Проблемы религиозного экстремизма в сфере туризма

В последнее время профессиональное туристское образование и сфера туризма сталкиваются со множеством проблем. Среди них следующие: глобализация, рост конкуренции, распространение новых технологий, развитие сферы туризма, культуры и отдыха.

Профессиональному туристскому образованию приходится одновременно взаимодействовать со взаимосвязанными процессами глобализации и стремительного технологического процесса. Вследствие этих процессов знания быстро устаревают, а умения и навыки, необходимые в туристской деятельности, требуют постоянного обновления.

Глобализация ставит новые проблемы перед туристским образованием. Например, рост туристских потоков предполагает наличие единых профессиональных квалификаций туристской деятельности, т.е. знание языка, культуры, экономики, правовой и социальной систем стран-партнёров, соблюдение единых технологических и гуманитарных норм.

В связи с этим одной из главных задач является прогнозирование концепций и тенденций развития туризма, без которых невозможно обосновать содержание и объемы необходимых знаний, умений и компетенций, которые будут востребованы практикой туризма и обеспечат его развитие.

В наше время активно развивается такая отрасль туризма, как религиозный туризм. Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа, неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и, следовательно, они стали выступать не как объекты поклонения, а как объекты туризма.

В настоящее время смысл и назначение многих культурных объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения, объектами познания. Следовательно, религиозные ценности — это часть культурного наследия и объекты туризма.

Необходимо отметить, что религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношение. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы, и во многих случаях — одним из важнейших.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности.

Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам необходимо пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

Для работников фирм, которые занимаются исключительно религиозным туризмом, одним из главных критериев является хорошее профессиональное образование. Закончив высшее учебное заведение и получив профессиональное туристское образование, выпускник будет иметь все необходимые умения, навыки для успешной профессиональной деятельности. Но, на наш взгляд, для успешной работы в сфере религиозного туризма будущим специалистам следует пройти курс, который на данный момент либо совсем отсутствует, либо представлен в малом объеме.

Предлагаемый курс обучения связан с тематикой религиозной безопасности. В частности, сделан упор на такие вопросы, как религиозный экстремизм и деятельность деструктивных религиозных организаций.

Деятельность деструктивных организаций в нашей стране обсуждается и анализируется уже не первое десятилетие, число «членов организаций» постоянно растет (по последним данным, около 5 миллионов на территории СНГ), но не было ни одного крупного судебного разбирательства, ни одного вынесения приговора (именно за деятельность культа или секты, а не за сексуальное или другое насилие, мошенничество и т.д.), и это печально. Одной из причин можно назвать неэффективное распространение информации о деятельности «организаций» среди «жертв» и заинтересованных групп общества. Что мешает распространению информации о деструктивной деятельности сект и культов? Купленные ими СМИ, политики, спецслужбы или низкая активность населения по регулированию общественной жизни? Нет, к сожалению — главная проблема в том, что обсуждение, анализ и использование информации о сектах ведется неэффективно и, главное, с грубыми ошибками.

Власть и общество в России склонны недооценивать на сегодняшний день масштаб и опасность распространения тоталитарных сект, и, кроме того, для многих государственных и общественных деятелей с демократическим правовым сознанием представляется неправомерным ущемление прав и свобод личности, которое якобы может иметь место в случае организации противодействия тоталитарным сектам.

Такая ошибочная «ультралиберальная» позиция приводит к тому, что ежедневно все новые и новые молодые люди становятся членами сект, использующих для привлечения адептов сознательный обман и изощренные психотехнологические приемы. Демократическая же власть вместо того, чтобы эффективно защищать личность и общество, самоустраняется и саморазоружается перед лицом этой ползучей угрозы.

При этом в странах развитой демократии, таких как Германия и Франция, эту опасность давно осознали и успешно противостоят деятельности целого ряда международных религиозных организаций, таких как, например, «Церковь саентологии» или «Церковь объединения Муна».

Но многие страны в мире понимают: взрывы в Нью-Йорке, как и ранее совершенные провокации в токийском метро сектой «Аум Синрике», показали, что само существование «школ фанатизма», какими являются тоталитарные секты (к которым, безусловно, относятся и радикальные реформистские исламские организации), является угрозой национальной безопасности для всех демократических стран, в том числе и для России. Будем надеяться, что в скором времени настанет новый этап в развитии международного сотрудничества, предусматривающий организацию противодействия не только непосредственно террористическим организациям, но и контроль за той «питательной средой», из которой вырастает терроризм, будь то молодежные экстремистские организации, подпольные политические группировки или тоталитарные религиозные и псевдорелигиозные организации.

Мы можем сделать вывод: безопасность туристов, их благополучие, а также поддержание высокого качества обслуживания в местах туристского назначения нельзя рассматривать в отрыве от других общественных или национальных интересов принимающей страны и окружающей среды в целом. При разработке и проведении в жизнь норм безопасности для сферы туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы. Поэтому следует сказать о том, что обеспечение качества услуг и безопасности в туризме осуществляется на различных уровнях, включающих в себя: туристские предприятия; администрация туристских центров; местные власти; национальные органы по туризму и центральные власти государств; международные организации и межгосударственные органы. Каждый из этих уровней должен вносить свой вклад в туризм.

В нашей стране безопасность и качество туристических услуг только стремятся к мировым стандартам.

Существуют так называемые «жемчужины» или исключения из правил, где соблюдается и безопасность и качество услуг, но таких мало. В последнее время катализатором такого соблюдения правил и качеств стал, как это ни странно, сам президент России В.В. Путин. Тому есть примеры: поселок Банный, что под Магнитогорском, забытый всеми горнолыжный комплекс (советских построек), после посещения президента (но и вложения средств) был превращен в современный горнолыжный курорт. В пределах нашего региона во время САММИТа был срочно реконструирован санаторий «Волжский утес». Примером также может служить город Сочи — место проведения Олимпиады 2014 года.

Культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну, может значительно вырасти.

Помимо вышесказанного надо заметить, что в последнее время в туризме возникает религиозный аспект безопасности. Этот аспект играет главную роль не только в сфере религиозного туризма и паломничества, но и в обычной сфере туризма.

Религиозный туризм — наиболее опасен в данной ситуации. Любое паломничество к святым местам — лучший повод для сект совершить религиозный теракт. Празднование Пасхи у христиан в Иерусалиме, паломничество мусульман в Мекку — только представьте, что может произойти, если радикальная группа религиозных фанатиков решить совершить теракт.

Большинство турфирм никогда не учитывали эти моменты, думая о безопасности своих клиентов. Туроператоры учитывают многие меры предосторожности, обходя данный аспект. Это может говорить о малой компетентности в вопросе религиозной безопасности. Наш взгляд на данную проблему — будущих менеджеров туризма, а также уже получивших высшее туристское образование, следует обучить религиозным аспектам безопасности.

Данный факультативный курс, который планируется разработать и внедрить, будет полезен не только специалистам туристского профиля, но и другим людям разных профессий. Суть программы в том, чтобы дать знания о реальной религиозной ситуации в стране, социально-психологических аспектах деятельности экстремистских религиозных организаций — может помочь в освоении черт личности, необходимых для безопасного поведения при социально опасных ситуациях, связанных с проявлением религиозного экстремизма и так далее.

Литература

  • 1. Карьёнов С.Р. Организационно-методические аспекты подготовки обучающихся к опасным и экстремальным ситуациям // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. -№ 2. - С. 33-37.
  • 2. Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: Избр. произведения. - Кн. 1: Туризм - феномен XX века. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  • 3. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30.
  • 4. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Академия, 2002.

О.М. Кулеба

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >