Социологические иллюстрации в изучении социальных опасностей (в контексте преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»)

В настоящее время в педагогической теории и практике основное внимание уделяется компетентностному подходу в обучении бакалавров, магистрантов и аспирантов. Следует отметить, что данный подход ориентирован прежде всего на развитие практических навыков у студентов, на первое место выходит деятельностный компонент педагогического процесса. В связи с этим особое значение придается интерактивным методикам обучения, таким как: деловые игры, кейс-стадии, решение практических задач. Наряду с уже перечисленными вариантами интерактивных методик мы хотели бы предложить использование социологических иллюстраций в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Под социологическими иллюстрациями мы понимаем результаты социологических исследований (как качественных, так и количественных), которые посвящены исследованию социальных опасностей. Результаты исследований можно приводить в качестве примеров при обсуждении вопросов, касающихся социальных опасностей, таких как:

  • • проблемы терроризма;
  • • насилие;
  • • опасности на улицах города;
  • • массовые беспорядки;
  • • чрезвычайные ситуации криминального характера и другие.

Данные темы носят актуальный и злободневный характер, что позволяет еще раз подчеркнуть социальную значимость объекта и предмета изучаемого курса.

Социологические иллюстрации требуют особого внимания со стороны студентов. Результаты исследований могут выступать не только как примеры при изложении материала, но и как самостоятельный педагогический инструмент, требующий от студентов владения навыками критического анализа информации. Социологические иллюстрации также могут быть представлены в качестве кейсов (при анализе критических ситуаций).

В качестве примера мы приведем исследование, посвященное десятилетию борьбы США с мировым терроризмом [4].

Итоги борьбы США с терроризмом выглядят неутешительно: россияне считают Америку наиболее уязвимой для террористов страной. Но второе место они ставят нашу родину.

В сентябре 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как россияне оценивают итоги борьбы США с международным терроризмом, как изменился уровень террористической угрозы сегодня и какие страны и регионы в мире наиболее опасны с точки зрения угрозы стать жертвой теракта[1].

Спустя десять лет после объявления США войны международному терроризму итоги этой борьбы в глазах россиян выглядят неутешительно. Все больше тех, кто видит победителем в этой борьбе террористов (с 9 до 16 % за пять лет). Так считают в основном столичные жители (22 %). В то же время о реванше США и их союзников говорят лишь 7 % (в 2009 г. — 10 %). Более популярной становится точка зрения, согласно которой ни одна из сторон в этой войне не побеждает (с 30 % в 2006 г. до 36 % в

текущем году) — это мнение особенно характерно для сторонников «Справедливой России» (4 2%). И, напротив, все менее распространенной становится версия о том, что борьба с терроризмом — лишь пропаганда для прикрытия собственных проблем США и их союзников (с 32 до 29 %). Так считают, как правило, жители крупных городов (38 %) и сторонники непарламентских партий (39 %).

Террористическая угроза не растет, но и не снижается. После всплеска тревожности по поводу усиления террористической угрозы в 2010 г., сегодня уровень опасений по этому поводу снизился, но незначительно: год назад об этом говорили 37 %, сегодня 34 % (в 2009 г. — 28 %). Больше стало тех, кто считает, что угроза со стороны международного терроризма остается на прежнем уровне, не ослабляясь и не усиливаясь (с 37 до 46 %). В то же время доля тех, кто отмечает снижение опасности, связанной с терроризмом, постепенно сокращается (с 21 % в 2009 г. до 14 % в текущем году). Об усилении террористической угрозы свидетельствуют прежде всего жители средних и малых городов (38-40 %), а также приверженцы ЛДПР (44 %) и непарламентских партий (51 %). Не видят изменений в ее уровне, как правило, москвичи и петербуржцы (60 %). На ослабление угрозы со стороны террористов указывают в основном жители крупных городов (18 %) и сторонники «Единой России» (18 %).

Россия сегодня признается респондентами одной из наиболее опасных стран мира с точки зрения вероятности стать жертвой теракта: сама страна в целом (16 %) и ее отдельные регионы и республики — Центральный округ (13 %), Чечня (6 %), Дагестан (4 %), Южный регион (3 %), Северо-Западный регион (2 %), Абхазия, Ингушетия и Осетия (по 1 %). Одной из наиболее неспокойных в этом смысле стран признается и США (17 %). В числе прочих указываются Кавказские республики (12 %), Ближний Восток в целом (5 %), Израиль (5 %), Ливия (4 %), Афганистан (3 %), Египет (3 %), Англия, Турция (по 2 %), Ирак, Иран арабские страны в целом (2 %), европейские страны в целом (2 %), Франция (1 %), а также Грузия (1 %), восточные и исламские страны (по 1 %), Пакистан (1 %), африканский регион (1 %). 24 % опрошенных считают, что угроза стать жертвой теракта одинакова в любой стране или регионе мира.

При анализе приведенного выше примера следует обратить внимание на решение следующих вопросов:

Во-первых, необходимо обратить внимание на само исследование: где и когда оно проводилось, какова выборочная совокупность, репрезентативна ли выборка исследования, что является объектом и предметом исследования, какие цели и задачи стояли перед исследователем. Отвечая на эти вопросы, студенты учатся анализировать результаты исследования, что развивает их профессиональную компетентность и способности вести исследовательскую деятельность.

Во-вторых, проведенное исследование подчеркивает актуальность и важность выбранной темы, поскольку оно нацелено на выявление отношения респондентов к террористической обстановке в мире в целом и в России в частности.

В-третьих, анализируя предложенную ситуацию, студентам можно предложить ответить на следующие вопросы:

  • 1. Какие причины, на ваш взгляд, порождают терроризм?
  • 2. Что такое международный терроризм и как он проявляется? Подтвердите, пожалуйста, ваше наблюдение фрагментами исследования.
  • 3. Что включает в себя борьба с терроризмом на макроуровне?
  • 4. Что включает в себя борьба с терроризмом на микроуровне?

Приведенное исследование помогает понять, что является международным терроризмом, какие методы борьбы с терроризмом существуют, а также отношение российских граждан к международному терроризму и террористической обстановке в мире.

На наш взгляд, использование социологических иллюстраций в педагогическом процессе в целом и в практике преподавания «Безопасности жизнедеятельности» развивает у студентов следующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции: способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; способность к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности.

Литература

  • 1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Под ред. Л.А. Михайлова. - СПб.: Питер, 2009.
  • 2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. - Изд. 2-е, дополн. - М.: Знание, 1999.
  • 3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. -М.: Академкнига, 2003.
  • 4. http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=l 11934

В.А. Литвинов

  • [1] Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 3-4 сентября 2011 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >