Теоретические подходы к оценке сформированности культуры безопасности жизнедеятельности

Государство несет большие финансовые затраты на обучение безопасности жизнедеятельности, формирование личности безопасного типа. Для этого определена образовательная область безопасности жизнедеятельности, дисциплина ОБЖ преподается на ступени основного общего образования, начального профессионального образования, дисциплина БЖД преподается на ступени среднего и высшего профессионального образования. Существует огромное количество учебных планов и программ, других учебно-методических документов, работают над проблемой формирования культуры безопасности жизнедеятельности как ученые, разрабатывающие теоретические аспекты формирования культуры безопасности жизнедеятельности, так и преподаватели-практики, авторы интересных и разнообразных методик, все усилия направлены на формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Теоретические основы и варианты решения проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности освещаются в публикациях В. Мошкина, В. Латчука, Т. Назаровой, В. Шаповаленко, Л. Гориной, Ю. Воробьева, В. Пучкова, Р. Дурнева.

Несмотря на огромное количество публикаций как научного, так и методического характера острота проблемы не снята, и это связано, как нам кажется, в возможности оценки сформированное™ культуры безопасности жизнедеятельности: критериях, методиках, моделях и вариантах выхода обучаемого и обученного из опасности в безопасность, возможность безопасного поведения и индивида и государства. Вот как проблему сформированности культуры безопасности трактует В. Мошкин: «Признавая наличие серьезных достижений в исследовании воспитания культуры безопасности, следует признать, что в публикациях... авторов в основном изложены результаты исследования процесса обучения БЖД, воспитания БЖД, формирования культуры безопасности жизнедеятельности, процесса формирования субъективного отношения к природе.... авторы не ставят задачи обоснования модели процесса воспитания культуры безопасности школьников» [4: с. 42].

Дефиниция культуры безопасности жизнедеятельности — компонент содержания образования, включающий систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, функция которых — формирование и развитие у школьников безопасности жизнедеятельности. Возможно, данное дефиниро-вание связано с выделяемыми им признаками культуры безопасности: воспроизведение у учащихся культуры безопасности; процесс организованного творческого общения с учителем - носителем культуры безопасности; создание условий совершенствования готовности к безопасной жизнедеятельности; освоение ценностей культуры безопасности в деятельности по включению учащихся в жизнь. Для Мошкина воспитание культуры безопасности реализуется в педагогической практике в качестве компонента, состоящего из учебных предметов ОБЖ, воспитательных мероприятий и функций (постоянное воспитательное, развивающее и корректирующее влияние на школьников) учебно-воспитательного процесса [4: с. 47].

Рассматривая структуру и компоненты культуры безопасности, Мошкин выделяет ядро культуры безопасности как компонента культуры в ее личностном воплощении. Это общечеловеческие цели и ценности, фиксирующие цели безопасной жизнедеятельности, позитивно оценивающие безопасность и придающие высокий смысл безопасности и выживанию. Для всех указанных авторов воспитание культуры безопасности — это прежде всего готовность к предупреждению и преодолению вредных, опасных факторов жизнедеятельности, угрожающих отдельному человеку и обществу в целом.

Во всех почти публикациях, посвященных формированию культуры безопасности, как нам кажется, имеется нечто общее: они сосредоточены на проблеме формирования, но мало кто сосредотачивает внимание именно на сформированности культуры безопасности: количественных и качественных показателях сформированности культуры безопасности, результатах и уровнях сформированности культуры безопасности.

По нашему мнению, это обусловлено тем, что почти все авторы не рассматривают как отдельные основные вопросы педагогики: «чему учить», «как учить» и «зачем учить», и тем, что безопасность жизнедеятельности не является школьным предметом или дисциплиной, как, например, физика или литература, но предметной областью, которая закладывает и должна закладывать не только знания, но формирует мировоззрение, создает мотивацию и определяет деятельность.

Решая проблему формирования культуры безопасности, Мошкин четко фиксирует педагогические трудности: «методисты и практики воспитания и обучения не имеют возможности опираться на теорию воспитания культуры личной безопасности. Имеющиеся в различных педагогических теориях отдельные разрозненные положения о воспитании и обучении безопасному поведению до настоящего времени не обобщены и не систематизированы. Тем более рано говорить о создании педагогики безопасности» [4: с. 37].

Разрабатывая элементы культуры безопасности, ее содержательное наполнение в учебном процессе, основные элементы педагогического процесса, Мошкин уделяет внимание диагностике культуры безопасности как обязательному компоненту педагогического процесса, в ходе которой осуществляется оценка различных аспектов педагогического процесса: уровня достижения воспитательной цели; уровня сформированности деятельности, способностей и личностных качеств школьников как основы безопасной жизнедеятельности; уровня эффективности воспитания культуры безопасности и т.д.

Проблема сформированности, замечает В.Н. Мошкин, выглядит следующим образом: в ходе наблюдения за деятельностью школьников, при анализе письменных работ, организации дискуссий, в ходе практических видов деятельности, анкетирования, бесед с учащимися, родителями и т.д. у учителя собирается информация о нравственных качествах, мировоззренческой позиции, о взглядах, убеждениях, мотивах учащихся. Педагогические средства диагностики сформированности культуры безопасности — это средства получения первичной информации (наблюдение за деятельностью учащихся, изучение результатов их деятельности: тесты, анкеты, задачи, вопросы и т.д.); средства анализа полученной информации — основные понятия, используемые для определения объективных свойств и характеристик культуры безопасности учащихся; средства оценки уровня сформированности культуры безопасности школьников — критерии оценки уровня развития культуры безопасности, оптимальности процесса воспитания культуры безопасности и средства хранения, систематизации полученной информации о процессе и результатах воспитания культуры безопасности (компьютерные программы, протоколы, журналы и т.д.) — все это характеризует знаниевую составляющую, но не дает общей количественной «картины» сформированности.

Для В. Мошкина проблема формирования культуры безопасности — исключительно педагогическая и решается им традиционным путем: выделением целей, тактических и стратегических задач, перечня основных опасностей соотнесения их с изучаемыми темами и школьными предметами, диагностика посредством всех видов контроля и пр. При этом автор неоднократно подчеркивает, что возможность школьного контроля и «наделение» учащихся определенным набором знаний, пусть и очень обширных, не гарантирует формирование ИМЕННО культуры безопасности жизнедеятельности и мотивационно-ценностной сферы, обеспечивающей КУЛЬТУРУ безопасности.

Иначе, шире и многоуровневей, решают проблему формирования безопасности жизнедеятельности Ю. Воробьев, В. Пучков, Р. Дурнев в своей работе «Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения».

Авторы стремятся рассмотреть вопрос о формировании культуры безопасности жизнедеятельности, отталкиваясь от исторических, философских и социологических истоков культуры безопасности жизнедеятельности и рассматривая содержание понятия культуры безопасности жизнедеятельности на индивидуальном, корпоративном и государственном уровнях. Особенность подхода заключается в понимании необходимости складывания единой всеохватывающей системы: для всех возрастов, ступеней и типов образования и групп населения, направленной на создание культуры безопасности, как в рамках государства так и на индивидуальном уровне.

Культура безопасности выступает у них как новая цивилизационная парадигма, а не только педагогическая задача, что позволяет надеяться на объединение усилий не только системы общего основного, начального профессионального и высшего профессионального образования, но и усилий теоретиков всех направлений, государственных органов и всех подразделений спасательных служб. Авторы подробно анализируют состояние развития культуры безопасности жизнедеятельности в нашей стране и за рубежом, сравнивая подходы и образовательные программы, направленность обучения безопасной жизнедеятельности. Отталкиваясь от нормативно-правовой базы в области образования населения и формирования у него культуры безопасности жизнедеятельности, Дурнев, Воробьев, Пучков рассматривают все уровни обучения: федеральный, региональный, муниципальный, организационный содержательно и методически.

В «Основах формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения» рассматривается не только уровень личной безопасности и культуры безопасности личности, как у подавляющего числа авторов, занимающихся вопросами формирования культуры безопасности, но обращается внимание на другие уровни безопасности: «Не вызывает сомнения, что качества личности, проявляемые в повседневной жизни и при воздействии опасностей, являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизации их негативных последствий. Кроме того, безусловным является и тот факт, что доминанта безопасного поведения коллективов людей, социальных групп, общества в целом будет в существенной степени зависеть от качеств и свойств составляющих их людей... поэтому такие социальные системы, как корпорации (коллективы) людей, общество в целом, будут обладать свойствами более высокого уровня — т.н. системными свойствами. В этой связи необходимо дополнительно установить объекты формирования культуры БЖ более высокого уровня» [1: с. 67].

Авторы обращают внимание на корпоративный уровень формирования культуры безопасности, на котором человек наиболее полно реализует свои качества и способности, профессиональный потенциал, вступает в определенные отношения с коллективом. Дурнев, Воробьев, Пучков обращают особое внимание на формирование культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне, потому что, по их мнению, система социальных и государственных ценностей и приоритетов является системообразующим фактором обеспечения безопасности жизнедеятельности. Основной целью формирования культуры БЖ должно являться достижение такого состояния людей, трудовых коллективов, общества в целом, при котором обеспечение безопасности жизнедеятельности является основной внутренней потребностью и для реализации этой потребности существуют необходимые условия.

Для Воробьева, Дурнева, Пучкова очевидно, что для формирования культуры безопасности жизнедеятельности необходимо не только получение знаний о безопасном существовании, но, что существеннее и фундаментальнее, развитие качеств и свойств объектов культуры безопасности жизнедеятельности, способствующих формированию внутренней целевой установки на обеспечение безопасности жизнедеятельности, которая складывается как система личных и общественных идеалов и ценностей, мотиваций и действий; устойчивых индивидуальных и социальных моделей и стереотипов поведения в области безопасности жизнедеятельности.

Авторы обращают внимание на адресное воздействие, являющееся более эффективным, чем универсальное... для осуществления результативного культурно-информационного воздействия на индивида, коллективы, общество. Для подобного адресного воздействия разрабатывают критерии классификации объектов культуры безопасности жизнедеятельности на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности для Дурнева, Воробьева, Пучкова это сложный комплекс из формирования идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развития качеств личности, влияющих на обеспечение безопасности жизнедеятельности, формирование знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование безопасной жизнедеятельности.

В основу формирования культуры безопасности жизнедеятельности, считают Дурнев, Воробьев, Пучков, должны быть положены общие и частные принципы. К общим они относят комплексность воздействия на человека, коллективы людей, общество; учет национальных, культурных, исторических особенностей российского общества; приоритетность индивидуального уровня развития культуры БЖ; приоритетность образования в процессе формирования культуры БЖ; целенаправленность воздействий средств массовых коммуникаций [1: с. 202].

К частным принципами формирования культуры БЖ они отнесли: соответствие процесса культурно-информационного воздействия закономерностям психической, познавательной деятельности; единство воспитательной, обучающей и развивающей функций; рациональное соотношение специализированного и универсального культурно-информационного воздействия; проблемность доводимой информации.

Взаимосвязь общих и частных принципов для авторов обуславливает необходимость проведения единой, взаимоувязанной по целям, времени и месту деятельности по развитию культуры БЖ на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровнях, которые должны проводиться с единых идеологических, нормативных, научно-методических позиций и планироваться с использованием программно-целевых методов. Подчеркивая принцип приоритетности индивидуального уровня развития культуры БЖ, авторы заявляют, что именно от степени развитости черт личности безопасного типа будет зависеть степень безопасности сообществ людей, поэтому при планировании деятельности по формированию культуры БЖ необходимо исходить именно из индивидуального уровня.

Вопрос «как учить» основам безопасности жизнедеятельности эффективнее получает интересное решение в публикациях Т.В. Мельниковой, предлагающей систему модульного обучения безопасности жизнедеятельности. Для нее модульное обучение оптимально при обучении безопасности жизнедеятельности, так как представляет собой специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества.

Применение модулей в обучении безопасности жизнедеятельности связано у Т. Мельниковой с существующими в теории и практике образования, направленного на формирование культуры безопасности жизнедеятельности, противоречий: между необходимостью становления культуры БЖД с детства и отсутствием образовательной технологии, позволяющей достичь желаемого

(количественно и качественно определенный) результата в этом направлении, необходимостью переосмысления целей и результатов школьного образования и неразработанностью технологии внедрения в практику школы современных форм организации образовательного процесса, обеспечивающих формирование культуры БЖД, необходимостью формирования осознанного отношения к личной безопасности и отсутствием научно обоснованных способов формирования культуры БЖД в процессе обучения, которые предлагаемая ей система поможет снять.

Оригинальный подход к проблеме формирования культуры безопасности жизнедеятельности предлагает Л.Н. Горина — многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе изо- и гомоморфизма, которая поможет решить проблемы, накопившиеся в современном образовании в области БЖД: недостаточное количество часов, отводимое на изучение базовых дисциплин естественного цикла, неразработанность стратегии изучения базовых дисциплин естественного цикла на всех ступенях образования, нестыковка программ этих дисциплин, опора на знаниевую, но не на личностную компоненту обучающегося, отсутствие программно-методического комплекса для процесса подготовки человека в системе БЖД, отсутствие системы критериев и показателей, позволяющих оценить уровень знаний, умений и навыков и гарантировать требуемое качество подготовки специалиста в системе БЖД и отсутствие диагностических методик сформированности культуры безопасности жизнедеятельности человека.

Эти проблемы для нее выражаются в неразработанности единых концептуальных положений и терминологии системы безопасности жизнедеятельности, неопределенности единых для всех ступеней образования элементов и связей между ними, позволяющих объединить все подсистемы в единую систему и сделать процесс подготовки непрерывным и преемственным, сохранении дифференциации дисциплин, объединенных единым понятием «БЖД», отсутствии в системе подготовки по БЖД начального уровеня (дошкольные учреждения и семья), дискретности про цесса образования в области БЖД, несоответствии теоретической и практической подготовки в области БЖД реальному социальному заказу, отсутствии технологии обучения, гарантирующей достижение поставленных целей, отсутствии системы критериев и показателей, оценивающих уровень подготовки специалиста в области БЖД, игнорировании процесса формирования личностных качеств человека, необходимых для обеспечения БЖД во время получения образования. Процесс подготовки по БЖД находится вне культурного поля, вследствие чего игнорируется социо-культурный контекст процесса обучения.

Горина настаивает на создании единой системы подготовки специалиста в области БЖД путем объединения всех подсистем (от дошкольного до послевузовского), которая представляет собой теоретически разработанную, многоуровневую педагогическую систему, открытую, нелинейную, адаптивную, с согласованной внутренней структурой. На основании предлагаемого, как считает Горина, возможно выработать систему интегральных показателей степени и характера формирования культуры БЖД: обеспечение репрезентативности в решении педагогической задачи, мерилом могут быть только социально значимые качества, каждому признаку в эталоне должна быть обеспечена возможность обоснования непосредственно в действиях учащихся, эти показатели должны обладать способностью к количественному выражению в виде графиков, диаграмм или моделей, в форме, дающей возможность деления на информационную, измерительную и эталонные части.

Горина пишет, что в качестве структурных единиц должны выступать знания, компетентность, умения. Для каждой из структурных единиц Горина предлагает свои показатели. Для знаний — количественная и качественная оценка на основе системы тестирования, позволяющая выявить тезаурус, объем знаний, способность использовать эти знания в конкретной ситуации.

Для компетентности — на основе представления в виде модели индивидуальной характеристики специалиста как степени соответствия знаний его требованиям профессии, способности проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, владеть приемами профессионального общения, планировать производственный процесс.

Для умений — на основе блока профессиональных знаний и посредством тестовых методик и других контрольно-измерительных процедур, в ходе которых испытуемый по цепочке технологических процедур «предвосхищает» ожидаемое событие и определяет пропущенные операции в предлагаемой ему технологической карте или технологическом маршруте. В этом случае маршрутное задание носит характер сквозного проектирования и должно отражать цель выработки основных навыков культуры БЖД.

Все вышесказанное позволяет сделать некоторые выводы: проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности является не только педагогической, но должна быть рассматриваема как проблема социокультурная; при формировании культуры безопасности жизнедеятельности необходимо обращать внимание не только на процесс, но и на результат; уровни культуры безопасности жизнедеятельности: индивидуальный, корпоративный и общественно-государственный вступают друг с другом в противоречия как по способам формирования, так и по содержанию культуры безопасности.

Литература

  • 1. Воробьев Ю.Л., Пучков В.А., Дурнев Р.А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. -М.: Деловой экспресс. 2006.
  • 2. Горина Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма. Дисс. ... док. пед. наук. - Тольятти, 2002.
  • 3. Мельникова ТВ. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности уч-ся на основе технологии модульного обучения. Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006.
  • 4. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. Дисс. ... док. пед. наук. - Барнаул, 2004.

С.Р. Карьёнов

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >