Создание безопасной образовательной среды в общеобразовательном учреждении

Обеспечение условий жизнедеятельности субъектов образовательного процесса как основа жизнедеятельности

С.В. Баныкина

Обеспечение условий жизнедеятельности субъектов образовательного процесса как основа их безопасности

В течение ряда лет в сложных условиях социально-экономического реформирования современного российского общества осуществляет свою деятельность современная школа.

Для переживаемого этапа развития общества характерным является ряд неблагоприятных факторов. Среди них неудовлетворительное состояние окружающей среды, жизнь в условиях постоянного информационного и психологического стресса, недостаток двигательной активности. Серьезным негативным фактором является широкое распространение вредных привычек: растущее употребление населением, и особенно, молодежью табачных изделий, алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Рост многослойных конфликтов, социальная напряженность часто связаны с социальным расслоением общества, повышают социальную нестабильность на локальном о глобальном уровнях. Духовная разбалансированность человека также является существенной характеристикой нашего времени.

Последствия данных явлений нередко проявляются в виде ошибок, возникающих по вине «человеческого фактора», снижении эффективности и привлекательности труда, потери здоровья вследствие перенапряжения или чрезмерного истощения, возрастающей конфликтности в личной и профессиональной жизни. Перечисленные обстоятельства предопределяют актуальность поиска путей сохранения и укрепления здоровья населения страны, прежде всего молодежи.

Ряд государственных программ и различных регламентирующих документов о необходимости здоровьесбережения, к сожалению, не нашли своего отражения на уровне конкретных практических решений. Отсутствуют реальные механизмы реализации идеи сохранения, укрепления и развития здоровья нации, не созданы предпосылки для создания такого механизма.

В частности, не проводится работа по формированию в общественном мнении витальных идей значимости здоровья и ценности жизни; нет подготовленных модераторов долгосрочных программ здоровьесбережения, отсутствует комплексный подход к данной проблеме, вопросы поддержания здоровья решаются обычно по отдельным направлениям.

Особо следует отметить положение в сфере образования, где должны закладываться основы ценностного отношения к здоровью как условия интеллектуального, физического, психического и духовного долголетия, жизненной активности и продуктивности в течение всего периода работоспособности человека.

Анализ текущего состояния дел в области здоровьесбережения в образовательных учреждениях показывает, что все субъекты образовательного процесса несут большие потери в своем здоровье.

Реальная жизнь все более настойчиво требует признания здоровья как базовой мировоззренческой ценности, создания условий для повышения жизненного ресурса и личностного потенциала школьников, педагогов, руководителей, родительской общественности.

До недавнего времени деятельность по здоровьесбережению ограничивалась выполнением требований СанПиНов, организацией школьного питания и досуговой деятельности детей в образовательных учреждениях, усилением роли физической культуры и спортивно-массовой работы с населением в целом.

В настоящее время все более очевидна необходимость использования здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения и внутренних ресурсов каждой личности в вопросах здоровья. В связи с этим возрастает роль разработки технологии направленного сбережения и самосбережения здоровья участников учебно-воспитательного процесса. Здоровье — это не заданный с рождения на всю жизнь потенциал, это — динамический процесс, в котором могут быть периоды ухудшения и восстановления здоровья.

Применительно к школьной среде, безусловно, необходимо говорить не только об обеспечении оптимальных внешних условий протекания учебно-воспитательного процесса, но и об использовании здоровьесберегающих технологий и, в частности, технологии самосбережения здоровья как активного целенаправленного воздействия человека на состояние своего здоровья с целью его укрепления.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную практику требует обеспечения условий жизнедеятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, особенно школьников, для сбережения и укрепления их здоровья.

Базовыми среди них можно считать санитарно-гигиенические условия, к которым, как известно, относятся освещенность, воздушно-тепловой режим, уровень шума, гигиенические требования к использованию компьютерных средств обучения.

Воздействие на учащихся и педагогов всей совокупности факторов окружающей среды (загрязненность воздуха, качество воды, пищи); цветовая гамма, размер и состояние помещений, а также прилегающей к школе территории является важнейшим экологическим условием нормального функционирования образовательного учреждения.

Организационно-педагогические условия направлены на повышение эффективности организации образовательного процесса. К ним можно отнести организацию медицинского, психологического сопровождения учащихся; отражение в основополагающих документах школы, программе ее долгосрочного развития здоровьесберегающей деятельности. Важным фактором является интегрированность школы в окружающий социум; участие родителей и общественности в жизнедеятельности школы по формированию здорового образа жизни; развитие общественного управления школой; поддержка органов местного управления здоровьесберегающей инновационной деятельности в школе; мониторинг состояния здоровья педагогического состава школы и учащихся.

Психолого-педагогические условия определяют целостность взаимодействующих участников педагогического процесса на основе сотрудничества между собой, направлены на формирование и развитие личности и обусловлены индивидуальными особенностями, в том числе возрастными. Это прежде всего благоприятный морально-психологический климат в школе, классе, на уроке; стиль педагогического общения; профилактика и предупреждение деструктивных конфликтов в коллективе; характер оценивания знаний; индивидуальный подход к ребенку.

Дидактические условия предполагают прежде всего, здоровьесберегающую организацию учебного процесса, соответствие содержания, форм и методов обучения здоровьесберегающим принципам. Рациональная организация учебного процесса, соответствие объема учебной нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям школьника необходимы для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Сюда также относятся условия проведения здоровьесберегающего урока.

Социально-экономические условия включают в себя формирование социальной среды, в которой большинство ведет здоровый образ жизни. Экономические ресурсы школы используются для внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Современное техническое оснащение школы способствует развитию здоровьесберегающих навыков учащихся, профилактике школьных болезней. Развитие материальной базы школы требует обеспечения системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья. Не менее значимым является разработка и внедрение комплекса социальных мер по поддержанию здоровья всех педагогических работников в образовательном учреждении.

Одним из приоритетных факторов следует считать обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов по формированию их человековедческой компетентности, формирование общественного мнения через СМИ и другие информационные источники о здоровье как базовой жизненной ценности человека.

Наличие медицинских кабинетов, штатных медицинских работников; обеспечение обязательной диспансеризации и вакцинации школьников и педагогических работников; работа по профилактике заболеваний — это необходимые медицинские условия.

Структура комплекса условий должна быть достаточно целостной, гибкой, динамичной в системе здоровьесберегающего образовательного процесса. Обеспечение подобных условий жизнедеятельности участников учебно-воспитательного процесса необходимо для формирования их здорового образа жизни, служащей их безопасности.

Учебные, и особенно психологические, перегрузки, существующие в школе, отсутствие планомерного обучения мыслительной деятельности (школа по-прежнему ориентирована в основном на усвоение учащимися объема знаний, выработку ЗУНов), отсутствие подлинной реализации гуманистического, личностно-ориентированного, компетентностного подходов в образовании, негативно влияет на состояние здоровья школьника. Однако даже в условиях традиционной классно-урочной системы можно создать условия для частичной нейтрализации негативных последствий обучения на здоровье школьников с помощью внедрения здоровьесберегающих технологий, создания здоровьесберегающего пространства.

Еще раз хочется подчеркнуть, что для создания здоровьесберегающего пространства необходим целостный комплекс мероприятий как самого учебного учреждения, так и социального окружения, органов власти регионального и федерального уровня. В их единстве и взаимодействии -— ключ к созданию условий жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, являющихся основой их безопасности.

Е.А. Башмакова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >