МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Существование общепринятых методов анализа обусловлено тем что, финансовая отчетность публична и унифицирована.

Отчетность содержит количественные значения показателей, которые считаются точными, в том смысле, что они не подлежат пересмотру и отражают окончательную оценку результатов деятельности организации за определенный период. Благодаря этому в анализе возможно применение формальных количественных методов, позволяющих получить однозначные оценки.

Отчетность составляется самим субъектом хозяйственной деятельности, поэтому она субъективна. Публикуемые стандартные методики анализа формализованы, они исходят из абсолютной достоверности отчетности.

Субъекты анализа, пользователи отчетности экономически разнородны. Их интересуют разные аспекты финансового состояния, и они оценивают показатели с разных точек зрения, исходя из различных критериев.

Широко публикуемые стандартные методики ориентированы на инвесторов. Комплексный подход к анализу предполагает оценку объекта с точки зрения разных участников хозяйственных процессов, конкурентов, интересы которых могут различаться.

Основные интересы пользователей результатов финансового анализа показаны в табл. 1. На рис. 1 представлены составные части анализа хозяйственной деятельности предприятия и соответствующий им круг их пользователей.

Обычно в хозяйственной деятельности различают финансовый учет и управленческий (бухгалтерский) учет.

Финансовый учет базируется на учетной информации, которая помимо использования ее внутри фирмы сообщается внешним пользователям.

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством. Сложившееся на практике разделение учета порождает деление анализа на внешний и внутрихозяйственный.

Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися для предприятия посторонними лицами и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован.

Таблица 1

Характеристика основных пользователей финансовой информации

Группы пользователей

Вопросы, ответы на которые должны быть получены в результате анализа

Инвесторы (собственники)

Какова доходность инвестиций в данный бизнес в сравнении с другими вариантами?

Какова надежность вложений?

Следует увеличивать инвестиции или извлекать средства?

Кредиторы

Достаточно ли обеспечение по займам?

Достаточно ли высока и стабильна доходность компании?

Поставщики

В состоянии ли компания оплатить приобретенные товары и услуги?

Каковы ее перспективы как потребителя?

Покупатели

Может ли компания обеспечить поставку товаров в достаточном количестве и в определенные сроки?

Каковы возможности последующего гарантийного обслуживания?

Работники компании

Располагает ли компания достаточными средствами для своевременной выплаты достойной заработной платы? Способна ли компания поддерживать и наращивать объемы деятельности?

Каковы перспективы роста благосостояния работников?

Государственные органы

Прогнозирование объемов налоговых поступлений, обоснование макроэкономических решений по регулированию экономики

Общество в целом

Оценка участия в обеспечении занятости и решении социальных задач.

Оценка вредного воздействия на окружающую среду и возможностей его уменьшения

Внешний финансовый анализ может быть проведен заинтересованными лицами. Основой такого анализа выступает официальная финансовая отчетность предприятия как публикуемая в печати, так и представляемая заинтересованным лицам в виде бухгалтерского баланса.

Хозяйственная деятельность предприятия

Виды анализа хозяйственной деятельности предприятия

Рис. 1. Виды анализа хозяйственной деятельности предприятия

Полный, всеобъемлющий анализ в этом случае сделать невозможно из-за ограниченности информации, представленной в финансовой и бухгалтерской документации.

Внутренний финансовый анализ проводится в интересах самого предприятия. На его основе осуществляется контроль за финансовой и организационной деятельностью предприятия, намечаются дальнейшие пути развития производства. Основой такого анализа служат финансовые документы (отчеты) самого предприятия: бухгалтерский баланс в расширенной форме, всевозможные финансовые отчеты, что позволяет более точно определить финансовое состояние предприятия.

Внутренний финансовый анализ проводится работниками самой организации. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, используемую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. При этом расширяются и возможности анализа.

Главное направление внутреннего финансового анализа — анализ эффективности авансирования капитала, взаимосвязи издержек, оборота и прибыли, использования заемного капитала, собственных средств. При этом изучаются все аспекты хозяйственной деятельности предприятия. Часто определенные сферы такого анализа могут быть коммерческой тайной.

Исходя из разновидностей и целей анализа, можно выделить условно внешний и внутренний круг лиц, заинтересованных в такой информации.

К внешнему кругу лиц относят обычно пользователей с прямыми и непрямыми финансовыми интересами, а к внутреннему кругу лиц — администрацию.

К группе лиц с прямым финансовым интересом относятся пользователи: инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели и клиенты, деловые партнеры. На основе данных публичной финансовой отчетности они делают выводы о прибыльности и ликвидности компании, о ее финансовых перспективах, о наличии у нее средств для погашения обязательств и выплаты дивидендов. Инвесторы оценивают потенциальную прибыльность компании, потому что от этого зависит рыночная стоимость акций компании и сумма дивидендов, которую она будет выплачивать. Кредитор оценивает потенциальные возможности компании погашать займы.

К пользователям финансового анализа с непрямым финансовым интересом относятся государственные органы и внебюджетные фонды, налоговые органы, инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи, страховые организации, фирмы, осуществляющие внешний аудит.

Информация о финансовой деятельности предприятий необходима этой группе пользователей для контроля соблюдения предприятиями обязательств перед государством, правильности уплаты федеральных и местных налогов, для решения вопросов о налоговых льготах, о методах и способах приватизации и акционировании предприятий. Органы государственного регулирования на основе результатов анализа финансового состояния вырабатывают обобщенные оценки, позволяющие судить о положении не только одного или нескольких предприятий, но и региона или отрасли в целом.

К внутренним пользователям результатами финансового анализа относится администрация. Администрация — это собственники и управленческий персонал компании, которые несут ответственность за управление деятельностью предприятия и достижение целей, стоящих перед ним.

Администрация не всегда ограничивается только внутренним финансовым анализом, но по возможности дополняет его внешним, проводимым специализированными фирмами. Это позволяет оценить собственное предприятие непредвзято, комплексно с учетом конкурентоспособности других фирм и дает возможность сформулировать первостепенные задачи развития компании.

Пользователей финансовой информации могут интересовать отдельные разнообразные аспекты деятельности предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость не только комплексного, но и всестороннего подхода к анализу деятельности предприятия.

Приемы и методы, используемые при анализе финансового состояния, можно классифицировать следующим образом:

по степени формализации — формализованные (в их основе лежат строгие аналитические зависимости) и неформализованные методы (экспертных оценок, сравнения);

по применяемому инструментарию — экономические методы (построение сравнительного аналитического баланса, простых и сложных процентов, дисконтирование); статистические (цепных подстановок, абсолютных и процентных разниц, выделение изолированного влияния факторов, средних и относительных величин, индексный);

по используемым моделям — дескриптивные (модели описательного характера, базирующиеся на бухгалтерской отчетности, построение балансов в различных разрезах, включая горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ, финансовых коэффициентов); предикативные модели (модели — прогноза балансов, финансовых результатов); нормативные модели, позволяющие сравнивать фактические результаты с законодательно установленными, средними по отрасли или внутренними нормами (нормативами).

Следует отметить, что к методам финансового анализа также относят:

структурный анализ отчетности (позволяющий рассчитать удельные веса и относительные показатели);

метод группировки абсолютных коэффициентов для расчета относительных показателей и исчисления финансовых показателей;

нормативный метод (расчет нормативов коэффициентов);

метод оценки уровня показателей по сравнению с базой (динамическое сопоставление показателей).

К особенно популярным приемам анализа относится способ группировки, дающий путем систематизации данных баланса возможность разобраться в сути анализируемых явлений и процессов. В процессе анализа используются группировки счетов баланса с точки зрения выделения собственных, заемных и привлеченных ресурсов; разновидностей доходов; затрат и прибыли. Статьи могут быть сгруппированы также по степени ликвидности, уровню прибыльности и стоимости и другим показателям.

Количественную взаимосвязь между различными статьями, разделами или группами статей баланса позволяет выявить коэффициентный метод. При применении этого метода определяется удельный вес конкретной статьи или группы статей в общем объеме актива или пассива либо в соответствующем разделе. Необходимо рассматривать показатели в динамике для выявления определенных тенденций их изменения.

Факторный анализ, проводимый в течение нескольких временных периодов, позволяет установить причины отклонений показателей. Наиболее широко для этих целей применяются статистические методы анализа: метод группировки, сравнения и коэффициентов.

Применение метода сравнения дает возможность найти причины и степень воздействия динамических изменений и отклонений по статьям баланса на ликвидность и рентабельность деятельности, а также обнаружить резервы увеличения прибыли. Сравнительный анализ можно проводить не только для одной компании (внутренний сравнительный анализ), но и сопоставлять показатели различных хозяйственных субъектов (внешний сравнительный анализ).

Методы коэффициентов, сравнения и группировки могут использоваться одновременно. Активные (пассивные) балансовые счета могут сопоставляться как с аналогичными счетами балансов предыдущих периодов, так и с противоположными счетами по пассиву (активу), сгруппированными по общим экономическим контрагентам либо по единым срокам или видам операций.

Одним из методов наглядного изображения результатов анализа является метод табулирования.

Графический метод позволяет в виде диаграмм, кривых распределения и т. д. сопоставлять итоговые данные экономического анализа. Графический анализ чаще всего используют для прогнозирования цен, определения времени покупки и продажи ценных бумаг на рынке, для диверсификации инвестиций с применением корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа, а также для обеспечения снижения рисков.

Метод системного анализа является наиболее эффективным на современном этапе. Он позволяет решать сложные управленческие задачи, основываясь на обработке массивов данных, а не отдельных показателей. Использование данного метода возможно при условии применения ЭВМ. При этом анализ становится глубже, эффективнее и результативнее.

Метод элиминирования позволяет выявить влияние отдельных факторов на обобщающий показатель путем устранения влияния других факторов. Один из приемов элиминирования — метод ценных подстановок. Условием его применения является наличие мультипликативной формы связи, при которой факторы выступают сомножителями.

При использовании метода абсолютных разниц рассчитывают изменения результативного показателя под влиянием каждого отдельного фактора. При этом величину отклонения фактического значения фактора от базового умножают на фактические значения всех факторов, предшествовавших рассматриваемому, и на базисные — всех последующих факторов.

Метод относительных разниц состоит в том, что приращение результативного показателя под влиянием какого-либо фактора определяют, умножая базисное значение результата на индексы выполнения плана всех факторов, предшествующих рассматриваемому в аналитической формуле и на уменьшенный на единицу индекс выполнения плана по рассматриваемому фактору.

Выбор тех или иных методов анализа определяется задачами, которые ставятся перед аналитическими службами. Кроме того, виды анализа зависят от целей проводимого исследования.

В практике финансового анализа используются шесть базовых методов анализа финансовой отчетности: горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный, сравнительный и факторный.

Горизонтальный финансовый анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста. Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения различных статей финансовой отчетности за определенный период и дать оценку этим изменениям. Горизонтальный анализ представляет собой сравнение каждой строки финансовой отчетности с предыдущим периодом. Данный метод позволяет определить тенденции изменения отдельных статей и провести исчисление темпов роста.

Вертикальный (структурный) финансовый анализ представляет собой определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат, отраженный в отчетности в целом. Вертикальный анализ позволяет судить о финансовом отчете по относительным показателям, что, в свою очередь, дает возможность определить структуру актива и пассива баланса, долю отдельных статей отчетности в валюте баланса. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке их динамики с тем, чтобы иметь возможность выявить и прогнозировать структурные изменения активов и источников их покрытия.

Горизонтальный и вертикальный виды анализа взаимно дополняют друг друга, и на их основе строится сравнительный аналитический баланс, все показатели которого можно разбить на три группы:

показатели структуры баланса; показатели динамики баланса; показатели структурной динамики баланса. Сравнительный аналитический баланс лежит в основе анализа структуры имущества предприятия и источников его формирования.

Вариантом горизонтального анализа является трендовый финансовый анализ. Трендовый анализ представляет собой сравнение позиций отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции изменения показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. Трендовый анализ носит перспективный характер, поскольку позволяет на основе изучения закономерности изменения экономических показателей в прошлом прогнозировать их значение на перспективу. Для этого рассчитывается уравнение регрессии, где в качестве переменной выступает анализируемый показатель, а в качестве фактора, под влиянием которого изменяется переменная, — временной интервал. Уравнение регрессии дает возможность построить линию, отражающую теоретическую динамику анализируемого показателя.

Коэффициентный финансовый анализ представляет собой расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показателям предприятия, определение взаимосвязи показателей. Соответствующие показатели, рассчитанные на основе финансовой отчетности, называются финансовыми коэффициентами. Финансовые коэффициенты характеризуют разные стороны экономической деятельности организации: платежеспособность через коэффициенты ликвидности и платежеспособности; финансовую зависимость или финансовую автономию через долю собственного капитала в валюте баланса; деловую активность через коэффициенты оборачиваемости активов в целом или их отдельных элементов; эффективность работы — через коэффициенты рентабельности; рыночные характеристики акционерного общества — через норму дивиденда.

Абсолютные показатели — это фактические данные финансовой отчетности. Для целей планирования, учета и анализа в организации рассчитываются аналогичные абсолютные показатели, которые могут быть нормативными, плановыми, учетными, аналитическими.

Для анализа абсолютных показателей используется чаще всего метод сравнения, с помощью которого изучаются абсолютные или относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития.

Сравнительный финансовый анализ базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе использования этого метода анализа рассчитываются величины абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей.

Сравнительный анализ предполагает сравнение сводных показателей отчетности предприятия, подразделений, цехов, а также сравнение показателей данной компании с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними производственными показателями. Данный вид анализа позволяет проводить сравнения:

фактических показателей с плановыми для оценки обоснованности плановых решений;

фактических показателей с нормативными для оценки внутренних резервов производства;

фактических показателей отчетного периода с аналогичными данными прошлых лет для выявления динамики изучаемых параметров;

фактических показателей организации с отчетными данными других предприятий (лучших или среднеотраслевых).

Наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного финансового анализа:

Сравнительный анализ финансовых показателей исследуемой компании со среднеотраслевыми показателями. В процессе анализа выявляется степень отклонения основных результатов финансовой деятельности данного предприятия от среднеотраслевых с целью оценки конкурентной позиции компании и выявления резервов повышения эффективности ее деятельности.

Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий — конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны финансовой деятельности предприятия в целях разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном рынке.

Сравнительный анализ финансовых показателей отдельных структурных единиц и подразделений данного предприятия (центров ответственности). Данный анализ проводится в целях сравнительной оценки и поиска резервов повышения эффективности деятельности внутренних подразделений предприятия.

Сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. Данный вид анализа составляет основу контроля текущей деятельности предприятия. В процессе анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых или нормативных, определяются причины этих отклонений и разрабатываются рекомендации по корректировке отдельных направлений деятельности компании.

Сравнительный финансовый анализ является одним из важных разделов анализа финансовой отчетности. Он позволяет получить представление не только о том, как выглядит фирма в сопоставлении с ее прошлым положением, но и по сравнению с другими аналогичными фирмами. При этом важно, чтобы балансы компаний были сопоставимы. При межфирменных сравнениях необходимо учитывать соответствие дат, размеры фирм, правила их отнесения к той или иной отрасли и т.п.

Сравнение показателей одной фирмы может свидетельствовать об улучшении ситуации, в то время как внутриотраслевое сравнение может говорить об относительно плохих результатах деятельности компании по отраслевым меркам.

Сравнительный анализ финансового состояния предприятий имеет особое значение в условиях меняющейся экономической ситуации для потенциальных инвесторов, банков, деловых партнеров, налоговых органов, региональных и федеральных органов власти и других заинтересованных лиц.

Факторный анализ представляет собой оценку влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических методов. При этом факторный анализ может быть как прямым, когда итоговый показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Рассмотренные методы используются на всех этапах финансового анализа, который сопровождает формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности организации. В ходе формирования этих показателей дается: оценка технико-организационного уровня и других условий производства; характеристика использования производственных ресурсов (основных средств, материальных ресурсов, труда и заработной платы); анализ объема, структуры и качества продукции; оценка затрат и себестоимости продукции.

Финансовый анализ, как правило, проводится в несколько этапов, отличающихся по составу и трудоемкости работ, объемам обрабатываемой информации и времени проведения:

  • 1 этап - предварительный — предполагает постановку цели и задач анализа; проверку достоверности информации и отбор исходных данных; группировку, комбинирование и структурирование информации; расчет абсолютных и относительных показателей;
  • 2 этап - аналитический — предусматривает интерпретацию полученных данных путем оценки динамики, структуры показателей, их группировки и т.п.; сопоставление финансового положения предприятия с результатами анализа конкурентов и контрагентов; изложение результатов анализа;
  • 3 этап — заключительный — посвящен оценке уровня и качества менеджмента; выработке прогнозов и рекомендаций.

Алгоритм проведения финансового анализа более подробно можно представить в виде последовательности действий:

  • 1. Формирование информационной базы анализа. Объем информации зависит от задач и вида проводимого финансового анализа.
  • 2. Оценка достоверности информации. Как правило, при этом используются результаты независимого аудита.
  • 3. Обработка финансовой информации, представляющая собой составление аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности.
  • 4. Расчет показателей структуры финансовых отчетов (вертикальный анализ/
  • 5. Расчет показателей изменения статей финансовых отчетов (горизонтальный анализ).
  • 6. Расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или промежуточным финансовым показателям, характеризующим финансовую устойчивость, платежеспособность, деловую активность, рентабельность предприятия.
  • 7. Сравнительный анализ значений финансовых коэффициентов.
  • 8. Анализ тенденций изменения финансовых коэффициентов (трендовый анализ').
  • 9. Расчет и оценка интегральных финансовых показателей на основе использования многофакторных моделей оценки финансового состояния компании.
  • 10. Подготовка заключения о финансовом состоянии организации на основе интерпретации обработанных данных.

Главная особенность построения этапов проведения финансового анализа — их логическая взаимосвязь: каждый предыдущий этап является основой последующего этапа; каждый следующий этап является логическим завершением предыдущего. Поэтому качество анализа и его результаты зависят от правильности постановки и решения задач на каждом из этапов.

Вопросы для проверки и закрепления знаний

  • 1. Что представляют собой финансовый учет и управленческий учет? В чем заключается отличие между ними?
  • 2. Чем обусловлено деление на внешний и внутренний финансовый анализ и управленческий анализ?
  • 3. Перечислите основных пользователей внешнего финансового анализа, проявляющих прямой и непрямой финансовый интерес к деятельности компании. Кратко опишите их интересы, связанные с деятельностью предприятия.
  • 4. С какой целью проводится внутренний финансовый анализ и кто является пользователями его результатов?
  • 5. По каким признакам классифицируются методы финансового анализа?
  • 6. Назовите основные методы финансового анализа, используемые на практике, и опишите их содержание.
  • 7. Что такое абсолютные и относительные показатели?
  • 8. По каким направлениям проводится сравнительный анализ?
  • 9. Что представляет собой коэффициентный анализ?
  • 10. В чем сущность факторного анализа?
  • 11. Назовите основные этапы проведения финансового анализа.
  • 12. Что представляет собой алгоритм проведения анализа финансового состояния?

Глава 3 БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >