Семейное воспитание как условие формирования духовных ценностей молодежи

Е. Д. Кузин (Одесса)

В психологии большое внимание уделяется проблеме ценностных ориентаций, которые определяются как совокупность признаков, отображающих внутреннюю основу отношений человека к разным ценностям материальной и духовной культуры, приобретенных человечеством. Совокупность ценностных ориентаций определяет содержательный аспект направленности личности (Великий тлумачний словник..., 2007, с. 36).

Учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей, как А. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел, А. Эйнштейн, Дж. Сантаяна и др., а также русских религиозных философов - П. Флоренского, С. Булгакова, Н. О. Лосского, В. Соловьёва, Н. А. Бердяева, Л.П. Карсавина и др. Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей.

Семья как ячейка общества имеет непосредственное отношение к формированию ценностей (Кохановский, 2007, с. 162). И. А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры» (цит. по: Зоберн, Кравцова, 200, с. 45). В семье ребенок усваивает основы культуры - материальной и духовной, нормы и правила поведения.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.

  • 1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
    • - супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, выродились в проявление греховного пристрастия человека к своему «Я»;
    • - почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (на Украине продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
    • - супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
  • 2. Повреждены устои семьи:
    • - фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
    • - утрачен традиционный уклад семейной жизни;
    • - ослабляются родовые и семейные связи между поколениями;
    • - традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противодействием молодых людей авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов;
    • - безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи;
    • - культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, «психология Диснейленда» с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий, - все это ожесточенно атакует неокрепшие души.

Разрушение целостного мира личности дестабилизирует семью, обостряет конфликт между отцами и детьми. А между тем роль родителей в жизни ребенка огромна. В норме они выступают для ребенка, во-первых, источником эмоционального тепла и поддержки; во-вторых, властью, данной им от Бога, распорядителями семейных благ; в-третьих, образцом и примером для подражания; в-четвертых, друзьями и советчиками (Ковалев, 1998). Утрата родительского влияния, внимания и поддержки чревата печальными последствиями.

Направленность в семье может быть трех типов: на деятельность (преимущественно, трудовую); на взаимоотношения с другими людьми; на себя и самоудовлетворение (там же). В родительской семье должен проявляться своеобразный баланс этих трех видов направленности. Доминирование направленности на деятельность может породить бездушных прагматиков, не принимающих во внимание эмоции и помыслы других людей. Абсолютная направленность на взаимоотношения может привести к излишней ориентации членов семьи на создание и поддержание тесного круга и трудностям в самореализации личности как активного деятеля, созидателя, профессионала. Преобладание направленности на себя создает почву для формирования эгоистов и себялюбцев, неспособных быть в семье полноценно счастливыми (там же, с. 22-23).

Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты разделяют на три группы: социальная микросреда семьи, приобщающая детей к социальным ценностям и ролям; внутрисемейная и внесемейная деятельность, являющаяся мощным оружием социализации человека; семейное воспитание как комплекс целенаправленных педагогических воздействий (там же, с. 17-18).

Как утверждал А. С. Макаренко в своем труде «Книга для родителей»: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь» (цит. по: Ковалев, 1998).

Муж и жена должны стать самыми близкими людьми друг для друга.

На этапе отношений мужчины и женщины самый большой грех, который калечит душу, делая ее неспособной к созданию крепкой семьи, - это потеря целомудрия. В православии «целомудрие» - особое состояние души, когда человек способен целостно мудрствовать (Шугаев Илия, прот., 2010).

Для православного человека все ясно: сексуальные отношения до брака являются нарушением Божией заповеди, грехом, разрушающем душу. А на грехе ничего хорошего и прочного построить нельзя (Гумеров, 2009, с. 67).

Жениху и невесте дается возможность до брака узнать свою «половину» - и не только как сексуального партнера, но и как действующего супруга, человека с его индивидуальными особенностями: что он собой представляет, какие имеет черты характера, достоинства и недостатки (там же, с. 68).

Юношей и девушек в семейных отношениях нужно ориентировать не только на любовь, но и на ответственность - за себя, за другого, за будущих детей и, конечно же, за выполнение связанных с браком и семьей социальных функций. Семья христианина - отец, мать, дети - это образ святой Троицы на Земле. И как святая Троица - одно целое, так и спаянная любовью истинно христианская семья должна в духе и любви быть одним целым. В этом - ее сила и ее счастье (Православная женщина в современном мире, 2010, с. 45).

Литература

Великий тлумачний словник сучасно!' украшсько! мови / Уклад, i голов, ред. В.Т. Бусел.

Киев, 2007.

Гумеров П. Он и она: в поисках супружеского согласия. М., 2009.

Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. М., 2001.

Ковалёв С. В. Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни». Книга для учителя. М., 1998.

Кохановский В. П. Философия: Конспект лекций. 9-е изд. Ростов-на-Дону, 2007.

Православная женщина в современном мире. М., 2010.

Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М., 2000.

Шугаев Илия, прот. Один раз на всю жизнь: Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. 6-е изд., испр., доп. М., 2010.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >