Проблемы организации системы безопасного питания учащихся общеобразовательных учреждений и возможные пути их решения

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как именно этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития любого государства.

Питание — один из важнейших факторов внешней среды, оказывающий непосредственное влияние на формирование здоровья населения. Здоровье детей невозможно обеспечить без безопасного питания, которое является необходимым условием гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, способности к обучению, профилактики заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов во все возрастные периоды.

Особенно важную роль фактор питания играет в школьные годы: ребенок интенсивно растет, у него развиваются все основные системы (опорно-двигательная — особенно скелет, сердечно-сосудистая и нервная), происходит увеличение мышечной массы и радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием. На фоне физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу, возрастает напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка. Нарушения в режиме и качестве питания в этот период могут негативно сказаться на состоянии здоровья учащихся. Именно поэтому питание детей и подростков должно находиться под постоянным контролем не только со стороны медиков и родителей, но и образовательного учреждения, где дети должны получать до 55 % суточного рациона.

Однако, несмотря на достигнутые успехи в организации школьного питания в последние годы (обоснование оптимальных пищевых рационов, создание специальных линий по производству школьных завтраков, контроль над реализацией продуктов в школьных столовых), остается ряд нерешенных проблем [1].

В рамках эксперимента по совершенствованию безопасного питания учащихся общеобразовательных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 799 от 21.11.2007, в 14 регионах страны были проведены комплексные мероприятия по модернизации системы школьного питания. В результате проведенных обследований были вскрыты существенные проблемы и несовершенство существующей концепции питания детей, основанной на выпуске продукции школьного питания в школьных базовых столовых. Мероприятия показали необходимость создания современной централизованной индустриальной безопасной системы школьного питания с разветвленной сетью комбинатов школьного питания во всей стране.

Безопасное питание учащихся — такое питание, которое не только исключает острое отравление или заболевание, но также не является причиной негативных изменений в состоянии здоровья школьника в результате длительного потребления различных пищевых продуктов. Однако в настоящее время во многих образовательных учреждениях в пищевых рационах отмечены:

  • - несоблюдение оптимальных соотношений между основными ингредиентами пищи;
  • - избыток рафинированных продуктов, простых углеводов, животных жиров;
  • - дефицит растительных масел, ненасыщенных жирных кислот и фосфолипидов, гетерополисахаридов и клетчатки, витаминов группы В, витаминов С, А и Е, серосодержащих аминокислот, молочнокислых бактерий, пребиотиков и пробиотиков, пищевых антиоксидантов;
  • - нарушения в количестве и соотношении поступающих с пищей минеральных элементов (железа, кальция, фосфора, йода, хрома, селена, меди, цинка и других).

В последнее время в большинстве общеобразовательных учреждений в рационе питания детей наблюдается дефицит кисломолочных продуктов, натуральных соков, рыбы, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов и яиц. В 24 % школьных завтраков отмечено недостаточное количество либо полное отсутствие витамина С. При обследовании детей школьного возраста дефицит витамина С выявлен у 60-67 %, В1 — у 40 44 %, В2 — у 50-57 %, фолиевой кислоты — у 69 %, витаминов А и Е — у 28-29 % и у 40-60 % школьников соответственно.

Почти половина детей в возрасте 10-15 лет не получают молоко, около 75 % — творога и сыра. Дефицит белка испытывают до 20 % детей, дефицит витаминов Bj и В2— 8 % и 27 % соответственно. Поливитаминный дефицит в питании школьников сочетается с недостаточным поступлением в организм детей кальция, железа, селена и йода, пищевых волокон, жирных ненасыщенных кислот.

Заболеваемость подростков — учащихся профессиональных училищ за последние 10 лет также существенно возросла. Уровень функциональных нарушений возрос на 74,5 % (с 1391,8 %о до 2444,4 %о), хронических болезней — на 39,6 % (с 819,6 %о до 1211,5 %о).

По данным Научного центра здоровья детей РАМН, за последние 10 лет число подростков с дефицитом массы тела значительно возросло (с 12,8% до 20,2%). К моменту окончания школы каждый четвертый подросток имеет дефицит массы тела, нарушения желудочно-кишечного тракта, язвенную болезнь желудка или гастрит.

Прогнозы состояния здоровья детей и подростков в России представляют угрозу для демографической ситуации и обороноспособности страны. У подавляющего большинства детей и подростков наличествуют заболевания, связанные с неправильным и недостаточно безопасным питанием. Наиболее быстрый и эффективный способ внедрения программы профилактики хронических заболеваний — государственное реформирование системы гарантированного безопасного питания [2].

Система организации безопасного рационального питания подлежит внедрению в воспитательных и общеобразовательных учреждениях с раннего детства ребенка. Особенно важным физиологическим периодом становления детского организма являются школьные годы. Именно в этот возрастной период (7-17 лет) системе здорового безопасного сбалансированного питания должно быть уделено особое, повышенное внимание.

По данным Роспотребнадзора РФ, в образовательных учреждениях Российской Федерации питание учащихся организовано в 54 % столовых, работающих на сырье; в 15,2 % столовых, работающих на полуфабрикатах; в 9 % буфетов — раздаточных; в 10 % буфетов. В 12 % образовательных учреждений нашей страны пищеблоки отсутствуют.

Основными недостатками системы школьного питания в России являются:

  • - отсутствие повсеместно своевременного процесса передачи информации, полученной в ходе организации медицинских осмотров, профилактической и оздоровительной работы, от специалистов медицинских учреждений специалистам — диетологам и технологам общественного питания, ответственным за разработку рационов питания детей и подростков;
  • - отсутствие механизма внедрения оздоровительных технологий безопасного питания согласно принятым в мире стандартам, отсутствие медицинской профориентации медицинских сотрудников образовательных учреждений и врачебно-профессионального консультирования в различных образовательных учреждениях;
  • - отсутствие программы диагностики питания и физической активности детей и подростков;
  • - отсутствие социальной программы воспитания у детей и подростков мотивации к ведению здорового образа жизни, внедрения научной концепции формирования устойчивых стереотипов здорового и безопасного питания;
  • - отсутствие мониторинга состояния здоровья детей;
  • - недостаточность финансирования рационов питания детей как со стороны родителей, так и бюджетов всех уровней исполнительной власти;
  • - финансовая несостоятельность или нежелание родителей оплачивать услугу школьного питания;
  • - отсутствие единых государственных стандартов и законодательных актов, регулирующих сферу питания школьников (в сфере обеспечения качества, безопасности питания, политики финансирования системы питания, прав и ответственности операторов питания);
  • - существенный износ материально-технической базы школьных пищеблоков;
  • - отсутствие современных механизмов обеспечения гарантий и экономического протекционизма государственным и коммерческим операторам социального питания;
  • - перманентные нарушения технологии производства кулинарной продукции, нарушения законодательства РФ в сфере обеспечения безопасности и гигиены продуктов питания, несоблюдение санитарных нормативов и правил, злоупотребления в процессе закупки сырья и полуфабрикатов, отсутствие системы контроля качества продукции для детей и подростков.

Решение актуальных проблем в сфере безопасного питания учащихся общеобразовательных учреждений лежит в сфере ответственности государства, родителей и операторов школьного кейтеринга.

Стандартизация процессов управления, организации и функционирования современной централизованной индустриальной системы школьного питания возможна только в случае участия государственных инвестиций в финансировании школьных рационов. Подобная практика применяется во всем мире на протяжении последних 50 лет. Решение проблемы участия родителей в софинансировании школьного питания возможно только в случае значительного повышения качества безопасного питания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях. Качество, доступность и безопасность школьного питания достижимы только при наличии системы централизованного производства, доставки и распределения рационов. Для этого необходимо строительство ультрасовременных, высокоавтоматизированных комбинатов питания, инвестиции в каждый из которых составляют от 5 до 15 миллионов евро. На сегодняшний день в РФ отсутствует законодательная база для создания режима инвестиционного благоприятствования проектам создания комбинатов школьного питания.

Охват горячим питанием учащихся в России, к сожалению, не эффективен. Подростки не получают безопасного питания в школе по категориям и вынуждены прибегать к продукции буфета. Зачастую дети едят всухомятку, что влечет за собой развитие заболеваний ЖКТ. Уровень охвата горячим питанием детей оценивается по аналитическим данным главного ведомства по контролю за организацией питания учащихся в общеобразовательных учреждениях — Роспортребнадзором РФ. Статистические данные свидетельствуют о том, что охват горячим питанием школьников в стране составляет: 30 % учащихся 1-4 классов; 30 % учащихся

  • 5-9 классов; только 20 % старшеклассников. А ведь сбалансированное горячее безопасное питание позволило бы решить многие проблемы, стоящие перед школой, такие как:
    • • профилактика и коррекция алиментарно-зависимых состояний, микронутриентной недостаточности (железодефицитных состояний, дефицита йода, остеопороза);
    • • иммунопрофилактика инфекционных болезней;
    • • профилактика распространенных заболеваний детского возраста (болезни органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата);
    • • нарушения репродуктивных функций юношей и подростков;
    • • улучшение показателей годности призывников к военной службе.

Результаты изучения ситуации в различных регионах основаны прежде всего на устных свидетельствах директоров общеобразовательных учреждений и заведующих производством школьных пищеблоков. Отношение к школьному питанию самих учащихся и их родителей было проанализировано путем анкетирования, проведенного в нескольких школах г. Москвы. Было собрано и обработано около 300 анкет, заполненных родителями и детьми. Основными вопросами являлись следующие: «Как вы оцениваете здоровье своего ребенка?»; «Страдает ли ваш ребенок заболеваниями желудочно-кишечного тракта?»; «Довольны ли вы качеством питания в школьной столовой?»; «Готовы ли вы платить больше за лучшее качество детских завтраков и обедов?»

Предварительные результаты анкетирования учащихся и их родителей позволяют сделать следующие выводы. Только 16% опрошенных оценивает состояние здоровья своих детей как хорошее. 5 % респондентов вспомнили случаи отравления пищей из школьных столовых и буфетов. Более половины респондентов недовольны качеством питания, предоставляемого в школах. 70 % учащихся не довольно санитарно-гигиеническим и эстетическим состоянием школьных столовых. Важно отметить, что 90 % родителей готовы доплачивать дополнительные деньги к существующему рациону из семейного бюджета в случае получения гарантий по улучшению качества питания своих детей.

Вопросы безопасного питания школьников являются межведомственной проблемой, решение которых может быть обеспечено с участием органов федеральной и региональной исполнительной власти. Тем не менее образовательное учреждение остается ведущим звеном в комплексе мер по обеспечению учащихся безопасным и полноценным питанием. Среди этих мер должны предусматриваться:

  • • нормативно-правовая база, определяющая права учащихся на безопасное питание, основные требования к качеству и условиям питания учащихся;
  • • создание благоприятных условий для организации безопасного питания обучающихся с привлечением родителей (законных представителей);
  • • укрепление и модернизация материальной базы помещения пищеблока образовательного учреждения;
  • • развитие новых прогрессивных форм обслуживания и повышения культуры питания;
  • • обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;
  • • обеспечение бесплатным льготным питанием категорий обучающихся, установленных Правительством Москвы.

Администрация школы должна нести ответственность за соблюдение этих требований, осуществляя контроль за:

  • • рациональным использованием финансовых средств, выделенных на питание учащихся;
  • • целевым использованием продуктов питания и готовой продукции, сроками их хранения и использования;
  • • соответствием рационов питания согласно утвержденному меню;
  • • качеством и безопасностью готовой продукции;
  • • санитарным состоянием пищеблока;
  • • выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции, сроками их хранения и использования;
  • • организацией приема пищи учащимися;
  • • соблюдением графика работы столовой и буфета.

Таким образом, организация безопасного питания школьников должна быть комплексной, поддерживаться законодательно, а также обеспечиваться соответствующими кадровыми ресурсами, несущими ответственность за ее обеспечение в условиях образовательного учреждения.

В систему деятельности образовательного учреждения должна также включаться работа по проверке качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий ее хранения, соблюдения сроков реализации, норм вложения и технологии приготовления пищи, норм раздачи готовой продукции и выполнения других требований, предъявляемых надзорными органами и службами.

Одним из необходимых разделов работы школы по организации питания учащихся должен стать мониторинг пищевого поведения учащихся. Опрос учащихся по ассортименту и качеству школьного меню и ассортимента буфета обеспечивает обратную связь и позволяет оперативно корректировать недостатки в организации питания и улучшать обслуживание школьников.

Важным компонентом системы по обеспечению безопасного питания должна стать активная образовательная деятельность школы с учащимися и родителями, позволяющая повысить уровень компетентности по вопросам питания, изменить ошибки в питании взрослых и детей, скорректировать в лучшую сторону отношение родителей к проблеме питания детей.

Именно такой комплексный подход к организации питания учащихся не только обеспечит сохранение и укрепление их здоровья, но и повысит общий уровень безопасности в образовательном учреждении.

Литература

  • 1. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. -М.: Флинта, 2007.
  • 2. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). - Ставрополь: СГУ, 2005.

Е.И. Торохова, А.Н. Шацкий

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >