Обучение учащихся правилам безопасности при проведении химического эксперимента

Химия — наука интересная, сложная и потенциально опасная. Опасность представляют не только теоретические знания о веществах, их свойствах и превращениях, но и в первую очередь химический эксперимент, который является неотъемлемой частью процесса обучения химии. Под понятием «химический эксперимент» подразумевается средство обучения химии в виде специально организованных и проводимых опытов с веществами (реактивами), включаемыми учителем в учебный процесс с целью познания, проверки или доказательства учащимися известного науке хими ческого факта, явления или закона, а также для усвоения обучающимися определенных методов исследования химической науки.

При проведении химического эксперимента опасными могут быть:

  • • работа с любым химическим оборудованием;
  • • контакт с химическими веществами;
  • • процесс химической реакции (выделение газа, бурное протекание, выброс вещества из пробирки и т.д.);
  • • создание условий протекания реакции (нагревание или охлаждение).

В Федеральном государственном образовательном стандарте 2010 года определено [3], что изучение предметной области «Естественные науки» должно обеспечить сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования. Способствовать формированию умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Предметные результаты изучения области «химия» должны отражать:

  • • формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
  • • приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  • • формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Одна из главных целей основного общего образования по химии заключается в формировании умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни. Предметным результатом освоения выпускниками основной школы программы по химии является умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 2010 года изменяется и оснащение для школ [2]. Для реализации требований Стандарта рекомендуется обучающая цифровая лабораторная техника, предназначенная для учебной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, для формирования у обучающихся навыков цифрового измерения результатов проведения натуральных экспериментов в пределах учебного помещения и вне его. Модуль лабораторного и демонстрационного оборудования должен состоять из обучающей традиционной лабораторной учебной техники, который включает в себя традиционные лабораторные приборы, используемые при постановке экспериментов, наблюдений и опытов. Следовательно, учащиеся должны будут освоить не только компьютерное проектирование химических процессов, но и научиться проводить безопасный химический эксперимент с использованием простейшего лабораторного оборудования.

Впервые приступая к выполнению практической работы по химии, учащиеся изучают «Правила безопасной работы в химической лаборатории». Знание этих правил является необходимым условием выполнения ученического эксперимента и обязательно контролируется учителем.

Перечень «Правил безопасной работы в химической лаборатории» в различных учебниках для 8-го класса неодинаков и может варьироваться от десяти до двадцати пунктов правил. Например, в учебнике для 8-го класса под редакцией Е.Е. Минченкова [4] перечень правил состоит из одиннадцати пунктов, а в учебнике П.А. Оржековского, Л.М. Мещеряковой, Л.С. Понтак [1] — из восемнадцати и является более подробным (см. табл. 1). Рассматриваемые учебники входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе. Были разработаны в соответствии со стандартом предыдущего поколения, в котором также предполагалось знание правил безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами, химической посудой и простейшим оборудованием.

Таблица 1

Содержание правил по технике безопасной работы в химической лаборатории

Учебник для 8-го класса под редакцией Е.Е. Минченкова

Учебник для 8-го класса П.А. Оржековского, Л.М. Мещеряковой, Л.С. Понтак

Инструкции по организации эксперимента

Соблюдение всех мер предосторожности, указанных учителем. Соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте. Необходимость спокойной обстановки на работе. Выполнение опыта только после уяснения хода работы. Уборка рабочего места после опытов.

Работа одному ученику в лаборатории не разрешена.

Выполнение опыта только после уяснения хода работы и предусмотрение опасностей при нарушении в ходе эксперимента.

Необходимость тишины и спокойной обстановки при работе.

Соблюдение чистоты на рабочем месте и уборка после окончания работы.

Хранение и использование веществ в склянках только с наименованием вещества.

Инструкции по проведению эксперимента

Бережное обращение с оборудованием.

Запрещается пробовать вещества на вкус.

Правила обращения с твердыми веществами и жидкостями.

Во время проведения опытов не рекомендуется касаться лица и глаз руками.

Запрещается пробовать вещества на вкус.

Осторожно знакомиться с запахом веществ.

Рекомендации по количеству используемого вещества.

Использование чистой посуды и проверка ее на целостность.

Правила работы при нагревании веществ.

Использование только чистой посуды и проверка ее на целостность.

Рекомендации по количеству используемого вещества.

Правила работы при нагревании веществ и уборке осколков лабораторной посуды.

Инструкции по оказанию первой помощи

Последовательность действий учащихся при порезах, ожогах или попадании едкой или горячей жидкости на кожу или одежду.

Последовательность действий учащихся при порезах, ожогах и возгорании.

Изучение «Правил безопасной работы в химической лаборатории» может быть организовано учителем по-разному:

  • • самостоятельное изучение правил по технике безопасности;
  • • перечисление учителем правил с объяснением последствий их нарушения;
  • • изучение правил с использованием плакатов по технике безопасности или компьютерной презентации;
  • • просмотр видеофильма, содержащего примеры последствий нарушения правил.

В различных педагогических газетах и журналах, в том числе интернет-изданиях, учителям предлагаются методические рекомендации и подробные разработки по проведению этого урока. Например, электронная версия газеты «Химия», выпускаемой издательским домом «Первое сентября» (http://him.lseptember.ru).

Имея все возможности для компьютеризации обучения, нельзя забывать о классическом «рукотворном» химическом ученическом эксперименте [5]. Использование только презентаций и видеофильма может привести к пассивному восприятию информации у учащихся. Подростки, в условиях современного мира, вынуждены воспринимать информацию с экранов телевизоров, мониторов компьютеров, плазменных рекламных таблоидов и даже с экрана телефона. При таком восприятии часть информации «не видна», что делает неэффективным использование мультимедийного оборудования не только на уроках химии, но и на других предметах. Таким образом, если ученик раньше мог информацию «пропустить мимо ушей», то теперь и «мимо глаз». Использование видеофрагментов, естественно, облегчает работу учителя, но изобилие видеоопытов в практике преподавания может принести вред учащимся в связи с наличием большого числа недоработок в таких пособиях. Компьютерное интерактивное лабораторное обеспечение может обезопасить учащихся и учителя при демонстрации и моделировании опытов, но не обеспечит необходимых умений: например, сила фиксации, при закреплении стеклянного оборудования в лапке в лабораторного штатива. Для активного восприятия правил техники безопасности можно, например, провести аналогию: использование держателя для пробирки при нагревании вещества с бытовым использованием варежки-прихватки или даже ухвата. Таким образом, изучая лабораторное оборудование, учитель может дать творческое задание на поиск соответствия химической и бытовой посуды, в зависимости от ее назначения и применения.

При объяснении первой помощи при ожогах или порезах лучше использовать ранее полученные знания и имеющийся у учащихся опыт, корректируя некоторые недочеты, которые при этом могут возникнуть. Дальнейшее изучение правил безопасной работы происходит при ознакомлении с приемами работы с лабораторным оборудованием (штативом, пипетками и т.д.), которое ранее использовалось на физике и биологии. Некоторые специфические правила обращения с реактивами учащиеся узнают позже, по мере изучения веществ и их свойств (правило разбавления серной кислоты). Таким образом, учитель не только объясняет новый материал, но и создает прочные межпредметные связи по химии - основам безопасности жизнедеятельности - биологии - физике.

Контроль знаний по правилам безопасной работы организует учитель в устной (опрос) или письменной (тестовой) форме перед выполнением ученического эксперимента и демонстрационного опыта.

Несмотря на огромное количество новейших информационных технологий, моделирующих и заменяющих реальный эксперимент, возможно, даже более эффектно и наглядно, изучение химии невозможно без классического химического эксперимента, а его успешная организация и проведение — без знаний основных правил безопасной работы. Лишь хорошо продуманный план работы учителя и его реализация дают прочные знания и снижают возможный риск потенциальной опасности. Тем самым у учащихся формируются актуальные знания по химии, физике и биологии, складывается целостное понимание о безопасном поведении и действиях в экстремальных ситуациях, необходимых в современном мире.

Литература

  • 1. Оржековский П.А. Химия: Учебник для 8-го класса обще-образоват. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. - М.: ACT: Астрель, 2006.
  • 2. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования, технического творчества обучающихся (http://standart.edu.ru).
  • 3. Федеральный государственный образовательный стандарт (http://standart.edu.ru).
  • 4. Химия: Учебник для 8-го класса средней общеобразовательной школы / Под ред. проф. Е.Е. Минченкова. - 3-е изд., до-раб. и дополн. - М.: Школьная пресса, 2005.
  • 5. Штемплер Т.П. Определение понятия учебного эксперимента, его классификация и место в обучении химии (http://strempler. ucoz.ru).

ТЕ. Курина

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >