ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шаталова Е.С.

МОУ СОШ №57 с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района г. Волгограда

Что необходимо в современном мире для человека? Мы должны не только ощущать себя частью природы, но и чувствовать ответственность за все окружающее. В этом суть экологической и глобальной этики. Как же связаны эти понятия: этика и современное образование? Этическое воспитание - это процесс целенаправленного формирования положительных качеств личности, взглядов, убеждений, а также системы знаний, умений, ценностных ориентаций в области наук, искусств, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.[1] Обращаем внимание на последнюю часть определения: «формирования....активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды». Термин "экологическая этика» стал актуальным только последние несколько десятилетий. В 1970 году был основан журнал «Экологическая этика». В 1983 году издана книга "Этика сохранения окружающей среды». Этика никогда не была оторвана от природы, стержнем экологической этики является любовь к природе. Следовательно, в образовательном процессе для формирования гармонично развитой личности не последнее место занимают такие предметы как биология и экология. В

2009 году утвержден новый Федеральный государственный стандарт образования, акцент в котором сделан на воспитание личности. Конечным продуктом образовательной деятельности должен стать человек, стремящийся к реализации высших ценностей и идеалов. «Только гармонично сформированные личности вырастающих детей, способны гармонично формировать мир вокруг себя, и эта задача сегодня становится самой важной образовательной задачей школы, потому, что информация в быстро меняющемся мире также быстро теряет свою актуальность, но школа закладывает непреложные основы и опыт жизни»[3]. Понимание терминов «Этика» и «Экологическая этика» даёт учителю возможность формировать экологическое мышление действительно как метапредметный результат на уроках любого предмета и в рамках специальных метапредметных курсов. В связи с этим резко повысилась роль экологического образования, и возникли дискуссии о стратегиях экологического образования. Одним из обсуждаемых вопросов является проблема методической организации экологического образования. В этом плане существуют две основные тенденции. Одни специалисты считают необходимым, разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не эквивалентно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи. Другие утверждают, что более эффективной является «экологизация» всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный; междисциплинарный характер. В настоящее время все большую поддержку начинает получать именно этот подход. Культурологические аспекты в отборе содержания компонента экологического образования должны сводиться к следующему: экологические знания должны быть доступны, эстетичны, отражать уникальность природных объектов мира и региона, представлять наибольшую значимость и ценность; установление взаимосвязи между образовательными предметами на основе сквозных экологических понятий, характеризующих природу, человека, культуру, труд, производство, общество; осуществление учебного процесса неотрывно от природы, что должно способствовать сохранению здоровья школьника, расширению экологического кругозора от малой родины (территории школы, микрорайона, города, области) до большой Родины - России.

Список литературы:

  • 1. Борейко, В.Е. Экологическая этика. М.: Изд. МНЭПУ, 2002,1 Юс.
  • 2. Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании».
  • 3. Диссертации по гуманитарным наукам -

http://cheloveknauka.com/kulturologicheskie-aspekty-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-nachalnoy-shkole#ixzz3EL0xc7GT

4. http://uchebnikfree.com/pedagogiki-osnovyi/pedagogika-100-voprosov-100-otvetov-ucheb.html

СЕКЦИЯ 2.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >