Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавров в сфере безопасности туризма, а также теоретически обосновывается концепция методической подготовки компетентных специалистов с учетом специфики педагогического вуза.

Актуальность темы данной статьи обусловлена как минимум тремя причинами. Во-первых, туризм в настоящее время является одним из приоритетных вопросов развития социальной политики Российского государства. В связи с активизацией выездного и внутреннего туризма, интенсивностью международных контактов возникает необходимость в квалифицированном персонале.

Во-вторых, несчастные случаи, все чаще происходящие с российскими туристами на отдыхе за границей, банкротство туристских компаний и, как следствие, невыполнение обязательств перед клиентами определяют актуальность подготовки специалистов в сфере безопасности туризма.

В-третьих, в последние десять лет наряду с экономическими и юридическими специальностями повсеместно в российских вузах стали открывать факультеты туризма. Для этого проводится работа по формированию новых курсов, специализаций и образовательных программ. С другой стороны, вхождение России в Болонский процесс, международная интеграция образовательных учреждений в рамках положений Болонского процесса, информатизация сферы образования ставит перед российскими вузами новые задачи развития научно-исследовательской базы, повышения квалификации преподавательского состава, формирования качественно нового учебного процесса. Таким образом, актуальными становятся методические аспекты подготовки бакалавров в сфере туризма в непрофильных вузах.

На государственном уровне процесс получения высшего профессионального образования регулируется государственными стандартами. В 2009 году Министерством образования и науки Российской Федерации был утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 100400 «Туризм» [6].

Данный образовательный стандарт был разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также реализацией положений Болонского процесса в нашей стране. Соответствие законодательству Российской Федерации выражается в соблюдении требований к структуре государственного образовательного стандарта:

  • 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ [2].

С другой стороны, стандарт оперирует понятиями «трудоемкость освоения основных образовательных программ», «зачетные единицы трудоемкости» и т.д. Он также обеспечивает право частичного выбора студентом изучаемых дисциплин. Данные положения направлены на активизацию международной интеграции образовательных учреждений в рамках положений Болонского процесса.

ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 — «Туризм» предусматривает изучение как гуманитарных (иностранный язык, философия, история и др.), социально-экономических (основы социального государства), математических и естественнонаучных дисциплин (география), так и общепрофессиональных и специальных дисциплин, связанных с организацией туризма и туристской деятельностью. Таким образом, подготовка бакалавров по специальности «Туризм» должна проводиться с точки зрения комплексного подхода.

Необходимо отметить, что описываемый стандарт содержит общие базовые требования к подготовке бакалавров по специальности «Туризм», оставляя за вузами право разработки своих собственных основных образовательных программ (ООП) в зависимости от профиля и специфики высшего учебного заведения. Совокупность знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения и освоения дисциплин, входящих в ООП вуза, призвана сформировать бакалавра широкого профиля в области туризма.

Специфика бакалавриата в сфере безопасности туризма в педагогических вузах заключается в решении двуединой задачи, состоящей из:

  • 1) подготовки бакалавров как профессионально компетентных специалистов-практиков для работы в сфере безопасности туризма;
  • 2) подготовки личности будущего бакалавра, способного не только получать знания, но и расширять и передавать приобретенные знания, умения и навыки.

Решение первой задачи предполагает разработку методических комплексов, направленных на формирование профессиональной и правовой грамотности в сфере безопасности туризма. Следовательно, при построении системы профессионального образования необходимо определить круг знаний, обеспечивающих качественную подготовку бакалавров как компетентных работников в сфере безопасности туризма.

На сегодняшний день существует целый ряд предметов, обязательных для профессиональной деятельности бакалавров в сфере туризма. Их перечень содержится в ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 — «Туризм». Свою задачу мы видим в том, чтобы на основе анализа зафиксировать номенклатуру дисциплин, необходимых бакалавру в сфере безопасности туризма:

  • 1) правовые дисциплины в области безопасности туризма: гражданское право, страховое право, право в области туристской деятельности, международное право;
  • 2) психологические дисциплины: возрастная психология, психология катастроф, педагогическая психология, психология делового общения, основы психоанализа, межкультурная коммуникация с точки зрения психологии;
  • 3) экологическая и экономическая безопасность.

Решение задачи по подготовке личности будущего бакалавра, способного передавать накопленные знания, умения, предполагает использование разных подходов к формированию будущего специалиста.

Категория подхода является одной из важнейших сущностных характеристик методологической базы педагогических исследований, характеризует методологический базис изучения феномена методической подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогическом вузе, влияет на выбор конкретных принципов научного исследования. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы на основе анализа зафиксировать номенклатуру и представить краткую характеристику подходов, на базе которых строится концепция методической подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогическом вузе.

Достижение поставленной нами цели исследования возможно только через совокупность взаимодополняющих и обогащающих подходов, среди которых ключевыми выступают гуманистический, компетентностный, контекстный, личностно ориентированный, синергетический и средовой подходы, образующие гуманитарную основу методической подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогическом вузе.

На основании этого встает вопрос, активно обсуждаемый на разных уровнях, — это вопрос о формировании профессиональной компетентности.

Доктор педагогических наук, профессор, ректор ВГПУ Н.К. Сергеев, отмечает, что под профессиональной компетентностью учителя понимается личностно-ценностная характеристика, отношение к профессии как жизненному смыслу, что проявляется в стремлении к саморазвитию в данной области, в принятии (мотивации) и способности к решению проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, потенциала своей индивидуальности. Знания можно проявить в устном ответе на зачете и экзамене, компетентность - только в реальной деятельности [3: с. 66].

Под профессиональной компетентностью исследователи РГПУ им. А.И. Герцена понимают интегральную характеристику личности, определяющую способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [5: с. 18].

Профессиональная компетентность необходима в любой деятельности, но особенно в деятельности, связанной с тесным общением людей: педагогической или туристической.

Специалисты отмечают, что одной из ключевых проблем, возникающих при реализации программ подготовки бакалавров на сегодняшний день, является проблема интенсификации обучения [1: с. 61].

Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования: содержания учебного материала, методов обучения.

Совершенствование содержания предполагает как минимум:

  • - рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной;
  • - перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятий, когда восприятие обучаемых более активно;
  • - обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
  • - оптимальное использование каждой минуты учебного времени.

Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:

  • - широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);
  • - применения различных форм и элементов проблемного обучения;
  • - совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
  • - индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
  • - стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний;
  • - знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
  • - применения современных технических средств и информационных средств обучения [4: с. 7-8].

В условиях быстрого устаревания научной и педагогической информации, появления новых педагогических технологий, непрерывного реформирования национальной системы образования и проявления педагогической тенденции невозможно заменить профессионализм некими универсальными технологическими схемами, невозможно научить будущего бакалавра чему-либо на всю жизнь. Это предполагает и предопределяет необходимость наращивания и постоянного обновления знаний и умений специалиста, развития творческих способностей и саморазвития на разных этапах профессиональной деятельности.

Роль методического образования в таких условиях — не давать готовые знания и рецепты конкретных действий в той или иной ситуации, а подготовить будущего бакалавра к решению возникающих проблем разного характера, создать основу для его последующего непрерывного самообразования и самосовершенствования, самоорганизации и самореализации. С позиций компетентностного подхода это предполагает обеспечение тако го уровня компетентности выпускника, чтобы он был способен самостоятельно действовать в профессиональной и социальной сфере, принимать оптимальные решения в ситуации высокой неопределенности; осуществлять адекватный выбор идей, теорий, педагогических технологий, а также набора разнообразных способов учебной и будущей профессиональной деятельности, общения и коммуникации.

Роль гуманитарных технологий в создании и развитии гуманитарной образовательной среды вуза — это создание общего контекста единой образовательной среды жизнедеятельности человека как среды полифункционального взаимодействия субъектов образовательного процесса. Внедрение гуманитарных технологий в образовательный процесс методической подготовки будущих бакалавров в сфере безопасности туризма характеризуется переходом:

  • а) от «технологий развития памяти в образовательном процессе» к «технологиям развития мышления»;
  • б) от «ориентации на исполнительность» к «стимулированию инициативности и выбора»;
  • в) от «технологии принуждения» к «технологии социальной пробы и сотрудничества»;
  • г) от «доминирования учебного предмета» к «созданию условий на самоопределение (выбор)».

Выделенные тенденции согласуются с мировыми тенденциями и положениями Болонской декларации о признании приоритета человека и развития всего «человеческого» в системе профессиональной подготовки с учетом коренных изменений в обществе, политике, экономике, производстве, науке, культуре и даже экологии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гуманизация образования, являющаяся одним из основных факторов гуманизации общества, способствует социализации, профессионализации индивида, усваивающего через систему образования нормы, правила и ценности культуры общества, в котором живет. Значительный вклад в подготовку бакалавров новой формации вносят педагогические вузы, обеспечивая формирование компетентност-ного специалиста, ориентированного на развитие личности.

Развитие уровневой подготовки специалистов в сфере безопасности туризма в педагогическом вузе может быть реальным, эффективным, социально значимым при условии реализации концепции методической подготовки бакалавров в области индустрии туризма, удовлетворяющего региональным потребностям индустрии туризма и туристского природопользования.

Литература

  • 1. Корчагина ТВ. Методическое обеспечение программы подготовки бакалавров с использованием информационно-образовательной среды // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 60-66.
  • 2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта [Электр, ресурс]: федер. закон [принят Гос. Думой 14 ноября 2007 г.] № ЗО9-ФЗ. // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  • 3. Сергеев Н.К. Педагогическое образование: поиск инновационной модели //Педагогика. -2010.-№ 5.-С. 66-73.
  • 4. Станкевич П.В. Модели содержания естественно-научного образования бакалавров и магистров: автореф. дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.02.-СПб., 2010.
  • 5. Тряпицын А.В. Профессиональная компетентность будущих педагогов: методы исследования // Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2009 года: сб. ст. по материалам внутривуз. науч. конф. 3 марта 2010 г. - СПб.: Лема, 2010.-С. 18-23.
  • 6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» [Электр, ресурс]. - http://mon.gov.ru/dok/ fgos/

Э.П. Петровская

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >