Безопасность жизнедеятельности как условие повышения качества и уровня жизни россиян

Каждое государство должно уделять внимание проблемам обеспечения безопасности как общества в целом, так и отдельных граждан. На сегодня гарантирование безопасности жизнедеятельности является основополагающим условием дальнейшего повышения качества и уровня жизни россиян.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 12 мая 2009 года за № 537 подписал Указ о «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В соответствии с этим указом Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации поручено представлять ежегодный доклад о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению, в том числе о ходе реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

В Стратегии одним из ключевых является понятие «национальная безопасность», которое определено, в частности, как состояние, позволяющее обеспечить достойные качество и уровень жизни граждан.

Определено также, что нанесение ущерба достойному качеству и уровню жизни граждан является «угрозой национальной безопасности».

Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы на приоритетах устойчивого развития, среди которых на первом месте стоит повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения.

Повышение качества жизни российских граждан рассматривается Стратегией как одно из важнейших составляющих в деле обеспечения национальной безопасности.

Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — коренное улучшение демографической ситуации.

В качестве одной из основных характеристик состояния национальной безопасности, предназначенной для ежегодной оценки национальной безопасности, является децильный коэффициент дифференциации (соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения).

С указанных позиций рассмотрим положение дел в современной России.

С началом экономических преобразований, направленных на развитие свободного функционирования рыночных отношений, в России пошло «бурное» расслоение общества. Через перелив (перераспределение) собственности, капитала и доходов — к формированию отличных от прежних доходных групп населения. В результате Россия ускоренным темпом перешла к распределению доходов, характерному для большинства капиталистических стран.

В обществе существенно ускорилась поляризация различных групп населения в зависимости от уровня получаемого дохода. Только надо иметь в виду, что в ведущих капиталистических странах процесс поляризации общества проходил постепенно, а в России — резким рывком, социальные последствия которого еще только предстоит ощутить и осмыслить.

Как ранее отмечал В.В. Путин, сегодня Россия вступает в совершенно новый этап своего развития. Этап устойчивого роста экономики и решения на этой базе социальных задач, главная из которых заключается в том, «чтобы устранить дисбаланс между теми людьми, которые у нас живут очень хорошо и получают огромные доходы, и теми нашими гражданами, которые живут еще пока очень бедно. Вот этот разрыв между доходами мы можем, должны и будем сокращать».

В этих условиях центральными становятся вопросы смягчения социального расслоения на основе установления сбалансированного равновесия между разнодоходными группами населения.

При этом надо отметить, что Росстат в своих разработках акцентировал внимание, по сути, на второстепенном вопросе изменения так называемого «коэффициента Джини», лишь опосредованно отражающего общую меру дифференциации населения по уровню доходов.

В результате при характеристике дифференциации акцент был явно смещен на оценку «равномерности» распределения доходов, при фактическом полнейшем игнорировании уровня самих доходов. Следовательно, при вынесении оценок успешности или не успешности развития выполнение условия «равномерности» и соответствующего изменения коэффициента Джини стало основным критерием при характеристике дифференциации населения.

Данный показатель еще как-то, с известными оговорками, может быть использован для «грубых» сопоставлений стран или отдельных регионов, но «улавливать» происходящие в обществе «более тонкие» процессы дифференциации населения он не в состоянии. Индекс Джини может лишь опосредованно отражать общую меру дифференциации доходов населения. Однако при этом не надо смешивать концентрацию, как сосредоточение чего-либо, с дифференциацией, как отличия (различия) частей целого.

Под дифференциацией подразумевается прежде всего отличие варьирующего признака как взвешенной величины в крайних группах. Следовательно, в частности, индекс Джини не может прямо использоваться для характеристики дифференциации денежных доходов населения, а значит, надо для ее изучения применять особые показатели.

Прежде всего речь идет о квантильных (процентильных) коэффициентах дифференциации, а именно, о фондовом коэффициенте и децильном коэффициенте дифференциации, который примерно вдвое меньше фондового коэффициента. Представление о фондовом коэффициенте дает таблица 1.

Таблица 1

Коэффициент фондов (Кф) в период 1991-2010 гг., в разах

Годы

Годы

КФ

Годы

Годы

КЛ

ф

1991

4,5

1886

13,1

2001

13,9

2006

16,0

1992

8,0

1997

13,6

2002

14,0

2007

16,8

1993

11,2

1998

13,8

2003

14,5

2008

16,8

1994

15,1

1999

14,1

2004

15,2

2009

16,7

1995

13,5

2000

13,9

2005

15,2*

2010

16,8**

Примечания: * — данные уточнены Росстатом по сравнению с ранее опубликованными; ** — предварительные данные.

В отличие от практически неизменного, особенно за последние десять лет, коэффициента (индекса) Джини относительно коэффициента фондов (Кф) отмечается достаточно устойчивый рост. В соответствии с этим параметром дифференциация по сравнению с 1991 г. выросла в три с лишним раза. Даже в сравнении с 1993 г. этот рост составил свыше 130 %. Более того, есть вероятность предполагать и дальнейшее увеличение данного показателя.

Отмеченные изменения дифференциации населения особенно хорошо видны при укрупнении интервалов. Представление об этом дает таблица 2.

Таблица 2

Коэффициент фондов (Кф) по пятилетним периодам, в разах

№ периода

Период

Кф

1

1971-1975*

7,78

2

1976-1980*

6,09

3

1981-1985*

5,45

4

1986- 1990*

4,77

5

1991-1995

10,46

6

1996-2000

13,70

7

2001-2005

14,56

8

2006-2010**

16,59

Примечания: * — авторский расчет; ** — предварительные данные за 2010 г.

Как свидетельствуют приведенные данные, в рассматриваемый период четко прослеживаются две прямо противоположные тенденции изменения коэффициента фондов.

Первая тенденция («на снижение») отмечалась в период 1971-1990 гг., когда коэффициент фондов уменьшился с 7,78 раза до 4,77 раза, то есть сократился почти вдвое. Другая тенденция («на увеличение») стала характерна для современного этапа развития России, когда коэффициент фондов резко поменял общую направленность динамики (рост с 4,77 раза с конца 80-х годов до 10,46 раз в период 1991-1995 гг., то есть увеличился более чем вдвое) и в дальнейшем продолжил последовательное увеличение. На сегодняшний день значение коэффициента фондов составляет более 16 раз.

О. В. Поткина

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >