию ошибок и возможного непонимания.

На уменьшение риска влияют следующие факторы: наличие информации для преодоления ситуации неопределенности, гибкость системы управления, внутригрупповое взаимодействие и поведение участников принятия решения, а также техническое обеспечение процесса управления (см. схему 1). Говоря об улучшении информации следует выделить такие параметры, как улучшение приобретения информации, улучшение переработки информации, улучшение накопления и улучшение связей. Здесь можно отметить важность коммуникативных процессов внутри ЛПР-группы, а так же умения и навыки тех участников команды, которые собирают информацию и передают ее на рассмотрение остальным членам коллектива. Гибкость системы представляет собой эластичность, возможность не только корректировки планов, но и альтернативного планирования. В процессе группового взаимодействия могут происходить различные ошибки и возникать конфликты, для уменьшения ошибочного поведения каждый член команды должен осознавать риски, руководителям следует тщательно отбирать сотрудников, используя новые современные технологии отбора и аттестации персонала, а также передавать знания. Техническое обеспечение тоже играет одну из первостепенных ролей в современной системе управления. Организациям необходимо располагать системами обеспечения, предупреждающими возникновение ошибок, обеспечивающими хранение информации, с возможностью быстрого отключения без потери данных.

Схема 1

В теории и практике управления рисками помимо подходов к их минимизации рассматриваются также возможности и пути преодоления рисков. Здесь можно выделить оправдание рисков и передачу рисков (см. схему 2). Под оправданием рисков понимают ограничение и компенсацию рисков. Передача рисков предполагает переложение негативных последствий угрозы с ответственностью за реагирование на риск на третью сторону, частично или полностью. Передача риска просто переносит ответственность за его управление другой стороне, риск при этом не устраняется. Передача ответственности за риск наиболее эффективна в отношении финансовых рисков. Передача риска практически всегда предполагает выплату премии за риск стороне, принимающей на себя риск. В качестве инструментов по снижению рисков выступают страхование и прописывание условий в контракте.

Схема 2

Еще одной стратегией, которую может выбрать субъект или ЛПР, является уклонение от риска, которое предполагает изменение плана управления проектом таким образом, чтобы исключить угрозу, вызванную негативным риском. Некоторых рисков, возникающих на ранних стадиях проекта, можно избежать при помощи уточнения требований, получения информации, улучшения коммуникации или проведения экспертизы. Риски избегаются путем простого невыполнения части проекта (см. схема 3).

Схема 3

Проанализировав возможные варианты поведения в ситуации риска, можно сделать следующий вывод: одним из основных факторов, влияющих на выбор той или иной стратегии поведения в ситуации риска и неопределенности, являются эффективные коммуникации и конструктивное групповое взаимодействие, что также имеет первостепенное значение в процессе принятия группового управленческого решения. Поэтому субъект (ЛПР) в своей деятельности должен опираться на социальные технологии, обеспечивающие минимизацию риска.

Поскольку процесс принятия решения обусловлен необходимостью использования различных социальных технологий и в то же время является социальной технологией в управлении, актуальной становится проблема подготовки современных управленцев и лиц, принимающих решения.

В конце XX века в теорию и практику управления образованием были внедрены два термина «традиционное обучение» и «инновационное обучение». Инновационное обучение определялось как ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми [8: с. 19]. Общественная потребность в развитии альтернативного, т.е. инновационного, обучения обусловливается глобальными инновационными процессами, которые стали особенно заметными во второй половине XX века. Эти процессы углубили и обострили противоречие между темпами общественного и индивидуального развития. Преодоление этого противоречия связано с внедрением инновационных программ и технологий обучения и подготовки профессиональных кадров. В этом заключается их социальная функция. Здесь следует выделить два типа компетенций, необходимых современному профессионалу любого уровня: предметный и надпредметный, где к первому типу относятся знания, необходимые для овладения профессией, а ко второму — личностные характеристики специалиста, такие как коммуникабельность, умение работать в команде, управленческие навыки и навыки принятия решений, способность к дальнейшему развитию [8: с. 21]. К традиционным методам обучения приходят на помощь такие новые методики и технологии, как ролевые игры, тренинги, кейс-метод, менторство, коучинг, подготовка на рабочем месте без отрыва от производства и другие. Данные методики относят к так называемым интерактивным методикам обучения, которые предполагают непосредственное взаимодействие между преподавателем и учащимся, иными словами, данный процесс предполагает постоя-ную обратную связь.

В управлении рисками мы можем выделить технологии организации группового взаимодействия, эффективных коммуникаций, организации обратной связи, которые требуют от управленца наличия определенных навыков делового общения. Развитию данных умений и навыков способствуют методики интерактивного обучения. Здесь мы можем предложить такие методы, как деловая игра и кейс-стадии. Деловая игра представляет собой имитацию принятия решения руководителей в различных производственных ситуациях, осуществляемых по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. Кейс-стадия предполагает использование реальной ситуации, взятой из жизни предпринимателей, в которой может оказаться человек в ситуации управления. И перед тем как столкнуться с реальностью, он может «проиграть» варианты ее решения. По своей методологии кейс-метод существенно отличается от стандартных методов обучения, он опирается на следующие педагогические принципы: индивидуальный подход; максимальная свобода; обеспеченность процесса большим количеством наглядных материалов; отсутствие загруженности большим объемом теоретического материала; тесное взаимодействие и сотрудничество «обучающий-об-учаемый»; развитие практических навыков; умение работать с информацией, логический анализ деятельности; развитие способностей саморегулирования. Кейс-метод является и специфическим практическим методом в организации процесса обучения, он совмещает в себе как наглядные методы (в нем дается наглядная характеристика проблемы), так и практические методы.

Кейс-метод достаточно перспективен, поскольку имеет огромный потенциал, позволяющий на практике применять новый учебный материал, полученный традиционным путем. Ролевые же игры требуют специальную разработку и адаптацию, а также основой для ролевых игр, на наш взгляд, может стать кейс-метод.

Для совершенствования навыков принятия решений в ситуации риска и неопределенности мы предлагаем использовать интерактивные методики, позволяющие управленцам сначала «проиграть» возможные варианты взаимодействия, прежде чем столкнуться с данными возможностями в реальности. Так, например, для развития навыков делового общения, организации группового взаимодействия, эффективных коммуникаций, преодоления и разрешения конфликтов могут быть использованы различные деловые игры, а ознакомиться со стратегиями уменьшения, преодоления и передачи рисков обучаемые могут, используя кейс-стадии.

В нашей статье мы предлагаем кейс, который дает студентам представление о процессе принятия управленческого решения в ситуации неопределенности. Данная ситуация может быть использована в практических занятиях по теории и практике управления и принятия управленческих решений. Ниже мы приводим реальную ситуацию.

Кейс «Празднование дня города» [6]

В городе Загорье приближается праздник — 500-летие со дня основания. Городская дума решила отметить эту круглую дату, провести праздник, а заодно обеспечить пополнение городского бюджета. И вот мы присутствуем на заседании, где обсуждаются детали.

Надо решить, где проводить праздник — на открытом воздухе или в здании городского театра. Финансовый результат праздника зависит от погоды, которая будет в тот день. При хорошей солнечной погоде все Загорье выйдет на улицы, праздничные мероприятия соберут массу участников, и городской бюджет пополнится солидной суммой. А если дождь? Загорцы — патриоты своего города, и праздничные эстрады, качели и карусели не будут пустовать, но их посетителей, празднующих под зонтиками, будет, конечно, много меньше, чем в солнечную погоду.

Второй вариант — празднование в здании. Он явно выигрывает в случае дождя - праздновать под крышей явно лучше, чем под зонтиками. Однако в солнечную погоду многие жители Загорья предпочтут радоваться солнцу, гулять или работать в садах и огородах, но не праздновать в здании.

Итак, каждый из двух вариантов решения имеет плюсы и минусы. Для принятия решения явно не хватает следующей количественной информации:

  • - насколько вероятна в день праздника солнечная погода и насколько дождливая;
  • - каковы финансовые результаты праздника при различных вариантах сочетания погоды и места проведения (а таких сочетаний четыре: солнечно — проведение на открытом воздухе, праздник под дождем, в театре при солнце, в здании при дожде).

На первый вопрос Дума поручает ответить городскому гидрометцентру, на второй — группе из режиссеров праздника, бухгалтеров и представителей торговых фирм. Перед началом следующего заседания думцы Загорья получают запрошенные ими количественные данные, сведенные в таблицу.

Таблица 1

Прибыль города при различных вариантах проведения праздника (тыс. руб.)

Погода

Праздник на открытом воздухе

Праздник в театре

Солнечно (60 %)

1000

750

Джождь (40 %)

200

500

В Думе началась дискуссия.

— Надо получить побольше в самом плохом случае, -— сказал осторожный Воробьев. — А хуже всего — при дожде, доходы по сравнению с солнечной погодой уменьшаются при любом нашем решении. При дожде на открытом воздухе заработаем 200 тысяч, а собравшись в театре — 500 тысяч. Значит, надо проводить праздник в театре — и как минимум 500 тысяч нам обеспечены.

  • — Нельзя быть таким пессимистом, — заявил горячий Лебедев. — Чаще всего в нашем городе солнечно, дожди — лишь исключение. Надо быть оптимистами — исходить из того, что все пойдет, как мы хотим, будет солнечно, мы проведем праздник на открытом воздухе и получим миллион в бюджет Загорья.
  • — На мой взгляд, и пессимист Воробьев, и оптимист Лебедев обсуждают крайние случае — самую худшую ситуацию и самую лучшую. А надо подходить системно, со всех сторон, учесть обе возможности, — начал выступление обстоятельный Чибисов, профессор-математик местного университета, специалист по теории вероятностей. — Рассмотрим сначала первый вариант— праздник на открытом воздухе. Мы получим 1000 тыс. в 60 % случаев (когда будет солнце) и 200 тыс. в 40 % случаев (при дожде), значит, в среднем 1000 • 0,6 + 200 • 0,4 = 600 + 80 = 680 тыс. А для второго варианта аналогичный расчет дает 750 • 0,6 + 500 • 0,4 = 450 + 200 = 650 тыс. Значит, надо проводить праздник на открытом воздухе.
  • — Коллега Чибисов рассуждает так, как будто мы будем отмечать 500 лет Загорья каждый год, да и все данные в таблице лет сто не изменятся, — вступил в дискуссию экономист Куликов. — Но нам предстоит провести только один праздник, и сделать это надо так, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях. Если мы решим проводить торжества на открытом воздухе, а пойдет дождь, то получим 200 тыс. вместо 500 тыс. при решении, соответствующе погоде, т.е. упущенная выгода составляет 500 - 200 = 300 тыс. При праздновании в театре в случае солнечной погоды упущенная выгода составит 1000 - 750 = 250 тыс., т.е. будет меньше. Значит, надо отмечать 500 лет Загорья в театре.
  • — Подведем итоги, — взял слова председательствующий Медведев. — Выступили четверо, каждый привел убедительные доводы в пользу того или иного решения. При этом за проведение торжества в театре выступили Воробьев и Куликов, а за проведение мероприятия на открытом воздухе — Лебедев и Чибисов. Будем голосовать.

Результаты голосования — 15 думцев за торжество на открытом воздухе, 8 (в основном представители старшего поколения) — за проведение его в театре. Решение принято — 500 лет Загорья будут отмечаться на открытом воздухе.

Задание. Ознакомиться с предложенной ситуацией. Проанализировать процесс принятия решения. Ответить на следующие вопросы:

  • 1. Как принималось решение?
  • 2. Кто принимал решение?
  • 3. Какие методы разработки и принятия решений использовались?
  • 4. Какие методы принятия решения вы бы могли порекомендовать?

Время проведения — 20 минут.

Преподаватель выступает в роли модератора, задавая наводящие вопросы во время проведения обсуждения после ознакомления слушателей с кейсом.

Поскольку кейс-стадии мы считаем универсальным интерактивным методом обучения технологиям принятия решений и организации групповой работы, то предложенный кейс можно использовать и как деятельностный, то есть слушателям предложить ситуацию не полностью, оставив за группой возможность принять решение самостоятельно. Также из данного кейса может быть разработана деловая игра, где студентам будут предложены роли экспертов и возможность принять участие в обсуждении.

В завершение групповой работы преподавателю следует подвести итоги обсуждения.

На наш взгляд, с помощью кейс-метода, который можно использовать и как ситуацию для анализа, и как основу для деловой игры, слушатели могут на практике «проиграть» возможные методы групповой работы.

Литература

1. Бартон Т., Шенкир У. Риск-менеджмент. Практика ведущих компаний. - М.: Вильямс. 2008.

  • 2. Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс. 1990.
  • 3. Давыдов Ю.Н. М. Вебер: социология в системе наук о культуре. // История теоретической социологии. Т. 2. - М.: Канон*, 2002. - С. 344-376.
  • 4. Зубок Ю.А., Чупров В.В. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. - М.: Академия. 2008.
  • 5. Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования / Под ред. Е.И. Степанова. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  • 6. Орлов А.И. Менеджмент. -М.: Знание, 1999.
  • 7. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. - М.: Канон*, 2009.
  • 8. Сорокина Н.Д. Управлениями новациями в вузах (социологический анализ): научная монография. - М.: Канон*, 2009.
  • 9. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995.

Е.И. Торохова, Т.Н. Хащевская

  • [1] Ценность социальная — компонент социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном и общественном сознании. Ценностью социальной может обладать любой объект, как реальный, так и воображаемый, в случае, если такой объект служит фокусом устремлений, желаний групп или отдельных лиц, рассматривается как важное условие существования, соответствующим образом оценивается, регулирует поведение людей. К ценностям могут относиться знания, умения индивидов, информация, которой они владеют [9: с. 871, 454].
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >