Направленность учебника «математика 5» (с.а. Козлова, а.г. рубин) образовательной системы «школа 2100» на формирование универсальных учебных действий обучающихся

Коростелева И. Н.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Людиново Калужской области

Наша школа с сентября 2012 года включилась в апробацию введения ФГОС основного общего образования. Первым встал вопрос о выборе учебно-методического обеспечения. Сохраняя преемственность в работе с начальной школой, предпочтение было отдано образовательной системе «Школа 2100». ОС «Школа 2100» - одна из четырех государственных систем, принятых в образовании РФ. Это первая в истории страны система и первые учебники, которые были сделаны не по заказу Министерства образования, а пришли «снизу», от практиков, которые «прошли» каждую страничку этих книг как родители и как учителя вместе со своими детьми. Именно этот путь дал возможность понять, как много значит в жизни ребенка правильно организованное образование, не объем изучаемого материала, а именно образование, выстроенное в соответствии с возрастом ребенка, его интересами.

«Школа 2100», построенная на основе педагогики здравого смысла призвана обеспечить увлекательный и комфортный учебный процесс, сохранить радость детства и здоровье, раскрыть индивидуальность, вырастить ребенка как самостоятельную личность, научить решать жизненные проблемы. Новая система потребует изменения психологии учителя, учителя со сложившейся системой работы по старым УМ К, которые обеспечивали положительные результаты обучения, соответствующие стандартам предыдущего поколения.

Сегодня у нас есть возможность сравнить ныне действующий учебник «Математика - 5» под редакцией Н.Я. Виленкина с новым комплектом «Математика» 5 класс С.А. Козловой и А.Г. Рубина, обеспечивающий обучение в рамках образовательной системы «Школа 2100» по следующим направлениям:

7. Основная цель математического образования:

По нашему мнению, учебник Н.Я. Виленкина, который сейчас массово используется в основной школе, ориентирован на формирование прочных навыков счета, на репродуктивное обучение по образцам, на постоянное повторение пройденного без намека на усложнение материала. Текст учебника не содержит материала для постановки проблем и осуществления поиска их решения, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. В основном этот учебник ориен-тированина изложение готовой информации.

В новом УМК ОС «Школа 2100» предусмотрен проблемно-диалогический подход к изложению, что помогает детям самим поставить учебную задачу или вопрос для исследования, а разумная деятельность учителя направляет поиск и понимание, ибо нельзя не понять того, до чего додумался сам. Это те же вычисления, но в контексте принятия решений в различных жизненных ситуациях. Ведь чаще всего дети, решая задачи на уроках, в практической жизни не готовы применить полученные знания. Учебник ОС «Школа 2100» нацелен на развитие именно таких умений, которые необходимы в жизни. Среди них: планирование собственных действий, оценка результата, работа с информацией, взаимодействие с другими людьми.

2. Методические особенности построения курса:

Учебные тексты, помещенные на страницах ныне действующего учебника под редакцией Н.Я. Виленкина понятны, научны и строго обоснованы. Однако это, по нашему мнению, делает их очень далекими от детей. Ведь эти знания кто-то открыл, а ученику предлагается их просто принять.

Система «Школа 2100» заявляет, что значимо только то знание, которое добывается самим ребенком, открывающим его через деятельность, ошибки и трудности. Организация учебной деятельности через учебные ситуации, где дети как бы спонтанно, неожиданно обнаруживают предмет своего поиска и совершают с ним действии - это ориентация на психологически комфортное учение, снижение уровня тревожности детей, имеющих право на свое мнение, на ошибку и возможность ее исправления. А ошибка ученика это находка для учителя, который должен учить ставить проблемы и искать коллективные пути их решения. От учителя требуется максимальная мобильность, умение пойти за ребенком, разрешая его проблемы, а не ставя свои. Его задача - осуществить преобразование общеучебных умений в универсальные учебные действия.

Дети с первых уроков понимают, как они будут учиться. Этому способствует структурное построение учебника с четким разделением: вспоминаем то, что знали, открываем новое, проверяем себя и развиваем умения. Учебник позволяет в каждом параграфе определить необходимый, повышенный и максимальный уровни знаний. Этот учебник написан для учителей, чья деятельность не ограничена простым преподаванием предмета, а связана с развитием каждого ребенка, его интеллектуальных способностей и возможностей, т. к. каждый выбирает свой уровень в соответствии с потребностями, но под руководством учителя.

3. Организация материала в учебнике:

В действующем учебнике под редакцией Н.Я. Виленкина взаимосвязь между пройденным и изучаемым проявляется крайне слабо. Набор заданий на повторение часто случаен, не направлен на изучение нового или систематизацию изученного (мы можем повторять задачи на движение, компоненты действий, решение уравнений, а изучать при этом площади фигур). Все это приводит к тому, что ученики много времени уделяют исключительно повторению ради повторения, т.е. решению тех же задач и примеров, без какого либо намека на применение к освоению ио-вых знаний и навыков. Ученики начинают узнавать что-то новое лишь к концу первого полугодия. Получается, что несколько месяцев прошли без открытия, без эмоционального проживания нового знания на новой ступени обучения. Это часто влечет потерю интереса к предмету.

Анализ учебных заданий показывает, что 57% материала учебника соответствуют возрастным особенностям и уровню требований к математическому образованию пятиклассников, 36 % заданий относятся к уровню 3-4 классов и лишь 7% заданий носят уровень повышенной сложности. По уровню сложности учебник под редакцией Н.Я. Виленкина намного уступает другим допущенным к использованию в Федеральном перечне.

Отличительная черта методического аппарата нового учебника - это его четкая структуризация, материал учебного текста целенаправленно расположен так, чтобы ребенок сам научился определять цель своей деятельности, планировать ее, взаимодействовать в парах и группах, находить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, исходя из принципа минимакса. Ведь не существует людей, одаренных одинаково во всех областях, очевидно, что не всем в равной степени нужна и математика. В учебнике заложен минимум стандарта, но есть упражнения повышенной сложности, необязательные для всех. Таким образом, минимум он освоить должен, но имеет полную возможность полюбить математику и освоить максимум материала.

4. Технологии, применяемые в работе:

При работе по ныне действующему учебнику преимущество отдается традиционным технологиям обучения и оценивания. При этом дети часто не используют учебные тексты, а просто опираются на примеры и образцы, которые в них приведены. Отличительной особенностью нового учебника является его деление на содержательные модули, ориентирующие учащихся на самостоятельную рефлексию и оценку степени присвоения знаний в данном модуле. В основе методического аппарата учебника лежат несколько технологий: проблемно-диалогическая технология, технология организации правильной читательской деятельности, оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. Работа с материалом каждого параграфа состоит из определенных этапов:

  • - Этап работы с информацией, когда учащиеся сами читают текст с необходимой для разрешения ситуации информацией.
  • - Этап первичного применения знаний. Здесь учащиеся проверяют (в парах или в группах), насколько хорошо усвоена информация и могут ли они решать поставленные задачи.
  • - Этап самостоятельной работы, где каждый проверяет, может ли он самостоятельно решать учебные задачи.
  • - На этапе развития умений учащиеся выполняют задания по выбору на трех уровнях сложности.

При этом образовательный минимум детально обозначен в каждом параграфе, что позволяет и учителям, и детям, и их родителям определиться: освоить этот минимум или идти дальше. Конечно, при такой постановке работы на уроке роль учителя меняется с солирующей на организаторскую. К уроку готовиться приходится тщательно и ответственно, чтобы обеспечить мотивационную деятельность детей, чтобы на виду был ученик, и обучение шло от его потребностей. Кроме работы на уроке, предполагающей совместные интеллектуальные усилия для ее выполнения, ребенок многое должен учиться делать сам через индивидуализацию домашних заданий.

5. Содержание учебного материала:

Несколько отличаются между собой и содержательные составляющие учебников. Теперь мы можем видеть в 5 классе тему «Делимость», которая раньше изучалась в 6 классе. Признаки делимости, нахождение наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного, свойства натуральных чисел дают возможность уже в 5 классе изучить системно и комплексно все действия с дробями, включая действия со смешанными числами. При этом действия с десятичными дробями полностью перенесены в 6 класс, там же, когда дети уже более к этому готовы психологически, появятся проценты и все типы задач, с ними связанные.

В новом учебнике изучается значительно больше пространственных форм, дети знакомятся с телами вращения и их свойствами, формула-60

ми площадей и объемов. В учебнике представлены статистические материалы, таблицы и диаграммы. Изучение напрямую связано с социализацией личности, т.к. идет на примерах опросов общественного мнения, чтения и построения линейных и столбчатых диаграмм.

Раздел повторения не разбросан по всему учебнику, а содержит систематическое повторение всего изученного материала и готовит к итоговой контрольной работе, которую можно посмотреть там же.

В процессе перехода на ФГОС основного общего образования существенные затруднения возникают у учителей в практическом применении требований стандарта. Составление образовательных и рабочих программ, разработка системы обучающих и продуктивных заданий, система учебных и проблемных ситуаций, внедрение системно-деятельностного подхода, изменение системы взаимодействия учителя и учащихся - это далеко не полный перечень задач, с которыми должен справиться среднестатистический учитель.

Когда в начале года, мы взяли в руки новый учебник, то поняли придется полностью перестраиваться. Трудно было уйти от того, чтобы не рассказать все самой. Много непонятного было и в организации общения детей при работе с информацией. В процессе работы у нас менялось видение самого учебника, его функции, состоящей в том, чтобы превратить учебу из тяжелой обязанности в увлекательный процесс для детей и подростков, эффективность которого можно повысить в несколько раз, не подавляя детскую психику и сохраняя здоровье наших детей.

В отличие от учителей наши ученики не знали других учебников. Это учителям было трудно отказываться от привычного, наработанного годами подхода к обучению, а детям, и это видно на на уроках, очень интересно. Детям хочется учиться, надо только в этом им помочь.

Подводя итог работы по данному учебнику в течение года, можно сказать, что учебник является продолжением непрерывного курса математики, разработанного в рамках Образовательной системы «Школа 2100», который начинается с дошкольного образования, и ориентирован на развитие мышления школьников, их творческих способностей, функциональной грамотности и вычислительных навыков. Это требует по-новому строить уроки математики в основной школе. Учителю придется принять тот факт, что по-старому все равно уже не будет. Ведь неслучайны слова Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка -есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС в школе не смогут осуществиться. Если учитель сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он легче и быстрее начнет делать первые уверенные шаги в новых условиях.

Литература:

  • 1. Бунеева Е.В. Буду настоящим читателем. Пособие по технологии продуктивного чтения .Часть 1. ( 3-4 классы). М : Баласс, 2013.
  • 2. Данилов Д.Д., Кузнецова И.В., Сизова Е.В. Учись оценивать себя. 2- 4 кл. М: Баласс, 2012.
  • 3. Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. 5 класс. Методические рекомендации для учителя. М: Баласс, 2011. - 144 с. (Образовательная система « Школа 2100»).
  • 4. М: Баласс, 2011. - 80 с.„ил.. (Образовательная система « Школа 2100».)
  • 5. Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных, учреждений: в 2ч. /С.А.Козлова, А.Г.Рубин. -2-е изд. М: Баласс, 2012. - 208 с. (Образовательная система « Школа 2100».)
  • 6. Мельникова Е.Л., Кузнецова И.В. Я открываю знания. Пособие по технологии проблемного диалога в начальной школе (3-4 классы).
  • 7. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в основной школе. Пособие для учителей 5-9 классов. - М : Баласс, 2013.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >