Формирование духовно-нравственного здоровья детей (ортобиотический подход)

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения все больше внимания будет обращено на духовно-нравственную составляющую в воспитании детей. Понятия «духовность» и «нравственность» неразрывно связаны с понятием здоровой самореализующейся личности, способной сочетать свое индивидуальное развитие с интересами общества. Концепция ортобиотики, созданная выдающимся русским ученым И.И. Мечниковым [4, 5] и разрабатываемая в отечественной науке профессором В.М. Шепелем [6], основывается на представлении о здоровье как триединстве физического, психического и духовно-нравственных аспектов, и последнего как ведущего в процессе формирования здорового человека.

О физическом здоровье у большинства педагогов имеется адекватное представление как об укреплении здоровья тела оздоровительными мероприятиями. О психическом здоровье представление часто более неопределенное, хотя большинством педагогов психическое здоровье понимается как адекватность реагирования при взаимодействии между людьми. Представление же о духовно-нравственном аспекте здоровья, как правило, либо отсутствует, либо подменяется религиозной ориентацией.

Традиционно в советской педагогике нравственное воспитание было одним из основных направлений воспитательной работы, и оно предполагало внушение детям представлений «что такое хорошо и что такое плохо», то есть нравственных норм, морали общества. Отдавая должное подобным внушениям, следует между тем отметить, что многие дети, усваивая эти нормы, просто использовали их в целях адаптации к социуму, к требованиям взрослых и забывали об этих нормах, когда им становилось невыгодно. То есть, достаточно часто эти нормы не становились внутренним стержнем человека. Нравственность либо остается чем-то внеш ним, либо человек, честно следуя нравственности, подавлял себя, свои истинные потребности, желания, стремления, намерения и, как следствие, становится либо больным, либо злым, либо и тем и другим одновременно. Истинная нравственность вырастает из духовности человека, являясь ее следствием.

Интересную концепцию нравственности развил И.И. Мечников. Он выделял три вида нравственности: утилитарную, интуитивную и рациональную [5].

Утилитарная нравственность — это моральные нормы, которые привносятся извне. Как писал И.И. Мечников, утилитарная нравственность не ведет к благу человека, хотя это благо предполагает. Интуитивная нравственность предполагает наличие у человека внутреннего чутья, благодаря которому он поступает нравственно. Но на это чувство нельзя полагаться, поскольку мало у кого из людей оно развито. Рациональная же нравственность предполагает такое поведение, при котором человек может получить чувство удовлетворения от жизни, полноценно и долго ее проживая. То есть нравственно то, что продлевает жизнь человека, способствует его выживанию [5].

Что же способствует выживанию человека? Есть внешние и внутренние факторы. Выживанию человека способствует экология. Поддерживать чистоту окружающего пространства бесспорно нравственно. Благоприятный климат в семье, коллективе, обществе, отсутствие конфликтов также нравственно, поскольку способствует выживанию. Ответственность каждого за свое дело способствует выживанию, следовательно, нравственно.

Что способствует выживанию человека персонально? Умение о себе позаботиться. Но чтобы уметь о себе позаботиться, необходимо услышать себя. То есть осуществить саморефлексию. Каковы мои потребности? Чего я хочу достичь в жизни? Как я хочу самореализоваться личностно и духовно? Эти вопросы способствуют выживанию и они нравственны. «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» — известная духовная истина. Но сначала человеку необходимо понять, как бы он хотел, чтобы относились к нему, что ему самому нужно. Следовательно, когда мы развиваем у детей способность осознавать свои потребности и мотивы поведения, в частности, задавая вопрос «зачем?», и понимать связанные с этим чувства и мысли, мы развиваем их нравственность, способствуем их выживанию.

Доброжелательность к окружающим, альтруистическая направленность — это один из аспектов, способствующих выживанию. Известный отечественный психиатр А.Ф. Лазурский писал: «Среди людей альтруистической направленности нет психически больных» [2]. Таким образом, болеют эгоисты, люди, чувствующие себя обособленно, оторвано от других людей, от жизни в целом.

Понятие «дух» не определимо. Возможно, поскольку все определения человеком даются посредством разума, а дух априори выше разума. Развитие духовности у детей не следует заменять воспитанием религиозности, но в педагогике трудно найти руководство, как развивать духовность.

Следует отметить, что прямой связи между духовностью и приверженностью той или иной религиозной концессии нет. Служитель культа может быть духовным, а может не быть. Человек духовный может придерживаться какой-либо религии, а может не придерживаться никакой. Такой высоко духовный человек, как В.И. Вернадский, на вопрос о религии отвечал, что он верующий вне христианских церквей [1]. В.И. Вернадский писал также: «Без вмешательства Разума в развитие мировой цивилизации на духовно-нравственных принципах ее ждет деградация и вымирание» [3]. Заметим также, всякий духовный человек нравственен, но не всякий нравственный духовен.

Хотя в педагогике подходы к развитию духовности не разработаны, в немногочисленной научной литературе, затрагивающей вопросы духовности, вычленяются следующие аспекты ее проявления.

Первый аспект — чувство единения со всеми людьми, человечеством. Духовный человек не чувствует себя отделенным от людей, он чувствует свою личную ответственность за состояние человечества в целом. Он понимает, что проявление его личности влияет на всех людей.

Второй аспект — любовь. Истинно духовный человек отличается любовью к окружающему пространству, которая проявляется в действиях. Он любит людей, природу, все, что его окружает. Любовь к окружению естественно вытекает как внутренняя потребность в любви вообще. Но для того, чтобы полюбить людей, необходимо открыть этот источник внутри себя, а для этого нужна развитая саморефлексия. Процесс саморефлексии позволяет человеку соединиться со своим «Высшим Я».

Как развивать качество любви в детях? Думается, прежде всего собственным примером бережного отношения к себе и другим, прививая уважение к себе и другому человеку, развивая чувство достоинства (но не гордости и гордыни). Достоинство — это уважение к себе с четким осознанием собственных внутренних и внешних границ и границ другого человека. Гордыня — это чувство превосходства над другими людьми по тем или иным показателям (мнение людей может быть безразлично). Гордость — это чувство превосходства, возникающее при получении высокой оценки значимых окружающих людей.

Третий аспект, который выделяют ученые, — наличие смысла в жизни, определение значимых целей. Если ребенок ни к чему не стремится, не хочет учиться, употребляет наркотики, алкоголь и т.п., подвергает свою жизнь опасности, занимаясь, например, экстремальным видом спорта, то такой ребенок духовно нездоров. Духовно здоровый ребенок хочет жить и мечтает, когда вырастет, передать жизнь дальше, своим детям и внукам или служить своему делу. Он ставит цели, стремится к самореализации, бережет свое здоровье, понимает для чего, во имя чего он живет.

Третий аспект — понимание и ориентация в своей жизни на закономерности бытия. Духовность предполагает понимание причинно-следственных связей между явлениями жизни и выявление закономерностей, таких как, например, «что посеешь, то и пожнешь» или все «возвращается к своему источнику». Одним из аспектов развития духовности является выработка у детей привычки осознавать свои состояния и анализировать свои поступки, развитие ответственности. Свобода невозможна без ответствен ности. При этом должны быть исключены оценки, обвинения, самообвинения. Анализ предполагает понимание зачем, для чего был совершен данный поступок, принес ли он позитивный результат самому человеку и окружающим, понимание того, что невозможно жить за счет других людей.

Очевидно, приобщение детей к культурным ценностям способствует их обогащению и развитию духовности. Такие предметы, как литература, мировая художественная культура, изобразительное творчество, музыка важны в процессе становления ребенка, поскольку развивают культуру чувств, без которых невозможна духовность.

Важно также обращать внимание детей на то, что и как они говорят и мыслят, формировать навыки позитивного мышления и корректировать мысли разрушающие, неконструктивные, в частности и о себе самом. Создание позитивной «Я-концепции» усиливает личность ребенка, вселяя уверенность в себе, в успешное решение жизненных задач.

Духовность проявляется в действиях, поэтому хорошей традицией является включение детей в общественно значимые дела, развитие привычки заботиться об окружающих, касается ли это людей, животных или природной среды.

Таковыми видятся основные направления развития духовной сферы детей. Укрепляя духовно-нравственный аспект здоровья, который является ведущим по отношению к двум другим аспектам, улучшается личностное самочувствие ребенка, развивается и его эмоционально-волевая сфера и менталитет, что детерминирует состояние личности в целом.

Литература

  • 1. Аксенов Т.П. Личность есть драгоценнейшая величайшая ценность (В.И. Вернадский, ноосфера, творчество, нравственность). - М.: Знание, 1990.
  • 2. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. - М.: Петроград, 1923.
  • 3. Лукьянчиков Н.Н. О ноосферном развитии России // Научное наследие В.И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации. Крым 23-25 мая 2001 г. - М.: Ноосфера, 2001.
  • 4. Мечников И.И. Этюды о природе человека // Академия медицинских наук СССР. - Т. 11. - М.: Наука, 1956.
  • 5. Мечников И.И. Этюды оптимизма. - М.: Наука, 1987.
  • 6. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. - М.: Антиква, 2006.

С.Р. Карьёнов, В.Н. Латчук

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >