Организационно-педагогическая модель обучения учащихся старших классов безопасному поведению в опасных ситуациях криминогенного характера

В последнее время очевидна тенденция к ухудшению в стране ситуаций криминального характера. В условиях криминогенной обстановки подготовка населения, прежде всего детей и подростков, к действиям в условиях угроз и опасностей социального характера становится приоритетной задачей для обеспечения безопасности, сохранения жизни и здоровья каждого человека нашего общества.

Учитывая происходящие изменения в характере угроз, которые в настоящее время имеют криминальный характер, и принимая во внимание разнообразие чрезвычайных ситуаций социального характера, можно сделать вывод, что вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности обрели сегодня новое звучание.

Школьный возраст — наиболее благоприятный для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности. Именно в этом возрасте легко сформировать мотивы, побуждающие детей и подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе и природе, что будет основой для самостоятельного принятия безопасного стиля жизни в обществе, коллективе, семье, в окружающей среде.

По данным статистики, дети — это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных ситуациях социального характера. Они же являются самыми не защищенными. Поэтому именно сегодня актуальной становится эта проблема.

Ряд вопросов, связанных с безопасным поведением детей в криминогенных ситуациях, включен в содержание общего образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), учебные программы по которому отвечают требованиям Федеральных законов «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Проведенный нами анализ содержания учебных программ курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях (разработчики Б.И. Мишин, В.В. Сапронов, А.Т. Смирнов) и (разработчики В.Н. Латчук, С.Н. Миронов, С.Н. Вангородский) показал, что преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности.

В начальной школе в содержании курса «Окружающий мир» у младших школьников формируется понятийная база об опасных и экстремальных ситуациях в социальной среде, вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на улице, в природных условиях.

На второй ступени общего образования (5-9 классы) завершается формирование основных понятий безопасности жизнедеятельности. Обучающие получают знания о чрезвычайных ситуациях локального и социального характера, их последствиях, правилах безопасного поведения и мероприятиях, проводимых государством по защите населения и территорий от их последствий.

В курсе ОБЖ, на третьей ступени общего образования, завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 № 1133/14-12 в программу введен раздел «Основы военной службы», который органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на социальную адаптацию и психологическую подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, на выполнение конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое) воспитание старшеклассников.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности на второй и третьей ступенях общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  • - воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
  • - развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств, для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
  • - освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
  • - формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных ситуациях.

Вместе с тем анализ содержания образования по рассматриваемой проблеме показал, что в существующих учебных программах по ОБЖ отсутствует учебный материал, связанный с правовыми отношениями подростков и представителями силовых структур, например:

  • а) по мерам процессуального принуждения при задержании в качестве подозреваемого и основаниям для этого;
  • б) по мерам пресечения, связанным с основаниями для избрания меры пресечения предусмотренных уголовно-процессуаль ным кодексом и как применяется та или иная мера пресечения; в каких случаях происходит отмена либо изменения меры пресечения и т.д.
  • в) по иным мерам процессуального принуждения и какие могут быть основания для применения иных мер процессуального характера.

Мы ставим эти вопросы во главу угла, поскольку цельный взгляд на безопасность не сводится только к защите от вооруженной агрессии, обучению действиям в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, о чем подробно написано в школьных учебниках, но и потому, что на данном этапе национальная безопасность должна отражать потребности России в обеспечении социальной, демографической, информационной и экономической безопасности.

А ведь социум — это особая система, некоторый организм, развивающийся по своим специфическим законам. И именно в социуме происходят ситуации правовых отношений населения с правоохранительными органами, требующие адекватного восприятия, и прежде всего со стороны граждан.

Социальные опасности захлестнули современное общество, с каждым годом их становится все больше и больше. С учетом этого мы считаем целесообразным организовать, в системе общего образования, факультативные занятия по правовым отношениям с правоохранительными органами, основными задачами которых должны стать:

  • - помощь учащимся в социальной адаптации в окружающем мире;
  • - предотвращение негативного влияния на подростков дестабилизирующих факторов современного мира;
  • - рассмотрение основных средств самозащиты подростков в условиях социальной опасности;
  • - формирование навыков поведения по снижению риска чрезвычайных ситуаций социального характера;
  • - дополнение и расширение знаний учащихся об опасностях в окружающем мире, обучение способам безопасного поведения в возможных непредвиденных ситуациях в повседневной жизни.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >