Система непрерывного образования преподавателей-организаторов безопасности жизнедеятельности Юго-Восточного окружного управления образования

В развитии образовательных систем все большую значимость приобретают адаптация к изменениям, происходящим в обществе, повышение качества образования, усиление его культурологической функции. Все эти аспекты находят свое отражение в идеологии непрерывного образования.

Центральной идеей непрерывного образования является категория постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения на всем протяжении его жизни. Поэтому закономерно, что целью непрерывного образования является развитие личности как в периоды ее созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды инволюции организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утраченных функций и возможностей.

Развитие системы непрерывного педагогического образования обусловлено расширением и качественным изменением области профессиональной деятельности учителя.

Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации привело к тому, что вместе с традиционными функциями учителя: обучение, воспитание, развитие, работа с родителями и т.д.; сегодня актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование и проектирование. Становятся востребованными коммуникативные функции: умение вести социальный диалог, строить социальное партнерство, которые обеспечивают управленческую, культурно-просветительскую и экологическую деятельность. Все более важным для учителя становится умение вести самостоятельную научно-исследовательскую работу. Таким образом, первостепенным становится решение задачи повышения квалификации учителей максимальной ориентацией на конкретные запросы образова тельных учреждений Юго-Восточного окружного управления образования.

В структуре государственных учреждений повышения квалификации педагогических кадров большое место занимают окружные методические кабинеты (научно-методические центры), основной целью которых является удовлетворение потребностей специалистов образовательных учреждений в новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом и зарубежном опыте. Эффективное функционирование научнообоснованной системы непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, основанной на принципах непрерывности и актуальности, становится сегодня актуальной.

Из всех учителей-предметников, работающих в современной школе, самой «драматичной» является должность преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности. В этой должности работают пребывающие в запасе прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы с высшим и средним профессиональным образованием. Уровень их профессиональной квалификации не соответствует, у значительной части, требованиям к современному учителю.

Исследования, проведенные нами в школах округа, показали низкий уровень педагогического процесса, отсутствие качественного образования учащихся в области безопасности жизнедеятельности.

Выход из сложившейся ситуации заключается в поиске путей организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности на окружном уровне, то есть на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы методического центра Юго-Восточного окружного управления Департамента образования города Москвы (ГБОУ МЦ ЮВОУО ДО г. Москвы). Решение этой задачи на практике затруднено отсутствием четких механизмов преемственности обучения в вузе и образовательных учреждениях, осуществляющих методическую работу по повышению квалификации с учетом специфики педагогического труда на современном этапе.

Повышение квалификации преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности мы рассматриваем как звено в системе их непрерывного образования, которое направлено на развитие личности и совершенствование профессионального мастерства. Поэтому в системе непрерывного образования должна быть установлена органическая взаимосвязь и преемственность между различными этапами повышения их квалификации. При этом необходимо учитывать ранее полученную ими подготовку в вузе и опыт практической деятельности. Для чего нами разработана система подготовки и повышения квалификации преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности. Данная система построена на основе принципов непрерывности и преемственности образования, что позволило обеспечить динамику развития самого содержания обучения на всех этапах обучения преподавателей-организаторов, которую можно представить в виде таблицы.

Система подготовки и повышения квалификации преподавателей-организаторов основ безопасности

жизнедеятельности

Этапы

Цели подготовки

Организационные формы

1.

1 этап

Введение в должность

Подготовка вновь назначенных преподавателей-организаторов к выполнению должностных обязанностей

Спецкурс, 72 уч. ч.

2.

2 этап

Адаптация

Адаптация в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности

Курс 72 уч. ч. Работа над до-курсовым заданием

3.

3 этап Повышение квалификации

Формирование системы профессиональных знаний и умений и навыков, необходимых в их практической деятельности

  • - Курсы в НМЦ, 72 уч. ч.
  • - Работа над послекурсовым заданием

Этапы

Цели подготовки

Организационные формы

4.

4 этап

Совершенствование мастерства

Углубление профессиональных знаний, полученных на курсах, по определенным проблемам, связанным с особенностями развития системы образования округа

  • -Курс 144 уч. ч. Школа преподавателей-организаторов.
  • - Работа с по-слекурсовыми заданиями

5.

5 этап

Повышение квалификации на новом уровне

Формирование научно-методических знаний, совершенствование исследовательских умений, развитие творческого потенциала преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, анализ и обобщение опыта своей проф. деятельности

  • - Курсы в НМЦ, 144 уч. ч.,
  • - курсы МИОО,
  • - курсы МЧС,
  • - творческая самообразовательная деятельность

На первом этапе, который мы называем «введение в должность», осуществляется подготовка вновь назначенных преподавателей-организаторов к выполнению функциональных обязанностей.

Для подготовки вновь назначенных преподавателей-организаторов по основам безопасности жизнедеятельности мы разработали учебно-тематический план и программу спецкурса «Основные направления деятельности по обеспечению безопасности в образовательном учреждении», которая рассчитана на 72 часа.

Основные задачи этого этапа:

  • • создание необходимых условий для успешного вхождения обучающихся преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности в учебную, научную, служебную и общественную деятельность образовательного учреждения;
  • • определение исходных показателей профессиональной деятельности педагога, изменения которых будут отслеживаться в дальнейшем, а также выявление уровней профессионального становления преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности;

• оказание методической помощи преподавателям-организаторам в их практической деятельности.

На втором этапе, называемом «адаптационным», осуществляется адаптация вновь назначенных на должность преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности. Основную подготовку они получают в процессе самообразовательной деятельности путем теоретического изучения соответствующей литературы по избранной теме и участием в работе проблемного семинара, проводимого на базе научно-методического центра округа. Для этого разработана достаточно обширная тематика проблемных семинаров, направленных на формирование практических умений у преподавателей-организаторов по выполнению ими должностных обязанностей.

Здесь же преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности знакомятся с опытом работы своих коллег. Итогом второго этапа является оформление докурсовой работы и представление ее в научно-методический центр.

Задачи второго этапа:

  • • определение исходных значений тех критериев учебной, научной, служебной и общественной деятельности, изменения в которых будут отслеживаться в дальнейшем;
  • • определение тенденций профессионального становления преподавателя-организатора, планируется его профессиональная деятельность с учетом выявленных проблем;
  • • организация работы с преподавателем-организатором, направленная на ликвидацию проблем, выявленных в профессиональном становлении.

Третий этап непрерывного образования преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности — это «повышение квалификации» путем курсовой подготовки по 72-часовому учебно-тематическому плану. Курсовая подготовка проводится на базе научно-методического центра округа, которая предусматривает формирование системы теоретических знаний и практических умений, необходимых в их профессиональной деятельности.

Задачи этапа:

  • • определение эффективности организационно-содержательных мероприятий, предпринимаемых в целях совершенствования процесса профессионального становления педагога;
  • • внесение в планирование деятельности научно-методического центра коррективов, способствующих профессиональному становлению преподавателя-организатора;
  • • определение содержательно-технологической деятельности. Проводится педагогическая и организационная работа, направленная на решение конкретных образовательных проблем, выявленных в результате обучения.

Четвертый этап, именуемый «совершенствование профессионального мастерства», направлен на углубление профессиональных знаний и умений, полученных на курсах, по определенным проблемам, связанным с особенностями деятельности образовательных учреждений. На этом этапе подготовка преподавателей-организаторов осуществляется на базе научно-методического центра округа путем организации работы двухгодичной «Школы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности».

Данный этап предусматривает отслеживание изменений показателей профессиональной компетентности и выполняет ан-дрогогические функции. Вся эффективность содержания будет зависеть от готовности педагога к обучению на этом этапе. В андрагогическом подходе готовность преподавателей-организаторов учиться определяется их потребностью в изучении теории для решения конкретных профессиональных проблем. Поэтому сам педагог играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача методического центра состоит в том, чтобы создать каждому педагогу благоприятные условия для обучения, обеспечить его необходимыми методами и критериями, которые помогли бы ему выявить свои потребности в обучении.

Здесь преподаватели-организаторы внедряют в практику своей деятельности теоретические положения результатов научного ис следования по проблемам теории управления, идей лучшего опыта работы учителей-предметников, анализируют и обобщают результаты своей практической деятельности. Изучают соответствующую литературу по теме послекурсового задания и впоследствии ее оформляют и представляют в научно-методический центр.

Пятый этап — «Совершенствование профессионального мастерства», которое осуществляется на втором цикле курсовой подготовки по 144-часовому учебно-тематическому плану научно-методического центра или Московского института открытого образования. Цель данных курсов — формирование научно-методических знаний, исследовательских умений, развитие творческого потенциала преподавателей-организаторов, совершенствование у них аналитических умений и обобщение опыта своей деятельности.

В учебно-тематическом плане большая часть времени отводится на индивидуальную работу преподавателей с учителями ОБЖ, их самообразовательную работу по определенным проблемам, спецсеминарам и спецкурсам с учетом их запросов и потребностей.

Второй цикл курсовой подготовки преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности завершается написанием ими творческих выпускных работ, которые защищаются. По итогам данной работы определяются очередные послекурсо-вые задания для последующей творческой самостоятельной деятельности. Следовательно, принцип непрерывного образования обеспечивает поступательное развитие творческого потенциала личности преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, предусматривает последовательно нарастающую сложность усвоения знаний, умений и навыков на всех этапах их обучения в системе непрерывного образования.

Для реализации системы подготовки и повышения квалификации преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности нами разработаны учебно-тематические планы курсов и спецкурсов, содержание которых направлено на обеспечение их потребностей в непрерывном образовании.

Ill РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ: КАЧЕСТВО, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

В.М. Мапелъман

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >