Сохранение здоровья педагога как условие обеспечения качества образования

Повышение качества системы образования в первую очередь зависит от профессиональной успешности и состояния здоровья педагогов, обеспечивающих педагогический процесс. Качеству образовательного процесса угрожают многочисленные вне- и внутриличностные проблемы педагогов, профилактика которых необходима для оптимизации их деятельности и обеспечения их профессионального роста (М.В. Борисова, Л.М. Митина, В.Э. Чудновский).

Одна из причин ухудшения здоровья педагогов — высокая энергозатратность профессии, требующая больших физических и душевных сил. Поскольку работа учителя — это деятельность на благо всего общества, поэтому именно общество и государство должны заботиться о его социальном и физическом здоровье. Необходимо констатировать, что в отношении становления и развития личностно-валеологической компетентности педагога сегодня в нашей стране делается явно недостаточно. Другие причины ухудшения здоровья педагогов кроются в часто преувеличенном чувстве долга, когда все силы отдаются работе, собственные желания и устремления игнорируются и вся жизнь посвящается профессионально-педагогической работе. Преобладание долга над желаниями приводит к увеличению негативного отношения ко всему происходящему, отсутствию радости от своей деятельности и данное состояние прямо отражается на воспитанниках.

Будущий учитель должен знать, какие жизненно важные органы в профессионально-педагогической деятельности наиболее подвержены негативным изменениям и как предотвратить такое положение вещей. В системе образования складывается тревожная ситуация, когда здоровье индивида становится лимитирующим фактором в планировании объемов и интенсивности учебной нагрузки, активности на занятиях, качества и результативности самостоятельной работы (К. Габриелян, Б. Ермолаев). В показатели качества жизни входит индивидуальное здоровье как залог профессиональной и социальной успешности. В этой связи учителю важно сохранить собственное здоровье.

Преодолению негативных сторон профессии педагога способствует наличие у него личностно-валеологической компетентности, к которой относят следующие шесть важнейших составляющих личности, влияющие на поведение и выступающие объектами непосредственного восприятия и осмысления: образ себя и образы других людей; устойчивое ядро собственной личности — своя сущность; свое «Я» — психологическая сущность, отвечающая за принятие решений; особенности собственного реагирования на происходящее; собственное тело, которое служит источником физических сил. Мы считаем, что личностно-валеологическая компетентность учителя предполагает: возможность человека ориентироваться в своем внутреннем мире, своих психических и физических состояниях, потребностях, запросах; способности к адекватному самоопределению и целеполаганию в условиях повышенной степени неопределенности и риска; осмысление феномена «личный выбор - личная ответственность - личная свобода»; наличие знаний о факторах своей профессии, отрицательно влияющих на здоровье; наличие знаний и навыков преодоления стрессов и повышения стрессоустойчивости; владение умением определять пороги усталости и восстанавливать работоспособность; умение правильно организовывать рабочее время и время отдыха; наличие опыта укрепления собственного физического здоровья.

Сложившаяся тревожная ситуация неблагополучия в сфере здоровья населения, субъектов образовательного процесса в част ности, инициирует солидарные действия педагогов, медицинских работников, психологов с целью создания системы психологопедагогической медицинской помощи, отвечающей современному социальному заказу общества, диктующему приоритетность физического и психического развития личности. Э.Н. Вайнер, К. Байер, Ю.П. Лисицын, Д.А. Дивиденко, В.П. Петленко, В.И. Ду-бовский и другие справедливо отмечают, что здоровье человека лишь на 10-12 % зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60 % от образа жизни. В современном научном и научно-популярном тезаурусе существует понятие «здоровый образ жизни», которое объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Формирование культуры здоровья в первую очередь должно быть направлено на овладение определенным объемом знаний о своем организме, на формирование мотивов, убеждений и потребности в ЗОЖ. Непременным условием привития культуры здоровья и его сохранения является высокий уровень общей культуры личности, сбалансированность образовательной среды, которая сама довольно часто оказывается фактором риска. Культура здоровья будущих учителей, понимаемая как деятельностно-освоенный пласт знаний, ориентированный на здоровьесозидание и здоровьесбережение и привитие навыков ЗОЖ, - неотъемлемая и существенная часть общей культуры личности. В современных условиях, сохраняя существующий уровень образования, очень важно найти разумные и творческие пути и средства, способные ослабить разрушительность образования для здоровья.

Если исходить из того, что, во-первых, в основе индивидуального развития, в том числе и профессионального, личности должно находиться (по Л.С. Выготскому) культурно-историческое развитие человечества и, во-вторых, здоровье перевешивает все остальные блага жизни (по А. Шопенгауэру), то объявление президентом России здоровья в качестве важнейшей составляющей национальной идеи, объединяющей россиян, должно находить адекватное отображение в воспитании подрастающего поколения, следовательно, и в профессиональной подготовке педаго гов системы общего образования. Причем эта подготовка должна касаться педагогов всех категорий, так как проблема здоровья и оздоровления подрастающего поколения является многофакторной, имеющей комплексную биоэкосоциальную природу, а поэтому решаемой во многих своих аспектах средствами специально организованного образования.

Многие ученые ставят вопрос о безвредном образовании и что таким оно должно быть не только по отношению к ученику, но и по отношению к учителю. Студент педагогического вуза, как будущий работник системы образования, должен не только знать об этом, но и быть подготовлен к профилактике, так как эта «болезнь» проявляется сначала в виде некоторых первичных симптомов, затем переходит в синдромы и традиционные расстройства ЦНС, сердечно-сосудистой системы и др.; позже проявляется у воспитанников. Каждый выпускник университета в будущей профессиональной деятельности неминуемо столкнется с двойственной проблемой потери профессионализма через, во-первых, так называемое выгорание личностного профессионализма, во-вторых, полураспад предметной профессиональной подготовки учителя. Оба эти явления характеризуют профессиональное системное расстройство здоровья педагогов, которое в выраженном виде проявляется уже после десятилетней работы. Поэтому проблема оздоровления педагогов является не только не менее актуальной, чем проблема оздоровления их учеников, но и упреждающей, первичной и системной.

Исследование проблемы здоровья педагогов, подбор технологий самосбережения применительно к соответствующим условиям профессиональной деятельности: психологическая самозащита в стрессе, профилактика хронической усталости, восстановление психоэнергетического потенциала, необходимы для создания психологически безопасного пространства образовательного учреждения (А.К. Колеченко, В.Т. Лободин). Деятельность педагогов по формированию собственного здоровья должна быть направлена на оптимизацию, оздоровление индивидуального образа жизни и реорганизацию педагогического труда на валеоло-гической основе.

В.А. Литвинов

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >