Формирование правовой компетентности будущих учителей ОБЖ в процессе их профессионально-едагогической подготовки в вузе

Складывающаяся социально-экономическая ситуация развития российского общества и происходящее реформирование системы образования, увеличение роли права в жизни людей поставили ряд педагогических задач по повышению уровня правового обучения и воспитания молодежи. Потребность в высокой степени подготовленности подрастающего поколения занимает особое место в Российском государстве, поскольку стране все больше требуются грамотные, инициативные, предприимчивые, компетентные, способные результативно и законно действовать во благо общества граждане. Учебным планом запланировано изучение дисциплины «Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности» студентами 4 и 5 курсов, по специальности 050104.65 — «Безопасность жизнедеятельности», квалификация — учитель безопасности жизнедеятельности. Данный курс будет содействовать решению поставленных задач. Целью работы не ставится профессиональная подготовка юристов, на первый план выходит расширение общего кругозора и формирование правовой культуры будущего педагога, знающего права и обязанности всех субъектов образовательного процесса.

Важно отметить наличие большого количества научных трудов, посвященных дефиниции «компетентность» и разное ее толкование. По мнению В.М. Басовой, в соответствии с нормами определенного языка или этапом развития отдельной отрасли знания встречается, во-первых, отождествление понятий «компетенция» и «компетентность», при этом они определяются как способность, состоятельность, правомочность, предназначенность для выполнения конкретных функций или решения задач, иными словами, они означают наличие полномочий и фиксируют их объем, достаточный для принятия решений; во-вторых, ког да эти термины разделяются, то под компетенцией понимается право власти, организации, специалиста принимать решения и мера их ответственности за предпринятые шаги. Компетентность же определяется как способность и готовность личности к действиям, обладание ею в необходимом объеме специальными знаниями, умение ими пользоваться в типичных и нестандартных ситуациях, освоенность видов и способов деятельности, которые обеспечивают успешность решения соответствующих задач. В.А. Болотов и В.В. Сериков считают что, компетентность — это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире.

Под компетенцией необходимо понимать знания, умения и навыки выполнения определенной деятельности при решении конкретных социальных задач, нацеленных на достижение результата, а компетентность необходимо рассматривать как результат учения, характеристику человека, отражающую диапазон его осведомленности в определенной сфере жизнедеятельности. Правовая компетентность нами рассматривается как осознание личностью юридических норм, восприятие социально-правового опыта, способность выбирать средства и способы правомерного поведения.

Эффективное формирование правовой компетентности будущих учителей возможно на основе специально подобранной системы методов, форм и средств воспитания и обучения. В процессе учебной деятельности по формированию правовой компетентности студентов нами используются следующие методы: словесные (беседа, дискуссия, диспут); наглядные (плакаты, рисунки, наблюдения, ЭОР, презентации); практические (решение социально-правовых задач, анализ документов, рассмотрение вариантов судебной практики). С целью накопления определенного опыта по юридическим знаниям в преподавании курса используются объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, показ, объяснение, что предполагает последующую репродукцию изложенного педагогом материала процессом демонстрации, упражнений, спе циальных заданий и тому подобное. Когда накоплен определенный материал по учебной дисциплине, усвоены ведущие понятия, используются методы проблемного изложения (решение проблемных ситуаций и педагогических задач, деловая игра); метод, рассчитанный на продуктивную деятельность студентов (диспут, самостоятельная работа, социальный практикум), а также используются исследовательский метод, игровые методы (сюжетно-ролевые игры «Детектив-шоу», интеллектуальные игры). Практика профессиональной деятельности показывает, что наиболее эффективным является использование лекции проблемного характера. Именно данный вид лекций дает возможность представить предметный и социальный контексты профессионального будущего наряду с постижением теоретических особенностей профессии.

Неотъемлемой частью учебной деятельности студентов выступает самостоятельная работа, целью которой является содействие оптимальному усвоению учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании. Задачи самостоятельной работы: углубление и систематизация знаний; постановка и решение познавательных задач; развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой; практическое применение знаний, умений; развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью. Для более эффективной самостоятельной внеаудиторной деятельности по усвоению учебного материала были предложены следующие виды самостоятельной работы: подготовка информационного сообщения; написание реферата; написание конспекта первоисточника; написание эссе; написание рецензии; написание аннотации; составление опорного конспекта; составление глоссария; составление тестов и эталонов ответов к ним; составление и решение ситуационных задач; составление кроссвордов по теме и ответов к ним; создание материалов-презентаций, составление аналитической справки-аннотации к нормативно-правовому документу (ФЗ, акт, положение).

Анализируя содержательный пласт курса, важно отметить невысокий уровень мотивации на изучение ряда тем в связи с оцениванием их как отдаленных, не привязанных к повседневной практической деятельности. Названы темы: Международное право; Законодательная и нормативно-правовая база по ГО и ЧС на современном этапе; Правовые основы организации и деятельности гражданской обороны; Федеральные целевые программы в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Процесс формирования правовой компетентности реализуется при следующих условиях: формирование субъективной позиции студентов в социально-профессиональном выборе; реализация комплексной программы работы в рамках учебной и внеу-чебной деятельности; организация педагогический поддержки в процессе освоения студентами профессиональной роли.

При реализации первого условия мы опирались на понимание роли обучающегося с позиции его как субъекта деятельности. Субъектную позицию надо определять как критерий личностного развития, проявляющийся в стремлении к активному познанию самого себя, к социальному самоопределению, к выстраиванию профессиональной стратегии, к принятию норм и ценностей России как правового государства. Рассматривая воспитывающую среду вуза как условие формирования субъектной позиции будущего педагога, важно создать условия для продуктивного решения включенности молодых людей в социальные отношения, выбором ими своей роли, позиции в контексте самореализации, что в свою очередь способствует приобретению практико-ориентированного опыта в социально значимой деятельности, выработке собственных средств решения проблем, развитию навыков социального партнерства, социальной активности и функциональной грамотности. Реализация третьего условия направлена на самопознание обучающихся, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом является готовность к выбору профессии и ее принятию, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

Таким образом, формирование правовой компетентности заключается в том, что каждому студенту, благодаря специально сконструированному образовательному пространству, предоставляется возможность через полученные знания, умения, навыки эффективно использовать полученную информацию при дальнейшем профессиональном выборе. Формирование правовой компетентности является значимым условием при включенности молодежи в социальную деятельность, дает им возможность делать осознанный, юридически грамотный выбор, быть законопослушными членами общества.

Т.И. Широкова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >