Этнокультурная картина Южной Азии

Индуизм — отличительная черта культуры Южной Азии

Границы Южной Азии четко определены природой. С юга регион омывает Индийский океан, на севере дугой протянулись Гималаи. Значимого природного барьера нет лишь на северо-западе, у долины Инда. Эта особенность облегчила проникновение исламской культуры в страны региона.

Индуизм — основа государственности Индии

Индию по праву называют страной-континентом. Ее более чем миллиардное население больше населения всей Африки или Америки. Здесь проживают представители почти десятка религиозных культур, часто в пределах одного и того же ареала. В Индии есть последователи как тех религий, что зародились в этой стране (индуизм,

Карта 11. Картодиаграмма численности индуистов и буддистов по странам мира

Великобритания

Герма! Франция

Италия

Афга!

Кувейт / Саудовская / Пакистан

Аравия одэ/

Уганда Кения

Оман

Россия

Монголия

Непал

Индия 972

Шри-Лан!

ДР Конго

Танзания

Зимбабве

Маврикий

Китай 286

Мьянма

Таила!

КНДР 57 Япония

^орея

•?14 Вьетнам 4 Лаос

Филиппины

Камбоджа 5 Малайзия 4° Сингапур

Индонезия 5

Австралия

(•ЮАР

В 2010 г. в мире проживало 1029 млн индуистов и 557 млн буддистов

Данные показаны для стран с численностью индуистов или буддистов более 100 тыс. человек. Числа в кругах — численность

Численность индуистов и буддистов, 2010 г., млн человек

Доля индуистов в населении страны, 2010 г., %

Доля буддистов в населении страны, 2010 г., %

индуистов и буддистов по странам мира в млн человек (подписаны для стран с численностью индуистов и буддистов более 3 млн чел.). Картодиаграмма составлена по данным Гэсударственного департамента США

ф Более 90 ф 40—75

ф 75—90 Менее 40

Более 90

  • 75—90
  • 40—75

Менее 40

© Д. Заяц, 2011

буддизм, джайнизм, сикхизм), так и приверженцы христианства (наиболее распространены католицизм и протестантизм), ислама, зороастризма.

По числу последователей в Южной Азии лидирует индуизм. В мире насчитывается более 900 млн индуистов; по числу верующих эта религия занимает третье место на планете после христианства и ислама. Однако то обстоятельство, что индуисты концентрируются лишь в одном районе мира — Индии и ее ближайших соседях Непале, Бангладеше, севере Шри-Ланки (см. карту), дает основание относить индуизм к региональным религиозным учениям.

Индуизм возник в XV в. до н.э. на основе верований древпих ари-ев (север Индии населяют народы индоарийской группы). Арии привнесли в общеиндийский пантеон культы богов Индра, Агни, Варуна, Брахма. Верования ариев изложены в Ведах (священных книгах), наиболее известная из которых Ригведа. Юг Индии населяют народы дравидийской языковой семьи, из их верований берут начало в индуизме культы богов Шива и Вишну. Для индуизма характерно многобожие, в пантеоне не одна тысяча персонажей, но главными божествами признаются трое — Вишну, Шива и Брахма. Наиболее почитаемые воплощения Вишну в земном облике — Рама, Кришна и Будда (у индуизма и буддизма много общих черт, есть и общие объекты поклонения).

Кастовая система

Индуизм поддерживает кастовую систему Индии. Индийское общество традиционно разделено на четыре варны (самые крупные кастовые группы): высшая — брахманы (жрецы и священнослужители), под ней — кшатрии (монархи, воины), затем — вайшьи (торговцы и земледельцы) и самая низкая — шудры (рабочие и ремесленники). Варны делятся на более мелкие касты (джати), связанные с профессиональными занятиями людей, их насчитывается до 3 тыс. В каждой географической области возникла своя кастовая структура, непохожая на сложившиеся на соседних территориях. Исключение составляют касты брахманов, которые представлены на обширных пространствах и всюду занимают привилегированное положение. Принадлежность к той или иной касте наследственна. Касты эндогамны, то есть юноши и девушки ищут себе пару внутри своей же касты, хотя в современной Индии все чаще случаются межкастовые браки.

В самом низу традиционной кастовой иерархии находятся неприкасаемые, или Залиты. Термин «неприкасаемые» как оскорбительный и дискриминационный был заменен выдающимся политическим деятелем середины XX в. Махатмой Ганди на слово хариджаны («божьи дети»), К хариджанам относятся те, чья профессия требует физического прикосновения к клиенту (например, парикмахеры), или те, кто занимается «нечистыми» работами (например, выделкой кож, забоем скота, стиркой белья, погребением мертвых).

ф КАСТА НЕПРИКАСАЕМЫХ

Неприкасаемым запрещается посещать дома «чистых» каст, брать воду из их колодцев. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов. Неприкасаемые будто бы продолжали осквернять членов «чистых» каст, даже если они прекращали свое «грязное» занятие и становились, например, земледельцами.

Кастовая структура создаст глубокое неравенство в индийском обществе, приводит к социальным конфликтам, а потому считается правительством страны опасной для благополучия народа. Тенденция преуменьшения значения кастовой системы привела к тому, что в переписях населения исчезла графа о кастовой принадлежности человека. Однако роль кастового строя в Индии, особенно в сельских районах, где сильны традиции и низок уровень образования, все еще очень велика.

Индуизм и культура региона

Определить рамки индуизма очень сложно. Эта религия может впитывать элементы других религиозных систем, не внося противоречия в свои построения. В современный индуизм попали заимствования из буддизма, джайнизма, христианства и ислама. Например, Иисус Христос почитается индуистами как воплощение Кришны (кстати, многие исследователи религий говорят, что сходство двух этих имен неслучайно). В индуизме не может быть направлений, признаваемых еретическими, потому что никем четко не определены нормы этой религии. Индуизму, да и индийскому обществу в целом, присуще разнообразие мнений и высокая степень демократии, ведь каждая община верующих фактически независима и не подчиняется другой. Индуистов сложно назвать активными или инициативными людьми. Жесткие рамки кастовой системы не допускают безграничной свободы карьерного роста. Жителям Индии не свойственна соревновательность: имея миллиардное население, страна не дала миру ни одного знаменитого спортсмена, за исключением лишь звезды шахмат Вишванатана Ананда.

ф КАРМА, САНСАРА, НИРВАНА

В индуизме возникли такие присущие многим восточным религиям понятия, как карма и сансара. Карма — сумма добрых и злых деяний человека в пределах его жизни. Индуисты верят в то, что после смерти следует реинкарнация, то есть переселение души в иное тело. В тех случаях, когда душой за время своего пребывания в теле человека накоплена положительная карма, в следующей жизни ее ждет «повышение» в какое-либо почетное тело, например брахмана. В ином случае следует перерождение в теле представителя низших каст или животного. Цепь перерождений бесконечна, как повороты колеса. Это бесконечное повторение называется сансарой, сансара может завершиться нирваной — состоянием полного покоя. По мнению верующих, душа человека может что-то помнить из своих предыдущих жизней, на получение такой информации направлены некоторые духовные практики индуизма и буддизма.

Священным животным индуисты почитают корову, коров запрещено убивать, поэтому на дорогах Индии и Непала часто можно встретить одичавший и исхудавший домашний скот, изгнанный по старости из домашних хозяйств. Все индуисты вегетарианцы.

& ЗНАЧЕНИЕ ГАНГА ДЛЯ ИНДИЙЦЕВ

Священная река в индуизме — Ганг, ее обожествление связано с той ролью, которую она играет для земледелия в пределах Гангской низменности, одного из очагов формирования древнейших цивилизаций. На Ганге расположен наиболее почитаемый в Индии город Варанаси. Считается, что Варанаси — первый город на Земле и что построили его боги. Согласно индуистским источникам, именно с этого места началось сотворение Вселенной. На набережных Варанаси к воде Ганга спускаются каменные лестницы — гаты. Считается, что если человек умрет здесь, его душа больше не будет перевоплощаться, он выйдет из цикла сансары. С этих же лестниц развеивают над водами Ганга прах умерших (в индуизме тела ушедших из жизни необходимо кремировать). По старому обычаю, на погребальный костер вместе с умершим мужем должна отправляться и его вдова. Однако индийское правительство ведет борьбу с этой дикой традицией и уже достигло значительных успехов.

Несмотря на размытость учения и нечеткость канонов, индуизм послужил ядром консолидации народов Индии. В многонациональной стране индуистская религия и кастовый строй стали универсальной основой межэтнических взаимодействий. В Индии проживает более 90% индуистов мира, да и во многих других странах мира индуисты — это в основном выходцы из Индии.

Источники информации

  • 1. Васильев Л.С. История религий Востока: учеб, пособие для вузов. М., 1998.
  • 2. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / под общ. ред. М.Ф. Альбе-диль, А.М. Дубянского. М., 1996.
  • 3. Найп Д.М. Индуизм: Эксперименты в области сакрального // Религиозные традиции мира. Т. 2. М., 1996.
  • 4. Все об Индии — культура, новости, туризм: www.india.ru
  • 5. Туристический путеводитель по Индии: www.indostan.ru

Вопросы и задания

1. Почему индуизм считается региональной религией?

  • 2. Какие четыре варны существуют в индуизме?
  • 3. Какие черты характера и менталитета свойственны индуистам?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >