УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГО- И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИМИ ИННОВАЦИЯМИ В ЖИЛИЩНОМ И КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСАХ

Современный зарубежный опыт и тенденции в решении проблем энерго- и ресурсосбережения

С каждым годом необходимость дальнейшей работы в области повышения эффективности потребления энергии становится все острее. В Европе к основным причинам, способствующим проведению таких работ, можно отнести повышение стоимости энергоносителей, отсутствие собственных месторождений, т.е. зависимость от импорта энергоносителей, а также проблемы, вызванные глобальным изменением климата. Кроме этого, существует взаимная зависимость стран — членов ЕС от надежности энергоснабжения: сбой в одной стране немедленно сказывается на остальных.

Страны — члены ЕС открыто заявили о приоритете политики повышения энергетической эффективности в жилищном секторе, учитывая приходящуюся на него долю энергопотребления. Экономический потенциал, получаемый при внедрении энергосберегающих мероприятий в зданиях, огромен: снижение только на 1 % энергетической интенсивности потребления благодаря энергосбережению позволит сэкономить 55 млн т нефтяного эквивалента энергии (Mtoe). Это составляет приблизительно 20 % от значения, установленного для ЕС Киотским протоколом.

Общий потенциал энергосбережения в жилищном секторе до 2010 г. оценивался в 22 % от текущего потребления. Назовем главные документы, оказывающие существенное влияние на повышение энергоэффективности зданий. Политика повышения энергоэффективности получила наибольший импульс в 1989 г. после запуска программы «Thermie», цель которой заключалась в продвижении новых энергосберегающих технологий. В 1991 г. была сформирована программа «Save», направленная на повышение энергоэффективности. В 1998 г. Инструкция по энергоэффективности (Communication on Energy Efficiency) установила широкие перспективы для действия Европейской энергетической стратегии. В 2000 г. был разработан План действий (Action Plan), согласно которому при снижении энергопотребления на 1 % ежегодно можно будет достичь две трети доступного экономического потенциала к 2010 г. (соответствует 40 % от обязательств, возложенных на ЕС в рамках Киотского протокола). Принятая в том же году Европейская программа по климатическим изменениям (European Climate Change Program) определила наиболее эффективные экономические и экологические действия, которые позволят ЕС выполнить принятые обязательства по Киотскому протоколу, где важное место отводилось энергетическим вопросам. В 2003 г. была одобрена Программа энергетически интеллектуальной Европы (Energy Intelligent Europe EIE), в которую «Save» вошла как подпрограмма. Помимо перечисленного, ЕС участвует в технологических разработках уже седьмой по счету рамочной программы, в которую входят любые исследования, финансируемые ЕС. За последние два года энергетический стратегический план получил дальнейшее развитие: был выпущен новый «Зеленый» документ по энергетической эффективности (Green Paper on Energy Efficiency), а также два других актуальных документа: Стратегический план по энергетическим технологиям (Strategic Energy Technology Plan) и Европейская энергетическая политика (Energy Policy for Europe). Из сказанного можно сделать вывод, что на страны — члены ЕС постепенно накладывается все больше обязательств, связанных с повышением энергоэффективности зданий и закрепленных соответствующими законодательными актами.

Действующая Директива по энергетическим характеристикам зданий (Directive on the Energy Performance of Buildings — EPBD), принятая в 2002 г., является наиболее важным элементом Европейской энергетической политики в жилищном секторе, для которого уже разработаны нормативы по следующим направлениям:

  • • энергетическая сертификация (маркировка) широкого диапазона бытовой техники;
  • • стандарты эффективности бытовой техники;
  • • характеристики эффективности котлов;
  • • мероприятия по ограничению выбросов СО2 посредством повышения энергетической эффективности;
  • • энергетические характеристики зданий.

Три последних направления отражены в EPBD применительно к следующим основным конечным потребителям энергии в зданиях (рис. 3.1): для жилых зданий это системы отопления и кондиционирования (вентиляции) помещений, а также система горячего водоснабжения, а для зданий другого назначения к перечисленному добавляется еще и система электропотребления (освещение). На основных конечных потребителей в жилых зданиях приходится 89 % общего энергопотребления и 79 % в зданиях другого назначения.

Директива EPBD, которая охватывает все вопросы определения энергетических характеристик здания, включает следующие аспекты:

  • • единую методологию;
  • • установку минимальных требований для энергетических характеристик;
  • • сертификат энергетической эффективности зданий;
  • (контроль] кондицио-
  • • проверку котлов и систем нирования воздуха;
  • • требования, предъявляемые к контролирующему персоналу (эксперты и инспектора].

Рассмотрим более подробно вышеперечисленные аспекты.

1. Единая методология. Основы принятия единой методологии содержатся в ст. 3 EPBD и устанавливают общие рамки для расчета любой из основных инженерных систем здания. На национальном или региональном уровне страны — члены ЕС должны применять общепринятую методологию расчета энергетических характеристик зданий, которая может включать в

Распределение энергопотребления в жилых (а) и общественных (б) зданиях ЕС, 2001 г., %

Рис. 3.1. Распределение энергопотребления в жилых (а) и общественных (б) зданиях ЕС, 2001 г., %

вГорячее водоснабжение ? Приготовление пищи оОсвещение ?Отопление помещений вОхлаждение оПрочее

себя показатель выбросов СО2. Для облегчения применения единой методологии Европейскому комитету по разработке нормативной документации (CEN) был выдан мандат на разработку подходящих методов расчета в поддержку стран — членов ЕС при национальном принятии методики расчета энергетических характеристик.

  • 2. Установка минимальных требований для энергетических характеристик. Данный раздел описывает общую для стран ЕС процедуру разработки требований для энергетических характеристик (ст. 4—6). Поскольку страны могут устанавливать разные требования для новых и существующих зданий, а также для разных категорий зданий, вопросы в этой области охватывают широкий диапазон элементов. Напри мер, какая действует стратегия минимальных требований к европейским энергетическим характеристикам (European Performance — ЕР), какие категории зданий устанавливаются в разных странах — членах ЕС, как эти требования учитывают качество внутреннего климата, на какие типы зданий не распространяются требования, применяются ли какие-либо ограничения по площади, какие требования должны применяться при реконструкции зданий, как оцениваются энергетические характеристики на измеренных или расчетных данных, как должно контролироваться выполнение установленных требований, какие юридические санкции предусмотрены при их невыполнении и т.д. Требования должны периодически пересматриваться (как минимум каждые пять лет) и, если необходимо, корректироваться с учетом новых достижений технологии строительства зданий.
  • 3. Сертификат энергетической эффективности зданий. Критерии действия сертификата сформулированы в ст. 7 EPBD. Данный сертификат обязателен при строительстве нового здания, продаже или сдаче здания в аренду. Срок его действия не должен превышать 10 лет.

Сертификат для отдельных помещений здания (квартиры или отдельных жилых секций) может быть основан:

  • • на общем сертификате, выданном для всего здания, при условии наличия общей системы отопления;
  • • на результатах оценки другой квартиры из того же блока.

Энергетический сертификат зданий должен обязательно включать в себя действующие нормативные значения энергетических характеристик, чтобы потребители могли сравнивать и оценивать энергетическую эффективность эксплуатируемого здания. Помимо этого, сертификат должен содержать рекомендации по улучшению показателей энергоэффективности, включая экономическое обоснование этих мероприятий.

Энергетический сертификат для общественных зданий (правительственных и иных учреждений, предоставляющих услуги большому числу людей) с общей полезной площадью более 1000 м2 должен размещаться в доступном для всех желающих месте. Приветствуется информирование посетителей о рекомендуемых и фактических значениях температуры внутреннего воздуха в помещении и, если возможно, других климатических характеристиках внутреннего климата.

  • 4. Проверка котлов и систем кондиционирования воздуха. Данный раздел (ст. 8, 9 EPBD) содержит подробное описание действий при проверке:
    • • котлов горячей воды, используемых для отопления зданий;

• систем кондиционирования воздуха, используемых для контроля температуры во внутренних помещениях здания, а также влажности воздуха и его чистоты.

Отмечено, что регулярное обслуживание котлов и систем кондиционирования воздуха квалифицированным персоналом способствует поддержанию их правильной настройки в соответствии со спецификациями продукта и, таким образом, обеспечивает оптимальную работоспособность с точки зрения экологии, безопасности и энергопотребления.

5. Требования для экспертов и инспекторов. Данный раздел (ст. 10 EPBD) обобщает такие вопросы, как спецификация и требования к обучению экспертов и инспекторов, включая указание на требуемые ресурсы на национальном уровне (количество экспертов и инспекторов, уровень их экспертизы), гарантию качества для экспертов, инспекторов и сертификатов, критерии аккредитации, строительные нормы и правила, страхование и ответственность.

Для более эффективного внедрения EPBD к 2007 г. были разработаны Практические действия (Concerted Action — СА), которые направлены на распространение информации и опыта между разными странами и сконцентрированы на реализации следующих конкретных задач:

  • • обсуждение и разработка структуры энергетической сертификации зданий с целью увеличения числа общих энергетических показателей для стран — членов ЕС и, соответственно, снижения количества опций, действующих только в отдельных национальных документах;
  • • рассмотрение и подготовка логической основы для методов инспектирования отопительных котлов и инженерного оборудования для кондиционирования воздуха;
  • • обсуждение и поиск единых для всех стран — членов ЕС методов внедрения схем аккредитации экспертов по проверкам энергетических характеристик;
  • • обсуждение критериев, способствующих внедрению единых методик расчета энергетических характеристик зданий.

По инициативе Европейской комиссии в рамках программы EIE была создана Строительная платформа (Building Platform) EPBD, которая предоставляет информационные услуги для практиков и консультантов, экспертов энергетических агентств, заинтересованных групп и законодателей стран — членов ЕС и содействует реализации EPBD.

Существует множество неиспользованных энергосберегающих технологий и способов применения возобновляемых источников энергии в Европе из-за больших экономических затрат, необходимых для их внедрения. Эти проблемы решала первая программа EIE, действующая с 2003 по 2006 г. Она представляла собой инструмент, обеспечивающий финансирование работ, направленных на продвижение энергетической политики в сторону повышения энергетической эффективности и интеллектуальности. В начале 2007 г. была запущена новая программа EIE уже как часть более широкомасштабной программы ЕС под названием «Конкурентоспособность и инновации» (Competitiveness and Innovation). Следует особо выделить две программы, способствующие внедрению EPBD: программа «Save» (энергетическая эффективность и рациональное использование энергоресурсов) и программа «Altener» (новые и возобновляемые источники энергии).

CEN, продолжая заниматься разработкой стандартов для расчета интегрированных энергетических характеристик зданий и оценки их экологического воздействия в соответствии с условиями, предусмотренными в EPBD в различных областях, таких как энергетическая эффективность, отопление и охлаждение, освещение, теплоизоляция, вентиляция, в начале 2008 г. большую часть проектов стандартов передала в национальные институты стандартизации стран — членов ЕС для окончательного одобрения, а проекты стандартов, получившие одобрение национальных институтов стандартизации, были приняты в качестве европейских стандартов.

Как уже было сказано, EPBD предлагает только общие рамки, в то время как основная работа адаптации стандартов к специфическим климатическим условиям остается за странами — членами ЕС. Все они характеризовались разными уровнями готовности. В 2007—2008 гг. приняты сертификаты для новых, общественных зданий и в меньшей мере — для существующих. Из-за разных подходов EPBD не смогла быть полномасштабно реализована в Европе к 2009 г. Большинство стран параллельно с реализацией EPBD пересмотрели собственную энергетическую политику и определили новые инициативы для поощрения использования возобновляемых источников энергии в зданиях, для разработки специальной сертификации экологически устойчивых зданий, для обозначения зданий с низким и даже нулевым энергопотреблением.

Большинство стран предлагают финансовые механизмы поощрения владельцев при выполнении ими мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности зданий: налоговые скидки и льготы, гранты, поддержку в виде займов.

В начале 2008 г. на основании полученного опыта внедрения EPBD были выделены аспекты, требующие некоторых поправок:

• экономическая эффективность подготовки энергетических сертификатов требует улучшения;

  • • энергетические проверки требуют разработки компьютеризованных инструментов;
  • • необходимо разработать стандартные инструкции для инспекторов, занимающихся проверкой котлов, систем кондиционирования воздуха и прочего оборудования;
  • • эффективность и качество энергетических сертификатов потребуют дополнительной проверки в будущем;
  • • необходимо отслеживать эффективность внедрения EPBD;
  • • необходимо сравнивать обязательные и добровольные методы для улучшения эффективности работы котлов;
  • • проверки систем кондиционирования воздуха не являются экономически эффективными — необходимо работать над снижением холодильных нагрузок и развивать другие методы уменьшения температур в помещениях в летнее время, такие как затемнение светопрозрачных конструкций, технологии охлаждения с низким энергопотреблением и т.д.;
  • • необходимо разработать более простые методы расчета энергетических характеристик специально для жилых зданий малого объема, поскольку описанные в EPBD-2002 методы расчета слишком сложны и имеют большое количество факторов, которые нужно учитывать;
  • • правила должны быть гибкими и сформулированы таким образом, чтобы не мешать внедрению новых инновационных решений;
  • • необходимо повысить осведомленность населения в отношении энергетических и экологических вопросов;
  • • требуются более четкие (прикладные) стандарты — особенно стандарты CEN, касающиеся проведения инспекций.

Совершенно очевидно, что новая Директива EPBD должна стать более эффективной и содержать аспекты влияния зданий на глобальное изменение климата и предусматривать вопросы снижения выбросов парниковых газов. При переработке EPBD к концу 2008 г. для ее последующего рассмотрения Европейским парламентом были рассмотрены следующие вопросы:

  • • необходимость установления минимальных нормированных значений энергетических характеристик (цель заключается в поиске общих принципов и механизмов разработки этих минимальных значений, а не просто в определении минимальных национальных величин);
  • • необходимость снижения принятой на сегодняшний день минимальной величины площади зданий (1000 м2), для которой предусматривается обязательное наличие проекта по возможной энергореконструкции и использованию альтернативных источников энергии, а также требуемой демонстрации энергетических сертификатов в общественных зданиях;
  • • необходимость наличия энергетического сертификата для получения разрешения на строительство нового здания;
  • • разработка плана повышения энергетической эффективности зданий, который должен стать частью Энергетического сертификата зданий;
  • • показатели энергетической эффективности здания и рекомендации по ее улучшению должны стать обязательной составляющей отчета по энергетической проверке объектов;
  • • обеспечение четкого контроля за внедрением мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности зданий;
  • • поиск альтернативных финансовых стимулов для улучшения энергетической эффективности зданий.

Директива по эффективности конечного потребления энергии и энергетическим услугам (Directive on energy end-use efficiency and energy services) была принята в апреле 2006 г. и направлена на достижение экономии энергии в 9 % к 2015 г.

Директива по созданию критериев для разработки экологических требований для проектирования зданий и энергопотребляющего оборудования (Directive on establishing a framework for the setting of ecodesine requirements for energy-using products) предполагает, что общее энергопотребление и воздействие зданий на окружающую среду зависят не только от самого здания и режима его эксплуатации, но и от используемого инженерного оборудования. Директива открывает новые возможности для производителей инженерного оборудования, потребителей и общества в целом. Приведем перечень оборудования, которое рассматривается в рамках новых правил проектирования:

  • • котлы и водонагреватели (газовые, масляные, электрические);
  • • оборудование систем кондиционирования воздуха, электродвигатели, насосы, вентиляторы и т.д.;
  • • персональные компьютеры, копировально-множительная техника, телевизоры;
  • • зарядные устройства и внешние источники питания;
  • • офисное и общественное освещение;
  • • коммерческие холодильники и морозильники;
  • • установки по сжиганию твердого топлива;
  • • бытовые и промышленные осветительные приборы;
  • • пылесосы.

Директива по продвижению комбинированной выработки тепла и электроэнергии, основанной на потребности в полезной теплоте на внутреннем энергетическом рынке (Directive on the promotion of cogeneration based on a useful heat demand in the internal energy market) предполагает, что использование комбинированной выработки тепла и электроэнергии обладает огромным потенциалом для повышения энергетической эффективности и уменьшения воздействия на окружающую среду. Эта область считается приоритетной для многих стран.

Стратегия ЕС по комбинированному производству от 1997 г. устанавливает общую цель удвоения доли электроэнергии, полученной при комбинированном производстве до 18 % к 2010 г. Поэтому данная Директива не устанавливает цели, а только побуждает страны — члены ЕС провести анализ своего потенциала в области высокоэффективного комбинированного производства.

Директива по увеличению доли использования возобновляемых источников энергии (Directive on the promotion of the use of energy from renewable sources) включает основную цель — получение 20 % от общего количества энергии из возобновляемых источников. Основные сектора экономики, заинтересованные в использовании возобновляемой энергии: электроснабжение, отопление, охлаждение и транспорт. Страны сами устанавливают пропорциональное соотношение между этими секторами для достижения своих целей. Однако предполагается, что каждая страна— член ЕС достигнет не менее 10 % использования доли возобновляемой энергии (преимущественно за счет биотоплива) в транспортной отрасли к 2020 г. В Директиве дается определение понятию возобновляемой энергии, чтобы оно не пересекалось с понятием мероприятий по энергосбережению.

Из вышесказанного становится понятно, что возможны снижение общего энергопотребления зданий, повышение энергетической эффективности жилищного сектора, расширения использования возобновляемой энергии и существенное снижение выбросов парниковых газов.

РФ пока находится на этапе внедрения энергетической политики, но уже проводится строгая оценка результатов ее воздействия.

С учетом разнообразия климатических условий, типов зданий, культуры и традиций Россия может сыграть ключевую роль и показать остальному миру, что сильная политика вместе с национальными инициативами может привести к реальному повышению энергетической эффективности, с одной стороны, а также к созданию по-настоящему устойчивого сообщества — с другой.

3.2. Проблемы энерго- и ресурсосбережения

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >