КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: МОНИТОРИНГ И ПРОФИЛАКТИКА

Мириманова М.С. (Москва)

Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

В современной ситуации ужесточения требований к системе образования проблема создания и поддержания психологической безопасности образовательной среды дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится все более важной задачей и вместе с тем остается наименее разработанной.

Актуальность обусловлена: особой значимостью дошкольного возраста как непременного условия успешной социализации и развития; изменением целей и потребностей общества в плане результатов образования; бесконечно быстрым темпом самой жизни, требующей сегодня иного, более бережного отношения к нарождающейся личности, к ее сохранности и росту; пониманием роли личности в собственном саморазвитии и развитии общества.

Целью данного исследования является выявление задач и средств создания мониторинга комплексной безопасности ДОУ, выполняющего функции контроля и самоконтроля и обеспечения условий для организации профилактики и предупреждения негативных факторов влияний на безопасность ребенка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Чувство защищенности детей и их реальной безопасности обеспечивается, прежде всего, заботой о качественном функционировании всей системы ДОУ, взаимодействиях в данном пространстве (разного плана и уровня), а через это получение также конкретных показателей, которые можно сравнивать и совершенствовать. Образовательная среда дошкольного учреждения включает не только детское сообщество, но и взрослых - родителей, педагогов, администрацию и технический персонал ДОУ. От осуществления и уровня всего спектра взаимодействий в значительной мере зависит ощущение благополучия и защищенности ребенка в ДОУ.

В связи с этим сегодня, вероятно, необходимо подумать о взращивании новой культуры отношений в образовательной среде, построенной на важных принципах толерантности, поддерживающих достоинство каждого и, прежде всего, маленького человека. В ДОУ, где исходно закладываются социальные и морально-нравственные нормы (через уважительное отношение к себе и Другому, поведение в группе, отношения со взрослыми и сверстниками и т.д.), ребенок осознанно и неосознанно строит свое отношение к миру, обществу, к жизни в целом. Образовательная среда дошкольного учреждения является, фактором влияния, определяющим показатели физического и психического здоровья детей, характеристик развития (социальных и эмоциональных), а также в значительной мере духовного мира, культурного потенциала и т.д. С другой стороны, эти влияния могут быть и негативными (Мириманова, 2009).

Конфликты этого этапа и способы их разрешения и преодоления, например, имеют важное значение для дальнейшего развития детей. Сегодня жизнь любого человека сопряжена с умением соответствующим образом реагировать на стресс, совладать с агрессией и уметь преодолевать трудные жизненные ситуации, конфликты. Действуя в условиях стресса, риска, неопределенности, человек должен уметь принимать жизненно важные решения. Начинать обучение поведению в конфликтах, принятию решений, освоению копинг-стратегий надо не тогда, когда «грянет гром», а поэтапно, с детства (Мириманова, 2012).

Можно обратиться к опыту наших европейских соседей. В Швеции, например, такое обучение начинается с момента расставания ребенка с соской. Родители создают условия для свободного принятия ребенком первого в своей жизни ответственного решения. Заручившись его согласием расстаться с соской, они приводят его в парк к «Кошкиному дому», где тот добровольно выбрасывает соску. Как показывают наблюдения, это решение дается ребенку не сразу и непросто, но вокруг домика целая гора таких сосок, а значит, дети принимают «самостоятельно» решение, ощущая поддержку родителей и совершают «поступок». Аналогично используют дошкольное детство и японцы, которые обучают детей социальному поведению на их собственных конфликтах, начиная с трехлетнего возраста. По тому же пути пошли не так давно и финские воспитатели. К периоду подросткового возраста процесс воспитания уже безвозвратно упущен (Мириманова, 2012).

Воспитание толерантности должно строиться с учетом существующих реалий, традиций, культуры и особенностей, а главное, готовности сознания людей к тем или иным изменениям. К числу принципов толерантности следует отнести следующие показатели: отказ от насилия как неприемлемого средства, умение относиться к Другому, учитывая не только свои, но и его интересы, проявлять сочувствие, сопереживание, ответственность и умение принудить себя, а не других, отказ от хищного эгоизма. В современных условиях, когда растет насилие, жестокость и отчуждение, воспитание толерантности следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач, «если хотим сохранить страну, общество, человека и «человеческое в человеке» (Шрейдер, 1990).

Процесс социальной адаптации ребенка в образовательной среде, определяющий эмоциональное отношение к ней, будущие достижения и уровень притязаний, зависит от разных факторов:

  • - семейного воспитания (воспроизведение норм и стереотипов конфликтного поведения родителей; наказания детей и опыта психологического насилия в семье, страхов и социального неодобрения, негативного опыта взаимодействия со сверстниками);
  • - индивидуальных особенностей личности: эмоциональности, впечатлительности, внутренней неустойчивости, тревожности; пассивности и беззащитности, выраженности чувства «Я»; несформированности самоконтроля на основе нравственных норм, уровня притязаний и самооценки, отсутствия жизненного опыта (Захаров 2006; Спиваковская, 2000);
  • - особенностей образовательной среды (стрессогенность и неоднородность образовательной среды; противоречия методов обучения и познавательных возможностей ребенка; различные здоровье разрушающие последствия для детей с различными индивидуально-личностными и субъектно-деятельными возможностями) (Дзятковская, Захлебный, 2003).

Большое влияние на развитие личности ребенка оказывает педагог, те образцы поведения, которые он демонстрирует (его вербальные и невербальные характеристики), стили и стратегии поведения воспитателя, его ценности, позиции по отношению к детям и другим субъектам образовательной среды. Ребенок неосознанно копирует поведение педагога и черпает из него представления о нормах и правилах человеческого общежития, о взаимоотношениях людей, создавая собственную порой неадекватную картину мира (Мириманова, 2009). Невозможно запросто изме нить или заменить учителей, но им можно помочь, создавая условия для развития и саморазвития. В этой части необходимо обратить внимание на:

  • - стили взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт);
  • - позиции, педагога (по отношению к детям, их родителям, к коллегам, администрации);
  • - коммуникативные навыки (стратегии и тактики поведения; стереотипы воспитателя; предубеждения и установки);
  • -уровень профессионализма и профессиональная культура педагога;
  • - профессиональные деформации (эмоциональное выгорание).

Чувство удовлетворенности субъектов образовательной среды, прежде всего детей, связано с комфортностью пребывания в ДОУ. К числу рисков этого плана можно отнести, помимо воспитателей, проблему технического персонала, который иногда уже одним своим присутствием и речью оказывают негативное влияние на детей. Известны анекдотичные случаи, когда ребенок приносит ненормативную лексику из сада, еще не владея в полной мере речью. И если для совершенствования педагогических условий можно сделать что-то, то с техническим персоналом все сложнее. На это место «не рвутся» желающие, и найти добрую, да еще «образованную, хорошо воспитанную» няню просто невозможно. Отсюда в перспективе встает задача психологической работы и с техническим персоналом.

Помощь детям и их родителям в образовательном пространстве ДОУ неотрывна от процесса мониторинга психологической безопасности и интеграции психологических знаний в образование. Сегодня разнообразные психологические проблемы: агрессия, тревожность, импульсивность, конфликтность, гиперактивность детей и пр.-создаютугрозы всем и требуют их предупреждения и профилактики.

Мониторинг комплексной безопасности, помимо контрольных функций, призван выполнять функции психологической поддержки всех субъектов данной среды. Проблема психологизации образовательной среды связана с коренным изменением отношения к ценности здоровья. Осознание важности сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей и всех субъектов образовательной среды, создание безопасных условий, защита участников данной среды от всех форм насилия является альтернативой агрессивной социальной среде. Для понимания того, что конкретно следует изменить или совершенствовать в образовательной среде ДОУ, необходимо научиться не только выявлять «скрытые болевые точки», психологические риски и угрозы, но и находить способы предупреждения, мешающие развитию личности ребенка.

Исходная точка нашей программы профилактической поддержки ДОУ предполагает работу с двумя группами: с профессиональной группой (администрация, психологи, педагоги) и с родителями. Как часть образовательной системы ДОУ черпает свою внутреннюю силу в высокой организованности и мотивированности на успех. Мониторинг как средство анализа и системного управления сегодня может способствовать не только получению объективных и объемных данных о качестве результата (продукта) и качестве исполнения. Мониторинг как регулярное объективное исследование сложившихся в разных ДОУ условий может способствовать не только преодолению недостатков, но и тиражированию позитивных возможностей.

В рамках концепции психологической безопасности образовательной среды уже разработан курс «Психология конфликта: урегулирование конфликтов в образовательной среде», разрабатывается специальный тренинг для руководителей и администрации ДОУ, что должно влиять на изменения участников образовательного процесса, на их отношения, атмосферу дружелюбия, созидательности и конструктивного взаимодействия.

Образовательная среда ДОУ рассматривается как система условий и влияний, необходимых для социального развития личности ребенка. В процессе реальных взаимодействий в детском социуме закладываются социальные и морально-нравственные нормы (через уважительное отношение к себе и другому, поведение в группе, отношения со взрослыми и сверстниками и т.д.). При этом если семья нацелена больше на раскрытие и развитие индивидуально-личностных особенностей ребенка, то ДОУ, сохраняя и учитывая это, должны акцентировать воспитание социальное. Создание необходимых условий для полноценного социального обучения и развития должно способствовать созданию благоприятных условий не только сегодня, но и способствовать совершенствованию отношений в обществе, когда дети вырастут. Успешность ДОУ, как и других образовательных учреждений, должна определяться результатом, прежде всего тем, какие человеческие качества превалируют в личности - созидательные или деструктивные.

Следует отметить, что важнейшим отличием данного мониторинга является то, что, он способен направить мысль на выявление все новых аспектов и тех ситуаций, где отсутствуют или недостаточны рефлексии специалистов. Психологические аспекты создания условий безопасности образовательной среды ДОУ нуждаются сегодня как в практической разработке, так и в теоретическом осмыслении.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >