СЕКЦИЯ 1. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ В СОВРЕМЕННОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИ КОВ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Кондаурова Т.И., Веденеев А.М., Попов А.В., Карпенко Р.В. Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

Волгоград, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Основное содержание национальной стратегии образования для устойчивого развития Российской Федерации заключается в выработке у учащихся готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур.

На современном этапе развития общества образование и устойчивое развитие — два процесса, направленных в будущее и призванных обеспечить качественную жизнь индивиду, семье, обществу. Особое значение имеет биологическое образование, которое может содействовать вхождению человека в мир природы и культуры, обеспечить преемственность культурных норм и общечеловеческих ценностей. Характер и качество биологического образования в России на протяжении последних трех десятилетий определяли разные модели Государственных стандартов общего образования.

В соответствии с этими моделями биологическое образование призвано реализовать важные цели: развитие познавательной активности, самостоятельности и ответственности ученика; умение работать с различной информацией, самостоятельно конструировать знания, формировать должные компетенции, подготовить учащихся к эффективной деятельности вне стен школы. Из этих целей определяется в качестве приоритетного направления биологического образования — развитие личности ученика, его творческих способностей и успешная реализация в будущем его возможностей.

В содержании биологического образования главное внимание сосредоточено на фундаментальных основах науки — теориях, законах и закономерностях живой природы, областях их применения, освещение которых должно соответствовать новейшим достижениям биологической науки и которые должен знать каждый человек. Как отмечает И. Н. Пономарева: «менталитет современного образованного человека обязывает ориентироваться в окружающей среде обитания, живой природе, иметь понятия о растениях, животных, грибах, вирусах, о собственном организме, о ценности жизни, об истории развития живого, о биосфере и роли человека в ней, о развитии экологической культуры, о роли биологии в культуре общества и для каждой личности...» [2]. Таким образом, основными направлениями содержания биологического образования являются его фундаментальность и культурологичность.

Значительное место в разделе курса биологии «Живые организмы» занимает изучение растений и животных, их жизнедеятельности и многообразия, что позволяет учащимся осознать ценность и хрупкость жизни, понять роль биоразнообразия во всем его проявлении в сохранении жизни на Земле. Особое внимание при изучении многообразия уделяется растениям и животным местной флоры и фауны.

Другим направлением современного биологического образования является развитие системы методов обучения биологии. Образовательный процесс — явление социальное, зависящее и от запросов общества, и от достижений педагогической науки, предметной методики и от практики работы учителей. Значимым стало, не только овладение системой биологических понятий, умениями и навыками, но и создание соответствующих методических условий для получения качественного результата, с акцентом на самостоятельность учащихся в познании, достижении ими предметных, метапредметных и личностных результатов.

В этих условиях важным направлением биологического образования является совершенствование традиционных и развитие инновационных технологий, форм и методов обучения с позиций деятельностного, системного, интегрированного и синергетического подходов.

Важной проблемой современного биологического образования в условиях информатизации и распространения в образовательной сфере информационно-коммуникативных технологий является проблема форм и методов обучения биологии.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что использование средств и ресурсов информационно-коммуникационных технологий оказывает значительное влияние на содержание, формы и методы обучения биологии.

Однако из школьной практики почти полностью ушли экскурсии в природу, не проводятся практические занятия на пришкольных учебноопытных участках в связи с их отсутствием, лабораторные работы по изучению особенностей внешнего и внутреннего строения растений и животных, не закладываются и не демонстрируются опыты, раскрывающие содержание физиологических процессов. Всё больше изучение биологии проводится не на натуральных природных объектах, а с привлечением их изображений. Никакие новейшие информационные средства обучения, в том числе мультимедийные, не заменят реальных растений, животных и их изучения в природном окружении. В связи с этим ещё в 19 веке крупнейший методист естествознания А. Я. Герд писал: «Необходимо, чтобы дети наблюдали самостоятельно тела всех трех царств природы в их природной обстановке, словом, необходимы экскурсии», и помимо экскурсий: «крайне полезно организовать в школе практические работы детей, способные возбудить в них самостоятельность, столь необходимую для успеха всех дальнейших занятий». В дореволюционной школе для привлечения внимания учителей к экскурсиям согласно решения Министерства просвещения за проведение каждой экскурсии в природу за чертой города доплачивали 10 рублей, в черте города — 5 рублей [1].

Учителя, методисты по биологии и даже чиновники ещё в 19 веке понимали значение природы с её множественными взаимосвязями, красотой и неповторимостью как мощной среды воспитания людей.

Менталитет современного образованного человека обязывает ориентироваться в окружающей среде обитания, живой природе, иметь понятия о биологическом многообразии растений, грибов, вирусов, животных, о собственном организме, о ценности жизни, о роли биологических и экологических знаний в сохранении устойчивости природной среды и потенциальной значимости выживания в ней человека.

Одним из условий устойчивого развития региона является наличие развитой системы научной, информационной, образовательной, просветительской и практической природоохранной деятельности по поддержанию биологического разнообразия.

На территории Волгоградской области в 2000-2005 гг. созданы семь природных парков: «Волго-Ахтубинская пойма», «Эльтонский», «Донской», «Нижнехоперский», «Щербаковский», «Цимлянские пески», «Усть-Медведицкий». Каждый парк уникален своим расположением, ландшафтом, составом и количеством обитающих в них растений, грибов и животных, в том числе и занесенных в Красную книгу РФ и Волгоградской области. Так, в пределах ПП «Волго-Ахтубинская пойма» широко представлены типичные пойменные сообщества: заливные луга, тополёвые и дубовые пойменные леса, водные и околоводные экосистемы. Редких видов растений здесь немного, зато высока численность птиц, в том числе орлана-белохвоста. ПП «Эльтонский» отличается сочетанием зональных по-лынно-дерновиннозлаковых степей и разнообразных засолённых местообитаний: солончаков и солонцов; целый ряд редких видов растений, характерных для Приэльтонья, нигде больше в Волгоградской области не встречается. На территории ПП «Донской» значительную площадь занимают обнажения карбонатных пород — мела и мергеля, с которыми связаны популяции растений-кальцефилов, многие из которых занесены в Красную книгу России. Особенностью ПП «Щербаковский» является своеобразный рельеф, нехарактерный для Волгоградской области и образно называемый «Волжской Швейцарией», а также множество родников с чистой пресной водой; разнообразие местообитаний создаёт условия для формирования в границах этого парка одной из самых богатых локальных флор региона.

На базе природных парков при активном участии сотрудников естественно-географического факультета ежегодно проводятся сезонные полевые школы для учащихся средних общеобразовательных учреждений.

Основные задачи, которые решаются в ходе работы полевых школ:

  • - на практике познакомить учащихся с характерными чертами растительного и животного мира Волгоградской области;
  • - сформировать навыки полевых исследований и камеральной обработки материалов у участников полевой школы;
  • - создать условия для полноценного сбора материала и последующего написания научно-исследовательских работ учащимися;
  • - сформировать навыки ведения научной дискуссии.

В рамках полевых школ, в зависимости от числа участников и особенностей территории, как правило, действуют от 2 до 5 исследовательских отрядов по следующим направлениям: зоология; ботаника; гидробиология; экология и биоиндикация; ландшафтоведение и почвоведение.

По итогам работы полевых школ проводятся итоговые конференции, на которых подводятся итоги работы исследовательских отрядов. Планируется выполнение учащимися научных работ по материалам, собранным в течение смены.

Лучшим учащимся вручаются наградные сертификаты, которые учитываются приемной комиссией при поступлении в ВГСПУ.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ

1 день

Заезд участников.

Торжественная линейка открытия.

Вводный инструктаж по правилам техники безопасности и поведения в природе.

Рекогносцировочная экскурсия.

Вечер знакомств.

2-3 день

Работа исследовательских отрядов по изучению модельных экосистем. Составление научных отчетов и подготовка к итоговой конференции.

4 день

Итоговая конференция.

Торжественное закрытие. Вручение наградных сертификатов.

Отъезд участников.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

  • 8.00 — подъем
  • 9.00 — завтрак
  • 10.00 — 13.00 — полевые исследования
  • 13.00 — 14.00 — отдых
  • 14.00 — обед
  • 14.30 — 16.00 — отдых
  • 16.00 — 19.00 — обработка материалов
  • 19.00 —ужин
  • 19.30 — 22.00 — отрядные мероприятия
  • 23.00 — отбой

НАУЧНАЯ ПРОГРАММА

ЗООЛОГИЯ

  • 1. Ознакомление с фауной беспозвоночных и позвоночных животных юга России;
  • 2. Изучение численности: насекомых, амфибий, птиц, мелких и крупных млекопитающих;
  • 3. Изучение экологии и поведения диких животных.

БОТАНИКА

  • 1. Морфология и анатомия растений;
  • 2. Сбор, определение, гербаризация растений;
  • 3. Ознакомительное изучение и описание локальной флоры;
  • 4. Геоботанические описания растительных сообществ (степных, лесных, луговых).

ГИДРОБИОЛОГИЯ

  • 1. Изучение основных гидрологических показателей водоемов (реки, ручья, озера);
  • 2. Изучение флоры и фауны водоемов (высшая водная растительность, планктон, бентос, перифитон)

ЭКОЛОГИЯ И БИОИНДИКАЦИЯ

  • 1. Биоиндикация наземных экосистем;
  • 2. Лихеноиндикация;
  • 3. Оценка жизненного состояния лесов;
  • 4. Биоиндикация водных экосистем: по зоопланктону, макрозообентосу, перифитону;
  • 5. Физико-химические методы оценки качества воды;
  • 6. Изучение экологических групп растений, грибов, животных

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ и ПОЧВОВЕДЕНИЕ

  • 1. Обучение работе с картой, компасом, простейшими геодезическими приборами;
  • 2. Обучение составлению планов, карт, профилей с использованием различных методик;
  • 3. Основы ориентирования на местности;
  • 4. Использование космических снимков и спутниковой навигации;
  • 5. Описание геологических обнажений и определение минералов и горных пород;
  • 6. Описание и изучение почвенных разрезов, составление почвенных карт.

При этом мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок выступал в качестве активного субъекта исследовательской деятельности на всех ее этапах: от определения предметной области и названия темы, до анализа полученных результатов и формулирования выводов. Добиваемся осознания учеником личностной важности выполняемой работы как для развития своего мышления и интеллектуальных возможностей, так и для будущей профессиональной деятельности. Это способствует формированию естественной, здоровой мотивации и приводит, в конечном итоге, к положительным результатам.

Большой эффективностью отличается деятельность комплексных студенческо-ученических экспедиционных отрядов, которые на протяжении ряда лет работают под руководством магистрантов и преподавателей ЕГФ ВГСПУ над проблемой изучения и сохранения биоразнообразия Волгограда и области. На предварительном этапе с участниками экспедиционных отрядов проводятся теоретические занятия, отрабатываются приемы и методы работы. Центральным же звеном в работе отрядов являются экспедиции. Ко времени их проведения все учащиеся должны владеть основными методами исследований по своему направлению, навыками ведения полевой работы и самообеспечения в полевых условиях. Каждый из участников экспедиционных отрядов входит в состав какой-либо исследовательской группы, решающей конкретную задачу в рамках общей проблемы изучения локальной территории. В ходе исследований собирается значительный материал, обработка которого заканчивается в феврале — марте. Результаты обобщаются и представляются в виде учебно-исследовательских работ и проектов. Таким образом, помимо важной эмоциональной стороны, экспедиции имеют и глубокое предметное содержание. Они являются итогом учебного года и возможностью наиболее полно использовать на практике полученные знания. Важен также и здоровьесберегающий аспект экспедиций. Физические нагрузки, свежий воздух, красота природы — все это создает прекрасный физиологический и психологический фон для учебы в течение всего следующего учебного года. Не меньшее значение имеет социальная и практическая значимость подобной работы. Все аналитические материалы, видовые списки, рекомендации и прогнозы направляются в Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области для организации мониторинга за состоянием природных экосистем. Большое значение также имеет информация о редких, подлежащих охране видах растений и животных.

Еще одной важной и эффективной формой работы по привлечению учащихся к естественнонаучной деятельности является профильная эколого-биологическая смена «Зеленый миг». Её цели и задачи:

  • 1. Воспитание у школьников ценностного отношения к природному окружению.
  • 2. Обучение школьников комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта.
  • 3. Развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие духовной привязанности к ней.
  • 4. Выявление, поддержка и поощрение творческой инициативы школьников, изучающих природную среды и сохраняющих природное наследия родного края.
  • 5. Формирование у школьников навыков коллективной и индивидуальной творческой деятельности средствами проектной технологии в эколого-биологическом образовании.
  • 6. Пропаганда здорового образа жизни, обучение жизни и быту в условиях непосредственного взаимодействия с дикой природой (походы, экскурсии, краткосрочные экспедиции).
  • 7. Овладение методиками получения информации о состоянии природной среды. Формирование умений и навыков, необходимых для применения полученных знаний в жизни.

Концепция эколого-биологической смены «Зеленый миг»

Экологическая культура — неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках эколого-биологической смены позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа во время эколого-биологической смены наиболее полно способствует расширению и углублению знаний о природе, вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Программа эколого-биологической смены «Зеленый миг» представляет собой единое экспериментальное комплексное исследование, в ходе которого учащиеся знакомятся с разнообразием растительного и животного мира родного края, методами измерений различных экологических параметров окружающей среды; накапливают соответствующий экспериментальный материал, проводят комплексную обработку полученных данных, делая выводы о состоянии окружающей среды в месте наблюдения, осуществляют общественно-полезную добровольческую деятельность, ориентированную на решение актуальных экологических проблем.

Целевая группа и механизм ее формирования

Для участия в профильной смене приглашаются 100-150 обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей в возрасте от 12 до 17 лет, победители районных, городских, областных олимпиад и конкурсов по биологии, географии, химии, экологии, занимающихся исследовательской и краеведческой деятельностью на базе одного из загородных детских оздоровительных центров Волгоградской области.

Механизм реализации программы

Непосредственно в реализации программы предусмотрено три этапа:

  • 1. Подготовительный — с момента утверждения программы до заезда детей. В рамках этого этапа предусматривается презентация в ВГСПУ и ГОУ ДОД «ВДЭБЦ», одобрение программы профильной смены «Зеленый миг», планирование, подбор кадров, набор и информирование детей и направляющих организаций об особенностях программы текущего года, обучение вожатых, заключение договоров с заказчиком и соисполнителями проекта, работа на базе.
  • 2. Основной — 21-дневная смена (рассматривается ниже подробно).
  • 3. Заключительный — в сентябре-декабре текущего года, предусматривает анализ результатов, сверку с целевыми индикаторами, подведение итогов, оформление и сдачу отчетной документации заказчику, участие в слете педагогических отрядов профильных смен, помощь в завершении стартовавших детских проектов.

Общее руководство сменой осуществляет начальник смены, который непосредственно курирует вопросы безопасности и здоровья детей, финансовые вопросы, ресурсное обеспечение смены, организацию учебного процесса и областного слета, документооборот и внешние связи. В сферу ответственности зам. начальника смены входит организация работы воспитателей, вожатых, организация культурной программы, информационное обеспечение смены, разработка элементов атрибутики и символики.

Преподавание в лагере ведут сотрудники естественно-географического факультета ВГСПУ и НИИ г. Волгограда, непосредственно сочетающие педагогическую работу по специальности с научной и практической деятельностью в области изучаемого профиля.

В первой половине дня осуществляется учебно-исследовательская (познавательная) и эколого-просветительская работа с обучающимися в виде обзорных лекций и мастер-классов по специальностям естественнонаучного цикла в объеме 30 часов за смену на одну учебную единицу (группу, команду). В программу обучения включены полевые экскурсии, практикумы, лекции, презентации, работа с научной и учебной литературой, игры, мастер-классы ведущих преподавателей, тренинговые занятия, направленные на развитие организаторских способностей, умение работать в команде, мероприятия, акции природоохранного и природосберегающего характера.

Основные профили ботаника; зоология; гидробиология; география, почвоведение; анатомия, морфология, физиология человека; генетика, молекулярная биология; ландшафтоведение, садово-парковое и ландшафтное строительство.

Дополнительно выделяются часы на проектно-технологическую деятельность, ориентированную на обучение подростков современным подходам к организации и проведению мероприятий природоохранного характера.

Каждый исследовательский проект по изучению и мониторингу окружающей природы призван собрать единомышленников, которые после погружения в проблему и обучения способны продолжить свои исследования на местах, в школах и кружках с выходом на результат.

Ежегодно планируется и реализуется комплексное исследование участка ближайшей местности с последующей публикацией результатов совместных работ преподавателей и школьников-участников смены. В ходе смены учащиеся получают практические навыки организации и проведения научно-исследовательской, природоохранной деятельности.

Во второй половине дня силами воспитателей и вожатых-студентов естественно-географического факультета осуществляется интенсивная культурная программа, способствующая саморазвитию, формированию творческих, лидерских качеств учащихся, навыков коллективной деятельности.

Участники смены обеспечиваются: 5-разовым питанием в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными М3 РФ 22 декабря 1999 г. № 99/230; проживанием в комнатах по 4-6 человек (4,6 м2 на человека); библиотекой и компьютерным классом; доставкой от центра г. Волгограда до лагеря и обратно; медицинским обслуживанием; наличием душевых, бани, комнаты гигиены для девочек; наличием игровых и культурно-досуговых зон; наличием стадиона, малых спортивных объектов и сооружений, бассейна; охраной территории; педагогическими кадрами и медицинским персоналом в соответствии со штатным расписанием.

Реализация программы дает возможность удовлетворить потребности учащихся в получении дополнительных знаний и практических умений по дисциплинам естественнонаучного профиля, приобрести навыки реальной исследовательской работы в природе, научиться применять на практике методики мониторинга, лежащих в основе формирования у подростков активной жизненной позиции, чувства ответственности, природоохранных мотиваций.

Школьники знакомятся с видовым многообразием животного и растительного мира Волгоградской области. В ходе краткосрочных экспедиций и походов участники смены получают комплексное представление об экологической ситуации на близлежащей к лагерю территории, находят пути решения ситуационных социально-значимых экологических проблем, осваивают на практике конкретные природоохранные и природосберегающие действия, нравственные ограничения по отношению к природной среде и человеку, необходимые для участников экологических добровольческих движений.

Участники смены изучают интерактивные формы работы с подростками и молодежью по профилактике наркозависимости, предотвращению распространения ВИЧ, умений по пропаганде основ здорового образа жизни. Организация, подготовка и проведение тематических дней, участие в мастер-классах, в лабораториях приобщает ребят к активной творческой работе, позволяет им чувствовать себя увереннее, осознавать свою социальную значимость; обучиться навыкам добровольческой, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. Кроме того, на базе лагеря раз в два года проводится Областной слёт юных экологов и лесоводов, в рамках которого проходит конкурс экологов по разделам: «Ботаника», «Зоология», «Гидробиология», «Почвоведение» и конкурс юных лесоводов.

Главный результат — повышение интеллектуального и общекультурного уровня подростков и формирование на этой основе устойчивой мотивации в сфере природоохранной и научной деятельности, оздоровление участников смены, формирование мотивации здорового образа жизни, стремление продолжить образование в выбранной сфере учебно-исследовательской деятельности на базе естественно-географического факультета ВГСПУ.

По окончании срока реализации программы профильной смены проводятся регулярные встречи участников смены, индивидуальные приглашения для наиболее активных школьников в научное общество учащихся ВГСПУ, формирование целевого набора абитуриентов на естественнонаучные направления ВГСПУ. Проходит подготовка кадров вожатых и преподавателей, будущих смен из числа наиболее отличившихся участников смены. Результаты деятельности и перспективы программы освещаются в средствах массовой информации. Большое внимание уделяется включению всех участников программы в систему мониторинга творчески одаренных детей Волгоградской области.

Современные практические формы и методы обучения, такие, как полевые школы и профильные смены в детских оздоровительных лагерях, несомненно, способствуют совершенствованию биологического и, в целом, естественнонаучного образования в Волгоградской области и служат интересам устойчивого развития общества.

Список литературы:

  • 1. Андреева Н.Д. Современные проблемы биологического образования в общеобразовательной школе И Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. Сборник материалов IX Всероссийского методологического семинара 7-10 декабря 2009 г., Вып. 8, Санкт-Петербург. - СПб. Изд-во "ТЕССА", 2009. - 303 с.
  • 2. Пономарева И.Н. Эколого-биологическое образование: современный контекст - Н.Новгород, 2009. - 76 С.

РЕПРОДУКТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >