Методология разработки содержания общего образования по основам безопасности жизнедеятельности на современном этапе

Современная форма общего образования предполагает формирование у обучаемых и воспитанников умения адаптироваться в условиях природы и общества, выполнять в последующем различные социальные роли и предусматривает введение этих навыков в содержание учебных дисциплин. Такие требования могут быть реализованы только в развивающейся образовательной среде, где учителя и учащиеся создают атмосферу интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса. Она объединяет в себя новое содержание образования, инновации в его организации, методах и новых технологиях обучения.

Обновление содержания образования всегда является постоянной и актуальной педагогической проблемой, поскольку, по утверждению В.С. Леднева, «педагогу и педагогике всегда приходилось решать вопросы о том, какие компоненты необходимо включить в содержание образования и в какой последовательности, с тем чтобы наилучшим образом достигнуть конечной цели — сформировать личность человека в соответствии с некоторым образцом».

Под содержанием образования современная отечественная наука понимает педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

К содержанию образования статья 14 Федерального Закона «Об образовании» предъявляет определенные требования. Приведем извлечения из этой статьи:

  • 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
  • 2. Содержание образования должно обеспечить:
    • • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
    • • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
    • • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
    • • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
    • • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
  • 3. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывая разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Содержание образования — это то, что предъявляется индивиду и усваивается им, во-первых, в «открытом» виде через содержание учебного материала и, во-вторых, в скрытом виде через те формы и методы, через те виды деятельности, которые программируются образованием как процессом. Очень важный момент подчеркивает в этой связи Л.В. Занков: «Дидактика сейчас уже не может ограничиваться областью знаний и навыков, как бы ни важна была эта область. Необходима разработка научнопедагогических основ такого построения учебного процесса, которое давало бы оптимальный результат в развитии школьников. Следовательно, нужно изыскивать новые принципы, правила, требования, которые соответствовали бы этой задаче. Поскольку развитие учащихся происходит в процессе обучения, дидактические принципы и требования, рассчитанные на усвоение знаний и навыков, приносят известный результат и в развитии. Однако задача заключается не в том, чтобы получить какой-то результат, а том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников». А выполнение данной задачи «...требует специального обдумывания и построения учебного процесса».

Содержание образования по основам безопасности жизнедеятельности разрабатывалось и разрабатывается сегодня рядом ученых, специалистов и педагогов в этой области (Михайлов Л.А., Сулла М.Б., Топоров И.К., Латчук В.Н., Смирнов А.Т., Шершнев Л. И., Сапронов В.В., Мишин Б.И., Белов С.В., Девисилов В.А. и др.). Главное в этом процессе, по мнению многих педагогов, не только обеспечить общеобразовательную школу современным содержанием образования, ответив на вопрос — что изучать, но и дать в руки педагогической общественности концепцию методологии обучения основам безопасности жизнедеятельности, т.е. ответить наконец-то на вопрос — как обучать?

Поэтому есть веские основания рассматривать содержание образования и функции ОБЖ с ее методической базой не только как предметную область, но прежде всего как рабочие механизмы реализации средствами образования политики Российского государства, как адекватный этим функциям и методам государственный заказ школе на формирование средствами ОБЖ полноценного патриота и гражданина, чьи личностные качества гарантируют безопасность и устойчивое развитие общества и государства.

Так, Смирнов А.Т., разрабатывая в 2005 г. предложения в образовательный стандарт по основам безопасности жизнедеятельности как проект для разработки регионального компонента образовательного стандарта, констатирует, что «основы безопасности жизнедеятельности» — это единая, непрерывная система обучения, обязательный минимум содержания которой представляет собой обобщенное содержание образования в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. В основу обязательного минимума содержания легли основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных актов в области безопасности». Не предлагая никакого научного обоснования минимума содержания образования, здесь констатируется лишь необходимость его построения с учетом нормативно-правовых актов.

Профессор Белов С.В. и доцент Девисилов В.А. имеют несколько другой подход к содержанию образования и отмечают, что «под содержанием образования в области безопасности жизнедеятельности следует понимать определенную систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения». При этом ими рассматриваются объективные и субъективные факторы, определяющие содержание образования в области безопасности жизнедеятельности.

Объективными факторами, по их мнению, являются все возрастающие техногенные и антропогенные нагрузки на природную среду, расширение круга и уровня опасностей современного мира, что вызывает необходимость модернизации содержания образования, которая должна быть направлена на формирование готовности личности к восприятию меняющихся реалий окружающего мира и к обеспечению личной и коллективной безопасности.

Субъективными же факторами, влияющими на содержание образования, являются политика и идеология общества, которые все чаще в качестве приоритетных задач развития выдвигают вопросы обеспечения экологической, личной и коллективной безопасности граждан.

Таким образом, они заключают, что существующие реалии современного мира, наличие объективных и субъективных фак торов являются предпосылками для модернизации содержания образования всех уровней.

Важнейшим и одним из наиболее действенных инструментов обеспечения безопасности являются знания граждан в указанной области, которые обеспечивают воспитание и формируют культуру поведения.

Определяя цель образования в области безопасности жизнедеятельности, как формирование мировоззрения, воспитание культуры безопасности и приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для безопасной жизни и деятельности окружающей человека среде и для создания самой безопасной и комфортной для человека среды обитания, Девисилов В.А. выделяет два основных понятия «опасность», «безопасность» и методические подходы к их изучению:

  • • опасность, как фундаментальное негативное свойство среды обитания (в предмете изучаются основные виды и параметры опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на человека);
  • • безопасность, которую можно определить как состояние системы «человек - среда обитания», при котором обеспечиваются приемлемые или комфортные условия существования человека. В предмете изучаются системы безопасности, способы и средства обеспечения безопасности.

Данные подходы заслуживают самого пристального внимания со стороны всех разработчиков содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ, поскольку в них заложен концептуальный и научно обоснованный взгляд на дидактическое содержание методологии обучения основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.

По мнению Шершнева Л.И. и Сапронова В.В., структура и содержание безопасности жизнедеятельности, определяемые потребностями общества, особенностями сферы образования, имеющимися педагогическими наработками и научной базой, должны распространяться на общее (начальное, основное, полное) и профессиональное (начальное, среднее, высшее) образование. При этом они подчеркивают, что «стержень безопасности жизнедеятельности — это мировоззренческая линия, содержащая современные взгляды на человека и окружающий его мир, на причины возникновения и состав современного комплекса проблем безопасности, на магистральные пути решения этих проблем. Мировоззренческая линия реализуется на фоне освоения учащимися технологий обеспечения безопасности, необходимых им в период обучения и в будущем».

Декан факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессор Михайлов Л.А., в своих исследованиях отмечает: «...Интегрировав достижения многих наук, безопасность жизнедеятельности трансформировалась в комплексную научную и образовательную отрасль — общую науку о безопасности, изучающую опасности, механизмы предвидения и предупреждения воздействий и защиту от них человека и социума». Основное внимание он акцентирует на положениях, которые, по его мнению, определяют содержание образования по безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • • человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей;
  • • реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, следовательно, профилактика и защита от них — актуальнейшая гуманитарная и социальная задача не только подготовки специалистов БЖД, но также общего и профессионального образования, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек;
  • • безопасность — это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, всегда существует некоторый остаточный (допустимый и оправданный) риск, который каждый специалист должен изучать, исследовать и организовывать предупреждение влияния его опасных факторов.

В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский высказывают свою точку зрения о том, что общей методологической основой проектирования содержания общего образования по ОБЖ являются «общие закономерности опасных явлений, а также средства и методы защиты человека в различных условиях его обитания. При таком подходе безопасность жизнедеятельности позволяет решать триединую задачу, которая состоит в идентификации опасностей, реализации профилактических мероприятий и защите от остаточного риска».

Предлагаемая ими логика построения содержания образования по ОБЖ заключается в том, чтобы ученики могли правильно оценивать обстановку и умело действовать в системе следующих понятий: опасность (ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду), причина опасности (событие, предшествующее и вызывающее другое опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием), последствие опасности (негативное изменение, вызванное причиной), действие (что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или здоровью).

Таким образом, можно констатировать, что определение содержания общего образования в области основ безопасности жизнедеятельности — задача сложная, можно допустить ошибки, которые в последующем отрицательно скажутся на процессе обучения. Здесь уместно вспомнить высказывание русского историка Соловьева, который говорил, что во всяком изучаемом предмете, как и науке, должна быть своя таблица умножения, т.е. тот минимум понятий и теорий, без овладения которыми нельзя знать предмет или науку вообще.

Исходя из проведенного анализа подходов к единой теоретической и методологической базе определения содержания общего образования по ОБЖ, его логической стройности и внутренней логике излагаемого материала, мы можем выделить основные концептуальные идеи его проектирования:

  • • содержание общего образования в области безопасности жизнедеятельности должно проектироваться с учетом изучения учащимися состояния основных элементов системы «человек-среда обитания», а именно: основных видов и параметров угроз и опасностей, условий их реализации, характера проявления и влияния на человека, а также системы безопасности, способов и средств обеспечения безопасности, при которых обеспечиваются приемлемые или комфортные условия существования человека;
  • • при проектировании содержания общего образования должны решаться задачи по идентификации опасностей (выяснению их видов, вероятности, масштаба, возможного ущерба и т.д.); предупреждению и предотвращению идентифицированной опасности; защите от остаточного риска, основанной на реализации таких компонентов, как предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия со средой обитания человека.

Поскольку основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании — это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья, при предлагаемом подходе к определению содержания общего образования по ОБЖ мы можем конкретизировать главную цель обучения учащихся по основам безопасности жизнедеятельности как формирование мировоззрения, воспитание индивидуальной культуры безопасного поведения, приобретение знаний, умений навыков, необходимых для успешных действий по обеспечению безопасности личности, общества и государства, создание безопасной и комфортной для человека среды обитания.

Исходя из предложенной формулировки, общими задачами обучения по основам безопасности жизнедеятельности выступают:

  • • вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
  • • развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей среды обитания, и преодолении их трудностей;
  • • повышение своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при возникновении угроз и опасностей различного характера;
  • • формирование навыков и умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
  • • формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;
  • • совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономи-ческого и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности;
  • • формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Литература

  • 1. Девисилов В.А. Структура, содержание и дидактика образования в области безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. ОБЖ. - 2006. - № 2. - С. 44-52.
  • 2. Михайлов Л.А. Концепция образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (в классических, педагогических, гуманитарных вузах) // Основы безопасности жизнедеятельности. ОБЖ. - 2005. - № 4. - С. 28-36.
  • 3. Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. - М.: Дрофа, 2006.
  • 4. Сапронов В.В. Проект концепции развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» // Основы безопасности жизнедеятельности. ОБЖ. - 2006. - № 8. - С. 33-41.
  • 5. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Примерная программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 кл. - М.: Просвещение, 2005.
  • 6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Примерная программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2005.

Раздел 1 Содержательная составляющая предметной области «Основы БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ТЕ. Курина

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >