Организационные аспекты обеспечения безопасности образовательных учреждений

Модернизация российского образования в последние годы проходит на фоне повышения рисков природного, техногенного, экологического, социального и экономического характера; усиления международного терроризма, локальных военных конфликтов, ухудшения криминальной обстановки.

Ущерб, наносимый объектам системы образования вследствие угроз и опасностей различного характера, не может быть оценен никакими денежными эквивалентами ввиду их государственной и общественной важности. К тому же это, как правило, объекты с массовым пребыванием детей, что в случае возникновения опасных ситуаций может привести к массовым трагическим последствиям.

Анализ проблем безопасности образовательных учреждений позволяет сделать вывод о том, что сформированная сегодня законодательная база — это: Конституция Российской Федерации; законы Российской Федерации: «Об образовании», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно правовых актов в области безопасности — ставит перед органами управления образования на всех уровнях ряд задач, а именно:

• создание действенной законодательной и нормативно-правовой базы по обеспечению безопасности образовательных учреждений;

  • • создание хорошо продуманной, комплексной системы мер по установлению порядка охраны, основ безопасности и обеспечению устойчивого функционирования образовательных учреждений всех видов и типов;
  • • разработка и реализация комплексных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов системы образования и создание безопасных условий для участников образовательного процесса;
  • • осуществление взаимодействия органов управления образованием на всех уровнях с государственными службами, ведущими проблемами безопасности личности, общества и государства, охраной здоровья населения, а также защитой в чрезвычайных ситуациях;
  • • разработка и расчет технико-экономической эффективности мероприятий, направленных на обеспечение безопасности образовательных учреждений, с целью принятия экономически обоснованных решений по их защите;
  • • организация и проведение обучения участников образовательного процесса в области защиты от угроз и опасностей различного характера.

В последние годы в специальной литературе обсуждаются отдельные вопросы, касающиеся различных аспектов безопасности образовательных учреждений и участников образовательного процесса, однако в стране до настоящего времени отсутствует единая комплексная система обеспечения безопасности образовательных учреждений.

Практически отсутствуют научные разработки по организационно-методическим основам обеспечения комплексной безопасности; внедрению новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности образовательных учреждений, основанных на использовании современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники; не создана единая информационная среда по проблеме безопасности образовательных учреждений. Решение этих задач требует комплексного подхода к построению системы безопасности образовательного учреждения.

Исследованные нами труды ученых и специалистов в области теоретических аспектов безопасности — В.И. Ярочкина, О.Н. Русака, Л.А. Михайлова — позволяют выявить механизмы возникновения источников потенциальной опасности в среде обитания, а также констатировать, что угрозы и опасности всегда указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта, который выступает источником и носителем опасности, и объекта, на который направлена угроза или опасность.

Источники опасности представляют собой условия и факторы, которые таят в себе, а при определенных условиях сами по себе или в различной совокупности проявляют или обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу, реальные или потенциальные действия. Они по своей природе имеют природное, техногенное и социальное происхождение. Исходя из этого, субъект — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Объект, в свою очередь, выражает то, что противостоит субъекту в его предметно-практической или познавательной деятельности. Взаимосвязь субъекта и объекта иллюстрирует рисунок 1.

Взаимосвязь субъекта и объекта как предмета познания, практического воздействия и деятельности

Рис. 1. Взаимосвязь субъекта и объекта как предмета познания, практического воздействия и деятельности

Все опасности реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты). Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.п. Основное желаемое состояние объектов защиты безопасное. Состояние безопасности достигается при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.

Анализируя исследования В.И. Ярочкина в области теории и методики безопасности, мы пришли к пониманию того, что основополагающими методологическими принципами обеспечения безопасности деятельности человека являются:

1. Принцип системности, в основе которого лежит соотношение целого и части. С одной стороны, любое явление в сфере безопасности надо рассматривать как целое, относительно самостоятельное и включающее ряд явлений меньшего масштаба. С другой — само оно есть часть большего явления, испытывает его влияние и на него воздействует. Таким образом, каждое явление процесса обеспечения безопасности — есть определенная система составляющих его элементов, как единство взаимосвязанных и взаимодействующих предметов, процессов, отношений.

В сфере безопасности жизнедеятельности человека под целым понимается система «Субъект - Объект - Система безопасности» для любых объектов, любых уровней и масштабов (см. рис. 2).

Обобщенное представление целого

Рис. 2. Обобщенное представление целого: система «Субъект - Объект - Система безопасности»

Под объектом здесь понимается любая система, в том числе планета, страна, личность, технические средства, сооружения, элементы природной среды, т.е. все, что необходимо для обеспечения безопасности человека в самом широком смысле слова и что может подвергаться негативному воздействию различного характера.

  • 2. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости. Суть его заключается в том, что мир, в котором живет человек, представляет собой единое целое. Все его части неразрывно связаны между собой. Ни в природе, ни в общественной жизни нет абсолютно изолированных явлений и предметов. Объективное существование всеобщей взаимосвязи явлений и процессов действительности, как и взаимодействие всех их сторон, обусловливаются именно этими связями.
  • 3. Принцип определяющих факторов, который состоит в выделении существенных связей и отношений, оказывающих решающее влияние на состояние безопасности. Этот принцип позволяет отсеять второстепенные воздействия, не оказывающие значительного влияния на функционирование тех или иных систем.

Таким образом, в безопасности жизнедеятельности человека проявляются выраженные закономерности угроз и опасностей и способы защиты от них. Реализуясь в пространстве и времени, они угрожают и человеку, и обществу, и государству, следовательно, профилактика опасностей и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.

Общественная практика свидетельствует о том, что слабость системы безопасности оборачивается огромными бедами и несчастьями, ведущими к человеческим жертвам, значительным материальным и нравственным издержкам, что государство, общество, конкретный человек, не заботящиеся о своей безопасности, оказываются нежизнеспособными. Это в полной мере относится и к объектам системы образования.

Проведенные нами исследования характерных угроз и опасностей для объектов системы образования позволили выделить как внешние, так и внутренние явления и события, влияющие на безопасность образовательных учреждений, которые можно классифицировать следующим образом:

  • а) угрозы безопасности внешней среды образовательного учреждения;
  • б) угрозы безопасности внутренней среды образовательного учреждения.

Угрозы безопасности внешней среды образовательного учреж-дения_рассматриваются в работах К.В. Жарикова, Т.Л. Партыка, Н.И. Гаранина, М.С. Петровой, С.В. Петрова, С.Н. Вольхина и др.

К ним мы относим:

  • а) природные: геофизические, геологические, метеорологические и агрометеорологические, гидрологические, гидрогеологические опасные явления; природные пожары; инфекционная заболеваемость людей и др.;
  • б) техногенные: транспортные аварии и катастрофы; пожары, взрывы и угрозы взрывов; аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ; аварии с выбросом радиоактивных веществ; аварии с выбросом биологически опасных веществ; внезапное обрушение зданий и сооружений; аварии на электроэнергетических системах и др.;
  • в) социальные:
    • • социально-политические: массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан; акты политического (международного, религиозного) экстремизма и терроризма; военные конфликты и противостояния; действия вооруженных сил против незаконных вооруженных формирований и др.;
    • • социально-экономические: экономические кризисы; бедственное экономическое положение; повышение курса валют, размеров государственных пошлин, значительные увеличения тарифов на транспортные расходы и др.;
    • • социально-криминогенные: противоправное проникновение посторонних в образовательные учреждения; хищения имущества обучающихся, воспитанников, работников образовательных учреждений; хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью; вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков; уличные проявления экстремизма, наличие преступных группировок; угрозы осуществления терактов; теракты криминального характера и др.;
    • • социально-биологические: групповые случаи опасных инфекционных заболеваний с уровнем смертности или заболеваемости, превышающим среднестатистический в 3 и более раз; инфекционные или лихорадочные заболевания невыясненной этиологии; массовые отравления некачественными продуктами питания и водой, опасными химическими веществами в быту; появление опасных для человека, больных, диких животных и птиц и др.;
  • г) экологические: смог; превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных примесей в атмосфере; загрязнение водных бассейнов, нехватка питьевой воды и воды для обеспечения технологических процессов в системах жизнеобеспечения и др.

Угрозы безопасности внутренней среды образовательного учреждения исследуются в работах С.Я. Федоткина, Н.И. Гаранина, С.В. Петрова, О.В. Павловой, Л.А. Тропкиной, Л.А. Михайлова и других. К ним отнесены:

  • • плохая материальная база и внутренняя инфраструктура образовательного учреждения, финансово-экономические, кадровые, правовые (юридические), информационные и др.;
  • • слабая система безопасности и охраны образовательного учреждения;
  • • целенаправленные действия преступников;
  • • недисциплинированность и бесконтрольность педагогического персонала и учащихся;
  • • непонимание серьезности проблем безопасности и неорганизованность досуга обучающихся;
  • • сокрытие фактов правонарушений и непринятие соответствующих мер к правонарушителям;
  • • негативное влияние преступной и молодежной субкультуры;
  • • отсутствие необходимой правовой и социальной информации;
  • • недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения, недостаточное изучение педагогами реальной жизни учащихся, их интересов и контактов.

По мнению М.С. Петровой и С.В. Петрова, комплекс причин опасностей в образовательных учреждениях не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, экономическом, информационном, техническом, кадровом или организационном. Однако главным звеном остается воздействие внутренних и внешних угроз на учащихся, родителей и персонал.

Причины происшествий, несчастных случаев, производственного травматизма и профессиональных заболеваний персонала, обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от учащегося или работника (личностные).

К техническим причинам относятся:

  • • неисправности механизмов, приборов, инженерного и санитарно-технического оборудования и инвентаря;
  • • отсутствие или несовершенство оградительных, заземляющих, блокирующих, защитных и предохранительных устройств;
  • • отсутствие и неисправность автоматических систем защиты и оповещения, неисправность электропроводки, недостатки в освещении, вентиляции, отоплении, водоснабжении, а также шум, вибрация, недоброкачественные продукты питания и др.;
  • • невыполнение санитарных и противоэпидемиологических правил обеспечения безопасности жизни и здоровья участников образовательного процесса, в т. ч. при организации питания, при хранении и обработке пищевых продуктов, требования к кухне и ее оборудованию, питьевой воде, совместимости блюд, количеству калорий, обслуживающему персоналу и ряд других.

К организационным причинам относятся:

  • • нарушение норм внутреннего распорядка и охраны труда по вине администрации, слабый контроль соблюдения инструкций по безопасности;
  • • недостаточный надзор и неудовлетворительная организация обучения педагогических работников безопасным приемам работы, недостатки в проведении инструктажей по безопасности;
  • • неудовлетворительное отношение преподавателей к обучению безопасным приемам и безопасности учебной деятельности обучаемых;
  • • нарушение режима труда и отдыха учащихся;
  • • неудовлетворительная организация и содержание территории, рабочих мест;
  • • несвоевременное и неквалифицированное расследование происшествий;
  • • недостатки воспитательной работы, слабое взаимодействие с родителями учащихся по вопросам профилактики правонарушений и травматизма.

К личностным причинам относятся:

  • • недостаточное внимание, ослабление зрения, слуха, памяти, болезнь, утомление, ослабление самоконтроля учащимся своей деятельности;
  • • недисциплинированность учащихся, нетрезвость, беспечность, нарушение правил внутреннего распорядка и инструкций по безопасности;
  • • незнание правил и алгоритмов безопасного поведения, отсутствие необходимых знаний, навыков и умений, культуры безопасного поведения;
  • • неудовлетворительные социально-экономические условия жизни, недостаточная работа социальных служб, малоэффективная педагогическая работа по воспитанию культуры безопасного поведения учащихся.

Как правило, все происшествия, аварии, травмы случаются по нескольким причинам, действующим одновременно, что облегчает их заблаговременное выявление. Однако для устранения и личных, и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходим комплексный системный подход с участием всех субъектов безопасности: учащихся, психологов, педагогов, родителей, в котором немаловажное значение будут иметь гуманитарная и управленческая компоненты.

Л.А. Михайлов утверждает, что «в обеспечении безопасности гуманитарная компонента заключается в безукоризненном выполнении следующих основных принципов в работе педагогического персонала:

• добропорядочность, чистосердечность, предупредительность, постоянная забота об учениках;

  • • соблюдение этикета и уважительное отношение во взаимоотношении с учениками, требовательность к себе, честность, вдумчивое отношение ко всем мелочам;
  • • глубокое осознание своей моральной и юридической ответственности за безопасность образовательного пространства.

Управленческая компонента влияет на осознание важности человеческого фактора, умение реализовать свои знания и возможности с учетом потенциала педагогического персонала, и определяет непреложные управленческие правила:

  • • подчинение деятельности всех педагогических работников единой концепции безопасности образовательного учреждения, базовым положением которой (принятой философией учреждения) является стремление любой ценой обеспечить безопасность;
  • • наличие постоянной, четко отработанной и выполняемой программы работы с участниками образовательного процесса по ознакомлению с целями, задачами, с философией деятельности в обеспечении безопасности, программой учета и выполнения предложений и замечаний, способствующих улучшению безопасности образовательного учреждения;
  • • наличие постоянной, отработанной, выполняемой программы обучения персонала;
  • • повышение квалификации путем обучения вновь принимаемых работников мерам обеспечения безопасности;
  • • четкое информирование участников образовательного процесса обо всех изменениях в работе образовательного учреждения;
  • • понятные, действенные методы мотивации всех участников образовательного процесса, активно и творчески участвующих в обеспечении безопасности (система поощрений, механизм ротации, повышения в должности, перемещений);
  • • вовлечение всех участников образовательного процесса во все сферы работы образовательного учреждения как соучастников общего дела по обеспечению безопасности;
  • • четко продуманное содержание и соблюдение всех технологических компонент и функций управления безопасностью: планирование, организация, мотивация и контроль.

Управление безопасностью образовательного учреждения представляет собой организованную управленческим персоналом совокупность специальных мер и средств, обеспечивающих безопасность как самого объекта, так и участников образовательного процесса.

Исходя из положений общей теории безопасности, комплексную безопасность образовательного учреждения следует рассматривать как временное состояние, не снимающее потенциальной внутренней или внешней угрозы безопасности. Это вытекает из презумпции потенциальной опасности любого вида деятельности.

Вышеизложенное позволяет нам трактовать систему обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения как совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых руководством объекта образования во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями) с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности участников образовательного процесса к рациональным действиям в условиях угроз и опасностей внешней и внутренней среды.

Анализ литературы в области организации управления безопасностью объектов экономики показывает, что система безопасности образовательного учреждения состоит из управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления) составляющими. Схема управления безопасностью образовательного учреждения представлена на рисунке 3.

Управляющая подсистема (субъект управления):

руководитель образовательного учреждения, его заместители по различным проблемам, в т.ч. по обеспечению безопасности.

Управляющие воздействия

Обратная связь

Управляемая подсистема

(объект управления):

технические средства обеспечения безопасности.

охрана, участники образовательного процесса

Рис. 3. Схема управления безопасностью образовательного учреждения

Объектами обеспечения безопасности являются: участники образовательного процесса (педагогические работники и персонал образовательного учреждения, учащиеся и родители); имущество образовательного учреждения и участников образовательного процесса.

Субъектами обеспечения безопасности являются: руководитель образовательного учреждения и его заместители по различным вопросам, в т.ч. по обеспечению безопасности.

Комплексная безопасность образовательного учреждения достигается в процессе осуществления следующих основных мер и мероприятий:

  • • организация физической охраны, объекта и территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;
  • • организации пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;
  • • защиты участников образовательного процесса от насильственных действий (физическая охрана осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий или штатных сторожей);
  • • осуществления пожарного надзора, выполнение норм и правил пожарной безопасности;
  • • плановая работа по антитеррористической защищенности туристского предприятия;
  • • соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;
  • • разработка и реализация мероприятий по защите участников образовательного процесса и самого предприятия от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  • • обеспечение инженерно-технической укрепленности (ограждения, металлические двери, решетки, противотаранные устройства и т.п.);
  • • организация инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация; тревожно-вызывная сигнализация — локальная или выведенная на «01»; телевизионное видеонаблю дение; ограничение и контроль за доступом; пожарная сигнализация; радиационный и химический контроль).

Основными задачами управления безопасностью образовательного учреждения являются:

  • • создание хорошо продуманной комплексной системы мер по обеспечению безопасных условий для участников образовательного процесса;
  • • создание и поддержка имиджа образовательного учреждения как совершенно безопасного для участников образовательного процесса.

Управление системой комплексной безопасностью образовательного учреждения обеспечивается выполнением следующих основных функций:

  • а) четким планированием, которое предполагает:
    • • разработку стратегии образовательного учреждения в обеспечении безопасности;
    • • анализ экономических факторов, влияющих на полноту и эффективность осуществления мероприятий по обеспечению безопасности;
    • • формирование ценовой политики с учетом полноты и эффективности решений в отношении обеспечения безопасности и имиджа образовательного учреждения как безопасного объекта;
    • • долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности образовательного учреждения в отношении обеспечения мер безопасности;
  • б) эффективной организацией работы и взаимодействия службы безопасности со всеми структурными подразделениями образовательного учреждения, задачами которой являются:
    • • организация и управление отношениями образовательного учреждения во внешней среде (с государственными органами, партнерами, банками, страховыми компаниями, другими предприятиями) по вопросам обеспечения безопасности;
    • • оптимизация ресурсов образовательного учреждения при решении задач обеспечения безопасности;
  • • формирование эффективной организационной структуры системы комплексной безопасности и управления этой структурой;
  • • разработка инновационной политики по повышению уровня безопасности;
  • • разработка мероприятий по снижению рисков и организация системы мероприятий по профилактике и минимизации рисков, связанных с недостаточным уровнем обеспечения безопасности в силу финансово-экономических причин;
  • в) созданием и реализацией системы мотивации персонала, со следующими задачами:
    • • формирование у работников образовательного учреждения творческого, заинтересованного отношения к своей работе и работе по обеспечению безопасности, к внутренней мотивации труда, основанной на заинтересованности и на удовлетворенности в таком труде;
    • • материальное и моральное поощрение работников образовательного учреждения за участие в программах обеспечения безопасности;
    • • подбор, расстановка, повышение квалификации и профессионального роста кадров, работающих по программам обеспечения безопасности;
    • • создание благоприятных условий для самореализации человека в его основной работе и работе по обеспечению безопасности;
  • г) контроль эффективности мер безопасности и обеспечение обратной связи «участники образовательного процесса -образовательное учреждение» для выявления направлений совершенствования системы безопасности объекта и реализации следующих задач:
    • • анализ деятельности образовательного учреждения по вопросам обеспечения безопасности;
    • • корректировка планов и проектов образовательного учреждения, в частности, касающихся вопросов обеспечения должного уровня безопасности;
  • • контроль полноты и качества исполнения управленческих решений и контроль деятельности участников образовательного процесса в вопросах обеспечения безопасности;
  • • анализ рисков в деятельности, связанной с недостаточным уровнем безопасности образовательного учреждения.

Литература

  • 1. Гаранин Н.И. Менеджмент безопасности в туризме и гостеприимстве: учебник. - М.: Советский спорт, 2005.
  • 2. Михайлов Л.А. Обеспечение безопасности образовательных учреждений: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Академия, 2008.
  • 3. Охрана жизнедеятельности образовательного учреждения / сост. Л.А. Тропкина. - Волгоград: Учитель, 2007.
  • 4. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.
  • 5. Ярочкин В.И. Система безопасности фирмы. - М.: Ось-89, 1997.

К. В. Кузнецов

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >