Семейный офис = семейные ценности + частные капиталы

Зражевский Владимир, заместитель генерального директора, руководитель блока Wealth Management, Русский коммерческий банк (Кипр)

Капитал не только представляет ценность, но и налагает ответственность.

Когда возникает потребность в семейном офисе (FO)? Традиционно необходимость в создании семейного офиса возникает в тот момент, когда размер выведенного из бизнеса семейного капитала (возникшего либо в результате полной или частичной продажи принадлежащего семье бизнеса, либо постепенного накопления результатов деятельности) превышает возможности членов семьи самостоятельно и эффективно им управлять. В связи с этим задачу семейного офиса можно определить не только в создании возможности для инвестирования, но и в обеспечении полномасштабного консультирования, позволяющего максимально точно сформировать инвестиционную стратегию и набор инструментов для решения потребностей клиента.

Миссию семейного офиса можно определить так: управление капиталом семьи, повышение уровня благосостояния, оптимизация бизнеса и жизненных процессов ее членов, координация всех наиболее важных направлений деятельности.

Что же такое семейный офис ? Вполне очевидно, что это не просто коллектив профессионалов, собранных вместе. Это в первую очередь набор разнообразных решений, позволяющих обеспечить финансовую стабильность семьи и интегрированное удовлетворение комплекса потребностей, связанных как с финансовыми, так и с нефинансовыми услугами. Данная форма обслуживания крупного семейного капитала имеет в своей основе удовлетворение многогранных потребностей, возникающих у членов семьи, обладающей значительным капиталом, как в области управления финансами, так и организации жизненного пространства. Создание семейного офиса определяет выход уровня предоставления услуг на институциональный уровень. Это обусловлено не только размером состояний, но и привычками к качественному обслуживанию их бизнесов, существующими у владельцев капитала.

Активы семьи состоят не только из денег, инвестиций на фондовом рынке, но и из недвижимости, коллекций, инвестиционных и интеллектуальных прав, лицензий. Управление активами в связи с этим становится сложным интегрированным процессом и предполагает комплексный подход к извлечению рентного дохода, защите капитала и налоговой оптимизации. Развитие рынков, увеличение скорости перемещения потоков информации приводят к сокращению доходности на традиционных сегментах рынка. Многие семейные офисы активно ищут новые формы и методы инвестиций. В последние десятилетия в инвестиционных портфелях фондов увеличилась доля альтернативных инвестиций — вложений в художественные и винные коллекции. Растет также доля прямых инвестиций и вложений.

При создании и развитии семейного офиса важное значение имеет стадия развития семьи и принадлежащего ей капитала. В начале формирования семейного офиса основные решения принимаются при определяющей роли главы семьи, который, как правило, и управлял капиталом до момента его передачи. Необходимо отметить, что семейные офисы отражают индивидуальность их создателя и специфику принадлежащих ему активов.

Зачастую определенная авторитарность главы семьи компенсируется прозрачностью отношений между ним, членами семьи и профессионалами, занимающимися управлением семейным капиталом. На первом этапе своего построения семейные офисы структурируются в линейной последовательности: глава семейства — доверенные лица и консультанты — трасты. Постепенно, с переходом права голоса к семейному совету, меняется и формат взаимоотношений между всеми участниками процесса. На первый план выходят вопросы консенсуса при принятии решений, корректной процедуры голосования, не ущемляющей всех членов семьи.

Традиционно считается, что первые семейные офисы возникли в США. Европейские банки, которые создавались в XVI— XVII вв., были достаточно близки по идеологии создания к семейным офисам, но достаточно быстро расширили свои функции и трансформировались в полноценные банковские учреждения. Толчком к основанию семейных офисов послужила очередная волна индустриализации, произошедшая в начале XX в. Именно этот период в развитии наиболее динамичной страны послужил основой для возникновения целого ряда таких великих семей, как Форды, Дюпоны, Рокфеллеры, Морганы и Вандербильты. Частные капиталы этих семей сформировали первые семейные офисы и задожили основу современной индустрии управления частными капиталами. Однако процесс формирования избыточного, выведенного из бизнеса капитала начался раньше, в середине XIX в. Уже тогда перед владельцами значительных состояний возник вопрос о надлежащем управлении этими средствами, не связанными напрямую с основным бизнесом. Различия в сути, в основе двух данных капиталов постепенно сформировали у их владельцев понимание того, что и модели управления должны также различаться.

В XX веке, когда создание семейных офисов приняло масштабный характер, их работа была тесно интегрирована в деятельность основного бизнеса владельцев состояния. К оперативной деятельности в семейном офисе привлекались задействованные в основном бизнесе специалисты. Специфический и конфиденциальный характер работы приводил к необходимости активного вовлечения в их деятельность членов семей.

По мере развития бизнеса и общества росли, активно изменялись и разнообразились потребности семей в финансовых и нефинансовых сервисах. Также изменился подход к вопросам конфиденциальности в работе семейных офисов. Совокупность этих факторов сделала неприемлемой дальнейшее параллельное использование корпоративного персонала в работе семейных офисов. Потребности состоятельной семьи начали решаться путем создания отдельной компании, специализирующейся на удовлетворении совершенно разнообразных интересов ее членов. Сформированный из представителей разных профессий коллектив профессионалов позволил поднять качество работы офиса и существенно расширить набор оказываемых им услуг. Наем сторонних профессионалов и выделение семейного офиса в отдельное юридическое лицо с четкой структурой собственности и механизмами управления позволили вывести процесс управления капиталом на принципиально новый уровень и формализовать внутрисемейные отношения.

Первую половину XX в. принято относить к периоду активного доминирования концепции специализированных семейных офисов. Но уже начиная с периода, последовавшего за послевоенным подъемом, произошедшим в 50-е гг. XX в., данная концепция уступила место модели многосемейных офисов. В этот период часть специализированных семейных офисов трансформировалась в многосемейные офисы. Можно выделить несколько причин подобной трансформации. Во-первых, создатели семейного офиса, на определенном этапе его существования озабоченные проблемой сокращения издержек и извлечения прибыли из дан ной формы семейного бизнеса, стали активно предлагать «присоединяться» к данной форме предоставления разнонаправленных высококлассных услуг.

Во-вторых, владельцы вновь возникающих в то время частных капиталов активно искали удобные формы для их размещения и обслуживания возрастающих потребностей семей. Объединение этих двух тенденций позволило сократить издержки на обслуживание семейного капитала и создать удобную и легко тиражируемую модель бизнеса.

Необходимо различать функции и возможности, предоставляемые семейным офисом, и набор решений, предлагаемых семейным трастом. Семейный офис нацелен на оптимизацию управления капиталом, повышение эффективности инвестиций. Траст или набор трастов, управление которыми может осуществлять семейный офис, ориентирован на сохранение капитала и определяет процедуру использования его и результатов управления. Трасты призваны защитить наследников как от возможных притязаний третьих лиц, так и от них самих. Вторая половина XX в. и первое десятилетие XXI в. продемонстрировали большое количество примеров дробления и разводнения капиталов. Наиболее типовыми задачами, стоящими перед главами семей, обеспокоенными необходимостью сохранения и приумножения капитала, стали создание правил формирования семейных фондов, использование результатов управления, процедура наследования и получения доли капитала. Семейные трасты являются одним из удобных способов решения данных задач, они позволяют концентрировать капитал и формализовать его передачу к представителям следующих поколений. Сочетание семейного офиса и траста позволяет сформировать оптимальную модель, построенную на учете прав собственности и формализованных правил по управлению капиталом.

Работа на финансовом рынке требует от всех участников повышенной концентрации. Все инвесторы или управляющие получают от рынка своеобразный вызов, предложение к состязанию или, используя английскую терминологию, challenge. Рынок постоянно тестирует участников и предлагает им непростой выбор между риском и потенциально более высокой доходностью и стабильностью. В этих условиях большое значение начинает приобретать принцип социальной ответственности управляющих. Последний кризис наглядно показал необходимость перехода от примата прибыли в отношениях с клиентом к принципам ответственности и профессионализма.

Большинство семейных офисов достаточно спокойно прошли проверку последним кризисом. Их система управления рисками продемонстрировала свою устойчивость, а модель, построенная из трех элементов: клиент — компания-«опекун» — инвестиционные управляющие, отобранные компанией-«опекуном», — показала свое превосходство над двухэлементной системой, состоящей из пары — клиент и управляющий.

Объединение в рамках одного холдинга инвестиционного банка и управляющей средствами компании таит в себе как очевидные преимущества, так и недостатки. Данный многопрофильный холдинг может позволить себе на постоянной основе создавать весьма привлекательные для инвесторов продукты, которые активно продаются клиентам управляющей компании. Ситуация позволяет получать повышенный доход обеим сторонам. Однако на определенном этапе управляющие перестают заниматься выбором лучших инвестиционных решений и начинают концентрироваться исключительно на продажах продукта собственного производства. До сих пор во многих компаниях и инвестиционных банках комиссионные зависят от количества сделок, а не только от финансового результата. Введение фиксированной ставки оплаты, не поощряющей дробление сделок и увеличение их количества, является одной из форм современного управления активами. Повышение эффективности бизнеса в области управления активами во многом зависит от возможности важного перехода от управления инвестициями к оптимизации управления капиталом, направленной на получение долгосрочного результата. Частные инвесторы вне зависимости от размера их состояния и возможностей работы через инфраструктуру семейных офисов обладают устойчивой потребностью в хороших советах и неравнодушном отношении к управлению средствами.

Инвестиционные дома используют все возможности для борьбы за крупные семейные капиталы. Одним из эффективных способов, который активно используется участниками рынка в России, является построение вертикально интегрированного инвестиционно-банковского холдинга. Участие в рынке IPO для такого инвестиционного банка позволяет под контролем одного подразделения на комиссионной основе привлекать для клиента средства, а затем передавать их в другое подразделение, предлагающее услуги семейного офиса. Синергетический эффект от данной широкой специализации очевиден. Однако результат не является простой линейной функцией. Представителям крупного инвестиционно-банковского холдинга, как правило, достаточно сложно удержаться в рамках действия принципа открытой архитектуры и ограничить предложение клиентам продуктов, изготавливаемых смежными подразделениями. Многие обладатели крупных семейных капиталов прекрасно осведомлены о специфике работы семейных офисов, являющихся частью управляющих активами компаний, и, как правило, стремятся к большей независимости инвестиционных решений, нежели им могут предложить данные участники рынка.

Крупные участники рынка (банки, страховые и инвестиционные компании) обладают высококвалифицированным персоналом и качественной инфраструктурой, но в состоянии ли они вникнуть в специфику семейных дел? Данный вопрос, задаваемый независимыми аналитиками и консультантами по управлению и оптимизации капитала, не всегда имеет однозначный ответ. С одной стороны, ряд крупных игроков либо активно развивают собственные проекты в области предоставления услуг состоятельным семьям, либо приобрели действующие семейные офисы. С другой стороны, успехи традиционных офисов, не принадлежащих крупным инвестиционным и брокерским домам, являются более весомыми.

В России уровень развития семейных капиталов уже требует соответствующего к ним отношения. В настоящее время на отечественном рынке уже существует ряд семейных офисов, которые развиваются в рамках классического и банковского направлений. Деятельность некоторых из них уже достаточно заметна, однако массового развития данное направление пока еще не получило.

Чего хотят многие инвесторы и их консультанты? Их пожелания во многом совпадают. Обе группы хотят получать устойчивый доход даже на неспокойном рынке. Возможно ли это? В принципе, да. Решение этой задачи лежит в формате управления активами, построенном на принципах получения целевой доходности, а не следования за рынком. Преимущества данного подхода очевидны. Клиент получает целевой уровень доходности, невзирая на колебания рынка. Данная модель пользуется популярностью на нестабильном и падающем рынке. Фонды и индивидуальные стратегии, построенные с ее учетом, порой на порядок превышают уровень доходности индексных стратегий и долгосрочных стратегий инвестирования. Однако на растущем рынке ситуация зачастую меняется.

Важной вехой в повышении уровня прозрачности и эффективности процесса управления стало введение индивидуальных счетов частных лиц (ИСЧЛ) (счетов индивидуального управления). Основным отличием ИСЧЛ от счетов коллективного управления 116

(паевых фондов) является то, что находящиеся на них ценные бумаги или средства принадлежат непосредственно владельцу счета, а не группе пайщиков. Новым импульсом к развитию индивидуальных счетов и, как следствие, института консультантов в США послужило законодательное снижение размера комиссий, взимаемых при продаже паев хедж-фондов, произошедшее в середине 70-х гг. XX в. Отмена фиксированных ставок позволила фондам снизить свои комиссии и в некоторых случаях перейти к абонентской плате за обслуживание.

Эволюция брокерского бизнеса привела к выделению в рамках материнских структур ряда небольших по размеру бизнес-единиц, которые существовали на основе отдельного P&L. Относительно небольшой размер и высокий уровень бизнес-ори-ентированности позволяли им предлагать более гибкие форматы работы на финансовом рынке профессиональным посредникам, в том числе и семейным офисам.

Консалтинговая модель семейного офиса является, по сути, достаточно сложным и интегрированным образованием. Ее основные цели сводятся:

  • • к формированию инвестиционной политики или финансовому администрированию;
  • • созданию необходимой инфраструктуры для проведения операций (бэк-офис);
  • • размещению активов и управлению инвестициями;
  • • проведению постоянного сквозного мониторинга результатов управления и периодическому выбору управляющих;
  • • трастовым услугам.

К основным функциям данной модели можно отнести:

  • • ведение операционного бизнеса (т.е. осуществление платежей и ведение учета по всем операциям, проводимым членами семьи и самим FO);
  • • проведение классических и альтернативных инвестиций;
  • • осуществление нефинансовых (благотворительность) и целевых (в экологически эффективные производства) инвестиций;
  • • оперативное и стратегическое планирование;
  • • оптимизация налогообложения и защита капитала (семейные фонды);
  • • оптимизация и контроль структуры собственности.

Вся история развития индустрии семейных офисов и финансового рынка, представленного инвестиционными банками и различными посредниками, является свидетельством постоянного взаимного обогащения. Рост и увеличение вариативности требований к структуре и качеству предоставляемых услуг со стороны семейных офисов порождают неизбежный отклик от их партнеров, предоставляющих финансовые услуги. Семейный офис, формирующий свою инвестиционную модель на постоянном отборе лучших управляющих и наиболее перспективных моделей управления, является одной из наиболее адекватных систем оценки качества управления. Вдобавок семейные офисы, ориентированные прежде всего на сохранение капитала, оказали существенное влияние на формирование новых, ориентированных на риск подходов, используемых управляющими. Обычно большинство инвесторов вспоминают об управлении риском либо на «медвежьем» рынке, либо в условиях продолжительной «боковой» волатильности.

Семейный офис давно эволюционировал от простой модели, позволяющей богатым инвесторам получить контролируемый доступ к профессиональным управляющим, а относительно более мелким инвесторам снизить свои издержки и риски при операциях на финансовом рынке, к сложным интегральным моделям. Изменился и сам подход, заключающийся на первоначальном этапе исключительно в повышении удобства и контроля при управлении капиталом. Семейные офисы стали ориентироваться на собственную рентабельную деятельность. Во многом это принципиально изменило подход к управлению издержками.

С развитием рынка меняются не только ментальность и подходы к инвестированию управляющих и клиентов, меняется и сама структура семейных офисов. Так, развитие формы многосемейного офиса идет по двум направлениям. В первом случае — традиционном — к успешному офису одной состоятельной семьи примыкают новые участники со стороны. Во втором — в рамках успешной и постоянно увеличивающей свое благосостояние семьи выделяются отдельные участники, имеющие свое видение и обладающие необходимой частью семейного капитала для управления.

Принципиальным отличием семейных офисов от инвестиционных банков и других участников финансового рынка является ориентация на интересы клиента и предложение ему более качественных решений, нежели стремление реализовать как можно большее количество продуктов и извлечь максимальный размер прибыли.

В специализированной литературе принято считать, что первый семейный, или, согласно принятой в настоящее время терми нологии, односемейный (SFO) офис был создан семьей Рокфеллеров при принудительном разделе в 1911 г. компании StandardOil. Основные преимущества односемейных офисов сводятся к наличию высокого уровня конфиденциальности и удобного доступа к продуктам финансового рынка и качественным рекомендациям лучших специалистов по инвестициям и налогам. Консолидация в рамках одного офиса специалистов различных отраслей (бухгалтеров, специалистов по налогам, юристов и управляющих), объединенных одной целью — повышения эффективности управления капиталом, позволяет принимать более оперативные и взвешенные решения. Во многом успех такого относительно небольшого по численности предприятия зависит от правильной расстановки приоритетов и построения правильных отношений между членами семьи и наемным персоналом. В настоящее время данная модель является деградирующей по отношению к остальным. Это связано с высокой себестоимостью процесса и сложностью привлечения качественных специалистов для обслуживания потребностей исключительно одной семьи.

Многосемейный офис (MFO) является в настоящее время самой популярной формой организации, ориентированной на оказание услуг владельцам семейных капиталов, и важным звеном в индустрии семейных офисов. Его преимущества и недостатки по сравнению с семейным офисом, обслуживающим интересы одной семьи, заключаются в расширении состава его участников. Потеря конфиденциальности, которая следует за расширением числа участников процесса, является неизбежным фактором. Однако приобретаемые преимущества позволяют нивелировать значение этого процесса. При вовлечении новых семей, а значит, и новых капиталов в работу семейного офиса существенно снижается себестоимость обслуживания и расширяется диапазон операций. Вновь приходящие участники привносят в бизнес семейного офиса не только активы, но и новые инвестиционные идеи, подходы и полученный опыт. Многосемейные офисы могут позволить себе формирование более качественной по сравнению с односемейными модели инвестирования (более широкой по географическому признаку и выбору инструментов) и управления рисками. Многосемейные офисы в силу объединения в одном месте больших капиталов получают возможность участия в более масштабных инвестиционных проектах (в том числе в сфере недвижимости) и извлекать в связи с этим более высокий маржинальный доход. Также на новый уровень могут быть подняты такие важные для всех участников вопросы, как налоговое планирование, управление стилем жизни и благотворительность.

Многоклиентский семейный офис (MCFO) отличается от многосемейного офиса (MFO) тем, что он не формируется одной семьей, которая впоследствии привлекает к его работе другие семьи, а создается группой профессионалов, нацеленных на извлечение прибыли из этого бизнеса. Данная форма семейных офисов изначально строится как бизнес и принадлежит создавшим ее партнерам, а не семьям, как это происходит в SFO и MFO. Принципиальным отличием MCFO является то, что создающие его партнеры, как правило, являются специалистами в одной области и активно передают на аутсорсинг другие направления работы. Подобное разделение позволяет увеличить синергетический эффект от работы MCFO. Многоклиентские семейные офисы развиваются по двум направлениям. Одно из них базируется на желании успешных консультантов и управляющих, собрав своих лучших клиентов, сформировать максимально эффективно работающую компанию. Второе направление изначально ориентируется на широкий круг клиентов. Легкость построения внешнего интерфейса позволяет обладать в данном виде офисов более широким продуктовым рядом по сравнению с SFO и MFO. Подобная широкая специализация позволяет MCFO второго направления привлекать клиентов, обладающих достаточно различными бизнес-интересами. Общим преимуществом MCFO по сравнению с MFO является то, что при его создании отсутствует «основное» семейство, потребности которого являются доминирующими. В рамках функционирования MCFO конфликт интересов у профессионалов, обслуживающих потребности разных семейных капиталов, формирующих семейный офис, сводится к минимуму.

Важным участником индустрии обслуживания частных капиталов являются частные банки. Сфера их деятельности лежит как в области предоставления традиционных банковских сервисов — денежных расчетов, услуг по хранению ценностей, так и в области управления активами клиентов. Постепенно бизнес, связанный с управлением активами, в связи с его высокой доходностью по сравнению с остальными бизнесами стал превалировать в деятельности частных банков. Помимо предложения услуг по управлению банки предлагают клиентам услуги своих дочерних подразделений в формате MFO. Крупные брокерские компании и инвестиционные банки зачастую идут этим же путем.

Чем различаются услуги банков и брокеров в области управления капиталом? Рядовому клиенту в этом достаточно сложно разо-120

браться. Большинство их финансовых предложений отличается от аналогов исключительно величиной «открытости архитектуры» и размером интегрированности услуг по управлению капиталом.

В результате кризиса многие состоятельные семьи пересмотрели свои подходы к механизмам управления собственными капиталами. Вопрос издержек зачастую выходит на первое место. В связи с этим многие семьи начинают обращаться за инвестиционными консультациями (которые могут оказываться на постоянной основе) к независимым консультантам — внешним инвестиционным директорам (СЮ), которые в свою очередь пользуются инвестиционными советами, предлагаемыми различными профессиональными участниками рынка. Преимуществами данной модели являются ее высокая гибкость и относительно невысокая себестоимость. Однако в рамках данной модели уровень конфиденциальности и ответственности за результат может снижаться.

При развитии уровня делегирования возможно создание виртуального офиса: дистанционные сервисы, виртуальные тендеры на поставку услуг, виртуальный банк инвестиционных идей, ограниченные права доступа для разных членов семьи — вот, возможно, так будет выглядеть картина MFO будущего.

Важной частью работы с капиталами состоятельных клиентов является составление инвестиционной декларации, в которой могут быть определены следующие параметры:

  • • сроки инвестирования;
  • • размещение вложений в формате инструментов, география вложений;
  • • уровень риска, свойственный данной структуре инвестиционного портфеля;
  • • целевые ориентиры доходности;
  • • ликвидность портфеля;
  • • возможность открытия «коротких» позиций.

Это далеко не полный перечень характеристик процесса инвестирования, который может быть описан инвестиционной декларацией. В рамках семейного офиса происходит работа с несколькими инвестиционными декларациями, отражающими характеристики управляемых портфелей. Принцип диверсификации вложений и нацеленность на извлечение дохода в различных временных интервалах способствуют формированию нескольких независимых друг от друга трастов. Диверсификация вложений и корреляция риска при управлении достаточно большим капиталом являются одними из значимых факторов инвестирования.

Вложения в разные отрасли, находящиеся в одной стране или группе схожих по инвестиционному климату стран, могут одинаково обесцениться в результате турбулентности местного рынка. Вопрос ликвидности (при наличии в составе семейного капитала большой доли недвижимости и коллекций антиквариата) в случае наступления неблагоприятных событий должен рассматриваться внешним управляющим. Диверсификация и отсутствие перекосов в инвестициях являются принципами построения сбалансированной стратегии. Смещение баланса интересов в сторону риска повышает агрессивность модели, и, наоборот, консервативный характер вложений снижает доходность. Различные классы активов в условиях недавнего кризиса показали имплицитную связанность, что привело не только к снижению доходов от вложений, но и к серьезным финансовым потерям. Чрезмерное увлечение инвестициями в, казалось бы, консервативную по сути недвижимость или вложения в «перспективные» акции «второго и далее» эшелонов стоили многим инвесторам значительной части состояния.

Управление капиталом основывается на построении инвестиционной диверсифицированной модели. Составляющие модели могут различаться в рамках различных идеологических подходов, но основные элементы заключаются в регулярном отборе квалифицированных управляющих, проведении стратегического анализа портфеля по показателям диверсификации, продолжительности, доходности и риску. В рамках данной модели семейный офис проводит постоянное интегрированное планирование, заключающееся в комплексном аудите состояния активов, видов проводимых операций, перспективном и ретроспективном налоговом анализе, подготовке и оптимизации формирования структуры собственности. Формирование консолидированной отчетности, удобной и понятной для членов семьи, анализ и проверка партнеров офиса — вот далеко не полный перечень задач, стоящих перед консультантами.

Одним из важных аспектов профессионального и качественного оказания услуг в области управления активами является наличие набора соответствующих лицензий у сотрудников и у компании, предлагающей данный набор услуг. В США лицензирование в данной области регулируется деятельностью двух основных ассоциаций: Ассоциация консультантов по управлению инвестициями (IMCA), которая присваивает статус сертифицированных аналитиков инвестиционного управления (СЕМА), и Ассоциация инвестиционных управляющих и исследователей (AIMK), сертифицирующая финансовых аналитиков (CFA).

В России управляющие активами также сертифицируются в обязательном порядке. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируется наличием следующих лицензий: брокерской, дилерской, депозитарной деятельности, а также лицензии на управление средствами клиентов. Сотрудники финансовой компании или банка для осуществления деятельности должны обладать следующими сертификатами: аттестатом серии 1.0 — брокерская, дилерская деятельность и управление ценными бумагами; аттестатом серии 2.0 — деятельность организатора торговли и клиринговая деятельность; аттестатом серии 3.0 — ведение реестра владельцев ценных бумаг; аттестатом серии 4.0 — депозитарная деятельность; аттестатом серии 5.0 — управление паевыми инвестиционными фондами; аттестатом серии 6.0 — деятельность спецдепозитария.

Деятельность семейного офиса носит и некий миссионерский характер. Большие деньги не всегда являются благом. Дети становятся богатыми, но как передать предпринимательские навыки? За время, прошедшее с момента создания первых семейных офисов, существенно изменились ментальность и подход собственников значительных капиталов к процессу наследования. На смену желанию передать своим наследникам максимальное количество денег приходит понимание того, что деньги не являются абсолютным благом. Фонд постепенно стал инструментом образования для молодых членов семьи и механизмом повышения уровня их социальной ответственности. В связи с этим к задачам представителей старшего поколения и сотрудников офиса относятся создание преемственности поколений, вовлечение молодых членов семьи в процесс принятия решений, повышение уровня их ответственности и самостоятельности при оценке и формировании инвестиционных предложений. Вопросы благотворительности, управление социальным капиталом, правильное и взвешенное инвестирование в нематериальные активы формируют внутреннюю политику в данной области.

«Открытая архитектура», на которой базируется деятельность офиса, подразумевает лучшее (но не только само по себе, а идеально сочетающееся с другими составляющими частями коммерческого предложения) предложение на рынке в данный момент времени, которое максимально полно соответствует потребностям клиента. Клиент семейного офиса, имеющий, как правило, неплохое представление о содержании pitchbook ведущих инвестиционных банков и брокеров, ждет от специалистов семейного офиса не просто лучших продуктов, а интегрированного решения, взвешенного с учетом фактора времени и предпочтений в формате доходность — риск.

Сложность управления капиталом непосредственно связана с глубиной диверсификации капитала, степенью его защиты и границами налоговой оптимизации. Потребности в SFO или MFO начинаются тогда, когда клиент осознает, что он не в состоянии качественно реализовывать намеченные цели в области управления семейным капиталом. Достаточно большой по размеру капитал может быть достаточно просто структурирован как с точки зрения диверсификации активов и уровня требований к их управлению, так и со стороны разнообразия юрисдикций, являющихся их источниками, и сложной взаимосвязанности налоговых процедур. Управление данным капиталом во многом стандартизировано и не требует серьезных изменений в подходах год от года. Но в то же время меньший по размеру капитал может быть размещен в сложно структурированные продукты с выбором разнообразных налоговых юрисдикций, что неизбежно предполагает наличие квалифицированного штата управляющих и советников.

Интеграция услуг всегда является одним из предпочтений клиентов MFO. Клиентов интересует не только получение результата от одной отдельной операции, но ее влияние на остальные составляющие портфеля. Так, рассматриваются налоговые, имущественные, юридические и экономические последствия каждой операции. При этом отдельно рассматривается потенциальное изменение структуры портфеля от успешной (или не очень) операции.

Целесообразность создания и содержания семейного офиса определяется его эффективностью. Одним из показателей эффективности является соотношение затрат на его деятельность и суммы активов, находящихся в управлении. Исходя из информации, которая есть в открытых источниках, стоимость содержания семейного офиса в течение года, как правило, находится в пределах 0,5—1% от суммы активов, находящихся в управлении. Эта цифра не включает комиссии управляющих и транзакционные издержки. Вознаграждение, взимаемое управляющими, находится в пределах 1—2% от суммы активов в год в зависимости от агрессивности и сложности выбранной стратегии управления. Транзакционные издержки, включающие в себя плату за депозитарные услуги и ведение счета, составляют в среднем 0,25—0,4% от размера активов. Таким образом, можно предположить, что при формировании штата офиса из нескольких высококлассных специалистов и добавления всех сопутствующих затрат разумным порогом создания семейного офиса является размер капитала, превышающий 100 млн дол. США.

Важной составляющей деятельности семейного офиса является наличие эффективного аппаратно-программного комплекса. Он состоит из нескольких аналитических и технологических платформ, позволяющих получать доступ к информационным ресурсам на различных секторах рынка, вести аналитический учет, проводить постоянный сквозной контроль состояния всех счетов и инвестиционных портфелей. В качестве примера наиболее востребованных решений, используемых на рынке, можно привести продукты Reuters, Bloomberg, Morningstar'sPortfolioXray, FamilyOf-ficeExchange, SS&C, FInaplex, ZephyrAssociatesinc.

Полноценная работа программных решений позволяет оптимизировать трудозатраты и сократить операционные риски в направлении учета и контроля операций (бэк-офис) и осуществления сделок (фронт-офис). Современные системы сбора и обработки информации существенно сокращают время, необходимое для анализа и выработки инвестиционного решения. Скорость получения данных, структурированных в удобной для принятия решения форме, позволяет повысить уровень гибкости и конкурентоспособность даже небольших по размеру семейных офисов. Современные средства связи позволяют совершенствовать такую неотъемлемую часть деятельности семейного офиса, как семейный совет. Возможность организации дистанционных совещаний с привлечением широкого круга членов семьи к обсуждению различных инвестиционных, организационных и структурных вопросов позволяет консультантам нивелировать потенциальное недовольство менее активных участников.

Семейный капитал может включать в себя несколько составных частей. Из основных можно выделить финансовый, социальный и интеллектуальный. Финансовый капитал, являясь по сути материальным активом, состоит из прямых и портфельных вложений. Его увеличение связано с положительной переоценкой входящих в него активов. Социальный капитал отражает значение социальной значимости и величину влияния, которыми обладает семья. Рост капитала связан с пожертвованиями на благотворительные цели и общественной и политической деятельностью, проводимой членами семьи. Вложения в экологически чистые производства являются достаточно современной тенденцией и характеризуют направления увеличения социального капитала.

Интеллектуальный капитал так же важен, как и правильно структурированный финансовый. В семейном офисе собирается весь положительный и отрицательный опыт инвестирования, накопленный поколениями. Удачные идеи, методы и направления поиска успешных вложений структурированы и используются в текущей деятельности. Преемственность управления и приумножения всех частей капитала повышает значимость деятельности семейного офиса и служит важным фактором объединения семьи.

Деятельность семейного офиса во многом зависит от социального и возрастного состава членов семьи. Члены семьи разных возрастов имеют различное представление о направлениях инвестиций, уровне консервативности и целевой доходности. Инвестиционная политика и характер деятельности семейного офиса эволюционируют с внутренним развитием и взрослением членов семьи. Консервативность представителей старшего поколения может удачно дополняться открытостью к изменениям более молодых членов семьи. Эволюция семейного офиса (создаваемого семьей, а не группой профессионалов) проходит по достаточно стандартному пути — от доминирования главы семьи к определяющей роли семейного совета, где голоса распределены либо пропорционально доле в капитале, либо поровну. Отечественные семейные офисы (или те образования, которые выполняют роль семейных офисов) в силу своей относительной молодости относятся к начальному этапу развития и представляют собой модель с доминирующим лидером.

При рассмотрении направлений взаимного развития бизнеса консультантов по оптимизации капитала и многосемейных офисов необходимо упомянуть еще один интересный момент. Так, развивающиеся параллельно бизнесы семейного офиса и консультантов могут сотрудничать друг с другом в рамках концепции «открытой архитектуры». Но на определенном этапе семейный офис может выкупить заинтересовавший его консалтинговый бизнес и таким образом усилить собственную аналитическую базу. Синергетический эффект от такого поглощения во многом зависит от степени взаимного проникновения к моменту состоявшегося приобретения.

Повышение уровня информированности клиента приводит к серьезным изменениям индустрии управления активами и инвестиционного консалтинга. Открытость информации, повышение образовательного уровня членов семей способствуют формированию более прозрачной для всех участников модели обслуживания капиталов, принадлежащих семье. От чего зависит успех многосемейного офиса? В первую очередь от умения управлять всеми видами капитала. Помимо этого важной составляющей частью сотрудничества консультантов и членов семьи, обслужива ющейся в данном офисе, является выстраивание доверительных отношений. Консультанты должны не только чутко реагировать на изменения, происходящие на рынке или в законодательстве, но и обращать повышенное внимание на эволюцию взглядов и инвестиционных настроений своих клиентов. Правильный выбор сегментов рынка, инвестиционных моделей, позиционирования в профессиональной среде, эффективное использование знаний и опыта всех членов команды и потенциала семьи, гибкость и инновационный характер принимаемых решений, внедрение новых информационных технологий — вот далеко не полный перечень задач, стоящих перед современным многосемейным офисом.

ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ СЕМЕЙНОГО КАПИТАЛА.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >