Инновационные методы обучения и педагогические технологии преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности»

Использование технологии структурирования содержания по модульному принципу на уроках ОБЖ и БЖ

Модульное обучение — система организации учебного процесса, основанная на структурировании учебной информации в виде логически завершенных частей, обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей. «Структурирование по модульному принципу позволяет выдерживать логику, соблюдать систематичность и последовательность, обеспечивать заданный уровень глубины изучения системы в зависимости от интереса и необходимости, потребности и установки» [1: с. 30].

В курсах «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ) студенты изучают правила поведения и действия населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Для того чтобы научиться принимать правильные решения в чрезвычайных ситуациях природного характера, студентам предлагается содержательная матрица.

Например, по теме «Чрезвычайные ситуации природного происхождения» содержательная матрица включает в себя по горизонтали 5 позиций (причины возникновения, правила поведения и действия, эвакуация населения, первая медицинская помощь пострадавшим, анализ сообщений о ЧС природного характера), а по вертикали — 11 позиций (ураганы, снегопады и лавины, наводнения, землетрясения, лесные пожары, сильную жару, сильный мороз, ПМП при переохлаждении, ПМП при синдроме сильного сдавливания, ПМП при укусе змеи, ПМП при укусе насекомых).

Матричная форма представления информации позволяет:

  • - целостно представить все содержание;
  • - показать его структуру;
  • - является презентацией содержания данного раздела;
  • - позволяет построить индивидуальную траекторию продвижения каждого студента, что особенно актуально для современных юношей и девушек с ослабленным здоровьем и часто пропускающих учебные занятия по болезни;
  • - провести диагностику заинтересованности и усвоения информации;
  • - приучает учащихся к самостоятельности и ответственности за результаты своего образования;
  • - стимулирует развитие потребности к работе с различными источниками информации;
  • - способствует развитию творческого мышления.

Для работы по заключительному пункту содержательной матрицы мною разработано учебное пособие для организации самостоятельной работы «Чрезвычайные ситуации природного характера», в котором собраны статьи о стихийных бедствиях, опубликованных в разное время в средствах массовой информации. Анализ чрезвычайных происшествий заставляет студентов искать ошибки участников и предлагать способы поведения, позволяющие снизить тяжесть последствий ураганов, снежных лавин, землетрясений, наводнений. Особое внимание уделяется ситуациям с участием детей, так как будущие выпускники педагогического колледжа должны уметь обеспечивать не только личную безопасность, но и безопасность детей, нести ответственность за их жизнь и здоровье.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или в группах по 4-5 человек. В ходе обсуждения результатов студенты предлагают пути решения проблем безопасности, основанные на знании способов безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Результаты работы малых групп целесообразно оценивать, используя рейтинговую матрицу, которую заполняет каждый ее участник по пяти позициям: сбор и обобщение информации, участие во взаимном консультировании, посещение консультаций преподавателя; участие в создании презентаций; выступление с отчетом о проделанной работе.

Рейтинговая система предусматривает определенное количество баллов за каждое действие. Каждый студент на основе рейтинговой матрицы может предвидеть результат своей работы, что стимулирует его к достижению высокого результата.

Для изучения темы «Первая медицинская помощь» мною разработана содержательная матрица.

Опыт использования технологии структурирования содержания по модульной системе показывает, что у студентов повышается ответственность за результаты своего труда, развивается логическое мышление, позволяющее в чрезвычайных ситуациях действовать решительно и грамотно, чтобы сохранить жизнь и здоровье и уменьшить тяжесть возможных последствий.

Литература

1. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. - М.: МСХА, 1993.

Н.А. Ковалёва, С.А. Поташенков

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >