Создание безопасной образовательной среды в общеобразовательном учреждении

Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагога

Учитель включен в профессиональную деятельность, характеризующуюся высокими эмоциональными нагрузками. Специфика педагогической деятельности педагога состоит в том, что она строится по законам общения, предполагающего активное эмоциональное взаимодействие.

Социальное значение педагогической деятельности трудно переоценить: она связана с сохранением и трансляцией культуры как опыта деятельности. Очевидно, что психологическое здоровье педагога — одно из важнейших условий, обеспечивающих достижение цели образования: «Дать каждому школьнику базовое образование и культуру, затрагивающие все стороны личности на уровне, элементарно достаточном для равного с другим старта саморазвития» (О.С. Газман). Педагогическая деятельность всегда сопровождается эмоциональным напряжением, следствием которого могут стать ослабление устойчивости психических функций, частичная потеря работоспособности и даже соматические и нервно-психические болезни, что приводит к снижению психологической адаптивности, нарушению целостности личности преподавателя.

Профессиональная педагогическая деятельность имеет ряд специфических особенностей и осложнена множеством негативных факторов, одним из которых является феномен (или синдром) «эмоционального выгорания». Синдром эмоционального выгорания возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних причин и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие к переживаниям другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы.

Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции, одним из которых является эмоциональная устойчивость педагога, необходимая для преодоления негативных изменений, в том числе и синдрома эмоционального выгорания [2].

Среди педагогов существует проблема узнавания синдрома «эмоционального выгорания», которая проявляется в повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности, негативных изменениях в ценностно-нравственной ориентации личности. Проявления «эмоционального выгорания» (далее — ЭВ) в профессиональной деятельности учителя многообразны, однако, как правило, не осознаются самими педагогами. Эмоциональное речевое реагирование является отражением отношения педагога к себе, к своей деятельности и к партнерам по деятельности. Учителя с ЭВ используют контролирующие и организующие воздействия; опровержение чужого мнения даже без попытки аргументации; употребление дисциплинирующих речевых действий (практически всегда негативных), которые носят деструктивный характер (оскорбительные и разоблачающие оценки учеников, угрозы). Учителя с проявлениями ЭВ испытывают трудности в организации диалога с учащимися, в создании творческой атмосферы на уроке, в гибком и адекватном использовании методов обучения, поддержании включенности учеников в урок. При этом особенности функционирования эмоциональной сферы учителя, навыки его эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость входят в структуру его профессионально важных качеств.

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При ЭВ налицо все три фазы стресса:

• нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные клиенты;

  • резистенция (сопротивление), во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
  • истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным [1].

Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести.

Среди основных факторов, вызывающих развитие ЭВ, выделяют индивидуальные особенности специалистов и организационные особенности профессиональной деятельности (условия среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности). Индивидуальные факторы делятся на социальнодемографические (возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы) и личностные (выносливость, локус контроля, стиль сопротивления, самооценка, нейротизм (тревожность), экстраверсия).

К основным организационным переменным, вызывающим выгорание учителя, относят величину класса, неоднозначность роли учителя, перегрузку, недостаток поддержки от коллег и администрации, трудности в работе с «неуправляемыми» детьми, недостаток обратной связи от коллег и администрации и т.д. [3]

Для изучения особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания у школьных учителей была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, позволяющая определить подробную картину данного процесса, рассмотреть три последовательные фазы и степень их сформированности, определить степень выраженности отдельных симптомов и выделить доминирующие в каждой фазе.

Проведенное нами на базе школы № 894 г. Москвы предварительное исследование показало, что к организационным особенностям, влияющим на развитие ЭВ, можно отнести и возраст учащихся. У учителей начальных классов синдром эмоционального выгорания не обнаружен, о чем говорят несформировавшиеся фазы: «напряжение» (среднее значение — 20,6), «резистенция» и «истощение» (среднее значение — 31,6 и 24,5 соответственно). В то же время у педагогов старшей школы был обнаружен средний уровень выгорания, структура которого представлена формирующимися фазами резистенции и истощения (среднее значение — 47,3 и 35,5 соответственно).

Следовательно, чем младше учащиеся, тем проще педагогу работать с ними. Ведь учитель начальных классов является непререкаемым авторитетом для своих учеников, тогда как учителя в средних и старших классах могут испытывать трудности с поддержанием собственного авторитета в глазах учащихся.

Нарушение баланса между индивидуально-личностными характеристиками преподавателя и высокими требованиями профессиональной среды приводит к истощению возможностей (ресурсов) человека по преодолению стрессовых ситуаций, к развитию синдрома «эмоционального выгорания».

Деятельность учителя включает управление психическим развитием личности ученика. Успешно осуществить ее может только педагог, способный осознанно регулировать проявления своих эмоций: открытый собственным и чужим мыслям, чувствам, переживаниям, доверяющий себе и своим ученикам, способный преодолевать трудности. Однако «эмоциональное выгорание» оказывает деструктивное влияние на развитие личности и деятельность учителя, поэтому требует профилактики и коррекции.

Основными средствами предупреждения синдрома «эмоционального выгорания» являются психотехники, позволяющие переживать состояния единства с окружающим миром, становиться объектом самопознания, расширять диапазон чувствительности к своим состояниям, телесным ощущениям, понимать эмоциональный смысл происходящего вокруг, обретать навыки произвольной саморегуляции на телесном, эмоциональном и интеллектуальном уровнях, а также на уровне отношения к себе, к своему внутреннему миру и миру других людей.

Поэтому перед активно развивающейся в настоящее время психологией стоит задача психологического оздоровления, реабилитации и коррекции, а также организация мероприятий по профилактике «эмоционального выгорания» среди учителей.

Литература

  • 1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинт. 1996.
  • 2. Воробьева М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: авто-реф. дисс. ... канд. псих. наук. - Екатеринбург, 2008.
  • 3. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. -№ 15. - С. 18-21.

Т.Б. Барулина, В. И. Сидорова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >