Школьные и семейные факторы риска для здоровья и безопасности учащихся образовательных учреждений

Обеспечение безопасности и сохранение здоровья учащихся относится к одной из основных задач образовательного учреждения. Прочно укрепились термины «здоровьесберегающие технологии», «здоровьесберегающая» или «адаптивная образовательная среда», подразумевающие создание оптимальных условий как для обучения, так и для гармоничного развития учащихся на каждой ступени образования [3].

Создание оптимальной образовательной среды предусматривает прежде всего исключение факторов риска для здоровья и безопасности учащихся или снижения их влияния на растущий организм.

Под факторами риска понимают условия социальной и природной среды, а также особенности поведения людей и (или) состояния внутренних систем организма, которые нарушают действие компенсаторно-приспособительных организмов, способствуя возникновению и развитию патологии, не являясь прямой причиной заболевания [2].

Число факторов риска чрезвычайно велико и возрастает с каждым годом. Только генетических факторов, обуславливающих предрасположенность к заболеваниям, сегодня насчитывается более трех тысяч, в то время как еще в 60-е годы прошлого века их было определено не более тысячи. Всего же считают, что на современного человека воздействует около 6 миллионов вредных факторов самой разной природы (физических, химических, биологических, психофизических, социальных и т.д.) и ежегодно их число увеличивается на 5-6 тысяч [2].

Ю.П. Лисициным определены группы факторов риска и степень их влияния на здоровье человека: неблагоприятные факторы образа жизни (55-60 %), загрязнение внешней среды (20-30 %), генетический риск (15-20 %), недостатки здравоохранения (10-15 %) [2].

Очевидно, что большинство факторов риска зависит от самих людей, их поведения, образа и условий жизни. Именно на изменение образа жизни человека направлена в последние десятилетия профилактическая и просветительская работа, в том числе и среди учащихся школ [3; 5]. Сегодня можно говорить о достаточно высокой информированности учащихся по вопросам здорового образа жизни благодаря средствам массовой информации, образовательным программам, позволяющим проводить уроки здоровья в школах, включению вопросов охраны здоровья в образовательный стандарт дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Пропаганда здорового образа жизни среди различных категорий населения объявлена приоритетным направлением национальной политики в области сохранения здоровья. И, к сожалению, остается в тени группа факторов среды обитания человека, действие которых стабильно в каждой возрастной группе и в среднем составляет 25-30я% .

Исследованиями ряда гигиенистов [3; 4] показано, что для здоровья детей и подростков далеко не безобидны факторы вну-тришкольной и внутрижилищной среды. Так, по данным Н.М. Савичевой [3], комплексное загрязнение этих составляющих среды обитания вносит долевой вклад в заболеваемость учащихся соответственно в 36 и 48 %. При этом долевой вклад атмосферного воздуха в заболеваемость учащихся, по данным того же автора, составляет 16%.

Это обстоятельство заставляет пересмотреть перечень школьных факторов риска, обоснованных исследованиями гигиенистов и педиатров [1; 6] и представить его следующим образом:

  • • стрессовая педагогическая тактика,
  • • интенсификация учебного процесса,
  • • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся,
  • • преждевременное начало систематического дошкольного обучения,
  • • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса,
  • • отсутствие систематической работы по укреплению и сохранению здоровья в учебном процессе,
  • • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей,
  • • неэффективная система физического воспитания.

Приведенное выше несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса в исследованиях Н.М. Савичевой получило необходимую детализацию:

  • • температура и влажность воздуха, не соответствующие гигиеническим нормативам (чаще это повышенная температура и пониженная влажность воздуха),
  • • кратность воздухообмена,
  • • суммарная химическая нагрузка,
  • • аэроионы,
  • • радон,
  • • искусственная освещенность,
  • • площадь на 1 ученика (м2),
  • • не соответствующая антропометрическим параметрам учащегося школьная мебель,
  • • питание.

Следует отметить, что большинство этих показателей вну-тришкольной среды (за исключением анализа химической нагрузки) студенты кафедры безопасности жизнедеятельности оценивают при прохождении учебной практики в образовательных учреждениях Москвы, и данные соответствуют приведенным выше цифрам практически в каждой школе. Особенно это касается режимов проветривания, а также соответствия школьной мебели антропометрическим параметрам учащихся. Вызывает много вопросов современная организация и качество питания в образовательных учреждениях. До настоящего времени не предусмотрены в рационе школьника диетические блюда, хотя в среднем 10-15 % учащихся образовательных учреждений имеют или функциональные нарушения со стороны пищеварительной системы, либо уже сложившуюся хроническую патологию органов желудочно-кишечного тракта.

Среди внутрижилищных условий факторами риска при общем удовлетворительном гигиеническом состоянии являются постоянное превышение показателей уровня шума на 10-15 дбА, повышенная температура в помещениях и сниженная влажность воздуха.

Как показал проведенный нами опрос детей и родителей ряда московских школ, они не связывают нарушения в самочувствии своих детей с внутрижилищной нагрузкой, хотя вышеуказанные факторы, по их признанию, могут иметь место в жилище.

Проведенный анализ проблемы подтвердил, что при оценке факторов риска для здоровья учащихся образовательных школ не всегда учитывается комплексность их воздействия. В то время как управление факторами риска внутришкольной среды обеспечено законодательно, контроль за внутрижилищными факторами риска должен обеспечиваться родителями. В связи с этим следует усилить просветительскую работу с родителями и учащимися всех ступеней образования. В свете этого вопросы гигиены жилища в содержании обучения по основам безопасности жизнедеятельности следует дополнить этими аспектами проблемы.

Литература

  • 1. Безруких М.М. Школьные факторы риска роста, развития и здоровья детей // Мониторинг функционального состояния здоровья школьников / Под ред. Л.Е. Курнешовой. - М.: МИОО,
  • 2004. - С. 35-37.
  • 2. Войцехович Б.А. Общественное здоровье и здравоохранение - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. - С. 60.
  • 3. Кучма В.Р. Состояние здоровья детей и подростков и современные подходы к его коррекции // Материалы Всерос. кон-фер. - М., 2002. - С. 15-23.
  • 4. Савичева Н.М. Роль факторов среды обитания в формировании здоровья учащихся: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М.,
  • 2005.
  • 5. Шубочкина Е.И., Молчанова С.С., Куликова А.В. Образ жизни и его значение в формировании состояния здоровья подростков // Материалы междунар. конгр. Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. - М., 2004. - С. 371-372.
  • 6. Щеплягина Л.А. Факторы риска и формирование здоровье детей // Рос. педиатр, журн. - 2002. - № 2. - С. 4-6.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >