РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Безопасность и образование: качество, эффективность, перспективы»

Содержание образования в области безопасности жизнедеятельности: современные проблемы

Подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности велась в нашей стране традиционно по двум направлениям — инженерному и педагогическому. В первом случае главный упор делался на формирование профессионалов, способных обеспечить предупреждение и нейтрализацию техногенных и отчасти природных чрезвычайных ситуаций. Во втором — на обучение школьных учителей преподаванию дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». С 2011/2012 учебного года все вузы страны перешли на двухуровневую систему высшего профессионального образования (бакалавриат - магистратура). К этому времени были разработаны и приняты новые стандарты для всех направлений подготовки в высших и средних учебных заведениях. В сфере образования в области безопасности жизнедеятельности в связи с этим проявился ряд довольно острых проблем, которые перед нами в ближайшее время встанут, и их придется срочно решать. Вот основные, выходы из которых должны быть найдены прежде всего в области высшего образования. Ведь соответствующая подготовка учителей и сотрудников образовательных учреждений, способных решать проблемы безопасности жизни (в частности, заместителей директоров школ по безопасности), поможет свести к минимуму болезненность снятия аналогичных проблем в школах.

Во-первых, прежде всего необходимо отметить, что главный акцент новых стандартов по безопасности жизнедеятельности (в рамках педагогического образования) сориентирован на выработку у учащихся определенных компетенций, умений и навыков поведения в условиях опасностей и угроз различного характера. Привычные же и планируемые к выпуску учебные и методические материалы в основном направлены на увеличение объема знаний и их закрепление. Несомненно, знания чрезвычайно важная составляющая часть образования. Вместе с тем область безопасности жизнедеятельности обладает спецификой, крайне важной для своей реализации, ведь в случае конкретной угрозы человек ведет себя не так, как его учили, а так, как он привык поступать. В условиях опасности каждый, особенно ребенок, должен обладать навыками-автоматизмами, которые в школе должны если не вырабатывать, то хотя бы закладывать.

Во-вторых, при такой постановке образовательных задач в отношении безопасности жизнедеятельности должна резко увеличиться доля практических занятий и всех форм прикладных действий (тренинги, игры, коллективные целевые мероприятия, соревнования, практики и тому подобное). В рамках БЖД и ОБЖ они должны сопровождаться необходимым оснащением, использованием специального оборудования, проходить в помещениях и на площадках, соответствующим образом подготовленных. Нередко для их реализации нужны особые разрешения, сертификаты и целевая подготовка учителей.

Крайние сложности в решении данной проблемы создают (создавали и будут создавать) рекомендации о допустимом интегрированном варианте преподавания курса ОБЖ в школе. При отсутствии самостоятельной дисциплины учитель ОБЖ, имеющий специальный диплом, оказывается не востребованным, а преподаватель-предметник вынужден «учить» тому, чего сам не изучал. В этом случае он, несомненно, будет отдавать предпочтение знаниям по ОБЖ перед навыками и компетенциями (и то, если для этого останется время). Кроме того, как показывает практика, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в интегрированном и не в интегрированном вариантах преподают не только учителя-естественники, но и любой педагог, вплоть до музыкальных работников.

В-третьих, в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» главное внимание сконцентрировано в основном на наиболее остром и совсем не обязательном этапе развития опасностей — чрезвычайных ситуациях. Ни риски, ни угрозы, ни опасности в целом не рассматриваются. Профилактика безопасности при таком подходе оказывается вне сферы образовательного процесса. Ограничение чрезвычайных ситуаций их природными, техногенными и военными модификациями (все остальное в расчет не берется) нагнетает атмосферу избыточной тревожности.

Разделы «Основы медицинских знаний» и «Здоровый образ жизни» теперь, в соответствии с новыми стандартами, не являются тематическими составляющими «Основ безопасности жизнедеятельности». Проблематика ОБЖ в выпускных классах школ в основном сосредоточена на подготовке юношей к военной службе, а девушек — на получении сведений по первой доврачебной помощи. Однако далеко не все юноши окажутся в рядах вооруженных сил, но всем им, несомненно, понадобились бы знания и навыки доврачебной помощи.

В-четвертых, говоря о перспективах предмета ОБЖ, необходимо заметить, что его первостепенной и важной задачей должная стать подготовка молодого человека к опасностям и угрозам повседневной жизни. С частью из них он сталкивается еще в школьные годы, но большинство поджидает его во взрослой жизни. Кроме того, есть явления, которые учащегося могут коснуться в любое время, — аварии, катастрофы, конфликты, травматизм, криминальные события. Есть опасности, которые обязательно встретятся на жизненном пути. Как поступать, когда экономические проблемы коснулись тебя или твоих близких? Что делать, если не можешь найти работу? Возможно ли сопротивление действиям религиозных сект или религиозному экстремизму? Как уберечься от деструктивных процессов в искусстве, быту и науке? Именно риски, угрозы и опасности, а не чрезвычайные ситуации должны стать ведущим объектом рассмотрения на уроках ОБЖ в старших классах. Выработка навыков поведения в этом направлении позволит оказать реальную помощь учащимся. Педагог и должен помочь выработать привычки подобного рода.

В-пятых, необходимо отметить и еще одну проблему. Через два года стены вузов массово покинут бакалавры. Какова их судьба в школах? Смогут ли они стать достойными преемниками специалистов? Ведь нельзя забывать, что подготовка бакалавров проводится по сокращенным на год программам и во многом за счет практической составляющей. В частности в нашем вузе больше не будет годовой непрерывной педагогической практики на выпускном курсе. Для работы же в вузах бакалавр вообще не приспособлен. Кто же будет учить будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности? Магистры? Однако в любую магистратуру (1,5-2 года обучения) может поступить бакалавр любого направления подготовки. Магистрант, который должен за время учебы приобрести навыки (в основном самостоятельно при минимальной аудиторной нагрузке) научно-исследовательской деятельности и работы в высшей школе, фактически может на начальном этапе вообще не иметь необходимой базовой подготовки. Что же собой в образовательном плане будет в этом случае представлять магистр по безопасности жизнедеятельности, который войдет в аудиторию вуза?

А если к этому добавить, что бакалавриат является все-таки первой ступенью высшего образования, то бакалавр может поступать и в аспирантуру. Однако так как при этом он может не иметь должных навыков научно-исследовательской работы, то вопрос качества образования в нашей (как и в любой другой) областях научно-педагогической деятельности оказывается крайне проблематичным.

В-шестых, сформировалась еще одна проблема, которая довольно отчетливо прозвучала на прошедшем 28 марта 2012 года Московском педагогическом марафоне учебных предметов, в рамках «Дня учителя основ безопасности жизнедеятельности». Москва — это отдельный специфический регион, равный некоторым государствам. Для него характерна особая природная, техническая, социальная, экономическая и культурная среда. Его редко и неохотно покидают жители, число которых неизменно растет. Их состав крайне разнообразен и мозаичен. Именно поэтому опасности и угрозы, специфические для данного региона, должны стать предметом особого рассмотрения в рамках курса ОБЖ для московских школьников. Настоятельно необходимы разработки учебно-методических комплексов, учитывающих специфические особенности регионов нашей страны.

В заключение хотелось бы отметить три момента:

  • - сфера безопасности жизнедеятельности чрезвычайно важна и динамична, а потому по данному вопросу важно проводить регулярные встречи; согласовывать общие проблемы, объединять усилия для их решения; находить компромиссные решения для сложных ситуаций; обмениваться опытом;
  • - важно развернуть серьезные научные исследования, прежде всего педагогического плана, в отношении безопасности жизнедеятельности, что послужит, в частности, основой для выработки конструктивных предложений по совершенствованию дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  • - необходимо прервать практику интеграции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в другие дисциплины, так как она серьезно препятствует решение задач, определенных ГОС, выработке компетенций, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека и прежде всего детей.

А.В. Потапова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >