Содержательная составляющая предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»

Анализ некоторых факторов, приводящих к кризису в российском образовании

Несмотря на все изменения, характерные для современного вузовского образовательного процесса, основной целью обучения в педагогических вузах по-прежнему остается подготовка творчески мыслящих и гармонично развитых специалистов, обладающих хорошими профессиональными знаниями и высокими гражданскими качествами.

Однако представляется, что в современных условиях достижение этой цели становится все более затруднительным по мере осуществления реформ.

В педагогические вузы приходят вчерашние школьники, для которых характерны изменения ценностей, целей, идеалов, нравственных и моральных норм. Исследования социологов показали, что у современной молодежи, даже с достаточно высоким интеллектуальным уровнем, прослеживается низкий уровень личностной культуры общения и нахождения в обществе.

Представляется, что начало этим изменениям было положено с началом «перестройки» в учебных заведениях, когда, начинаясь в детских садах и продолжаясь в средних общеобразовательных школах, наблюдалось резкое снижение воспитательной работы. В образовательных учреждениях произошло разрушение существовавшей долгие годы идеологической основы воспитательной системы, которое выразилось в отказе от принимаемой советским обществом системы ценностей без ясного представления и определения новых ценностных ориентиров, свержение прежних идеалов без создания новых. Все это привело к тому, что воспитание, как целенаправленная деятельность, в школах практически прекратилось. Корни этой проблемы уходят в начало 90-х годов, когда декларируемый Министерством просвещения курс без воспитания привел к тому, что школы быстро растеряли свой воспитательный потенциал и сосредоточили свои усилия на развитии познавательных способностей учащихся. Однако, несмотря на проводимые реформы, решение этой задачи тоже оказалось проблематичным. Доказательством этому могут служить слова доктора педагогических наук, профессора О.Е. Лебедева о наблюдающемся расхождении между целевыми ориентирами школы, которые декларируются в новом Законе об образовании, и потребностями учащихся, что ведет к увеличению доли тех, кому учиться в школе неинтересно, кто учится по необходимости. За последние десять лет доля таких учащихся возросла более чем в четыре раза. Сегодня возникает реальная угроза отчуждения значительной части учащихся от школы, а школы от своих учеников, от их проблем [1]. Отметим, что многие из этих учеников приходят учиться в вузы.

К сказанному можно добавить фактически закрепляемую новым Законом об образовании зависимость процесса обучения от рыночных отношений, рассмотрение детского сада и школы как предприятия сферы услуг, оптимизацию финансирования образовательных учреждений. Сегодня мы уже имеем в детских садах увеличение количества детей на один квадратный метр, соответственно увеличение числа детей в группах при прежнем количестве воспитателей на группу. Преследуя цель ликвидации очередей в дошкольные учреждения, чиновники не заботятся о безопасности, комфортности пребывания детей в детских садах и сохранении их физического, психического и нравственного здоровья. Возникает вопрос: насколько здоровыми будут последующие поколения студентов? Введение в школах «подушевого» финансирования, оплаты труда педагогов по качеству успеваемости учеников сопровождается возникновением озабоченности, не приведет ли это к появлению так называемых «мертвых душ» в школьном контингенте, к тотальным «четверкам» и «пятеркам» у всех учеников, в то время как действительное качество школьного образования по-прежнему будет соответствовать «образовательному минимуму». Насколько будет адекватной самооценка будущих студентов, привыкших в школах к хорошим оценкам? Сегодня в школах педагогам просто некогда заниматься воспитанием и развитием своих учащихся, главной целью школьного обучения становится «натаскивание» к ЕГЭ, в то время как в новом Законе об образовании провозглашается принцип свободного развития личности. В связи с этим возникает вопрос: почему ЕГЭ остается единственной формой проведения итоговой государственной аттестации, и в новом Законе об образовании не предусматриваются ее альтернативные формы? В стремлении продемонстрировать хорошие результаты ЕГЭ, школы выпускают молодых людей (которые в нынешней демографической ситуации, практически все при желании становятся студентами вузов), не готовых к жизни в обществе, которые тяжело адаптируются, конфликтуют со сверстниками, что отражается на адаптации первокурсников в вузе и усвоении учебной программы.

Из положительных изменений, ведущих к прогрессивному развитию образования и отмеченных в новом Законе об образовании, можно отнести лишь вариативность форм получения образования, и в первую очередь, развитие дистанционного образования (особенно для студентов с ограниченными возможностями), которое позволяет решить одну из задач сохранения эмоционального, психического и нравственного здоровья обучаемых. Представляется, что внедрение дистанционного образования окажет положительное влияние на организацию обучения студентов в вузах и облегчит в какой-то мере задачу педагогов вуза, связанную с созданием условий для адаптации студентов.

Таким образом, преподавателям вузов необходимо знать и исследовать социально-психологические особенности первокурсников, определять их психологическое состояние в вузовском сообществе, оказывать студентам поддержку в выборе жизненных приоритетов и овладении ими коммуникативными умениями.

Литература

  • 1. Лебедев О.Е. Результаты школьного образования в 2020 году // Вопросы образования. - 2009. - № 1.
  • 2. Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (на 1 декабря 2010 года) [Электронный ресурс]: сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/proj/7786/

Е.В. Левина

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >