ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

(из опыта работы муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 18 Тракторозаводского района г. Волгограда)

Паукова О.А., директор МОУ СОШ № 18, заслуженный учитель РФ

МОУ СОШ № 18 имеет статус региональной экспериментальной площадки с 2008 года, работающей по проблеме «Здоровье и окружающая среда» и внесена в Список базовых образовательных учреждений Волгоградской области с экологической специализацией. С 01.07.2013г. -новый этап по теме: «Формирование исследовательской компетентности учащихся средствами изучения окружающей среды»

Цель работы школы: «Формирование экологической культуры и культуры здоровья, инициативной личности школьника, способной творчески анализировать, использовать рациональные методы и находить нестандартные решения в процессе изучения и сохранения окружающей среды»

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Ж.Ж. Руссо.

Современное экологическое образование и воспитание, формирование экологической культуры и навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения - это образование через действие, образование ориентированное на решение проблем, стоящих перед обществом, эффективность которого повышается в том случае, когда учитель, обладая высокой культурой, глобальным мышлением, способен так организовать учебный процесс, чтобы ученики могли получать опыт социальной активности.

МОУ СОШ № 18 является базой для проведения исследовательских и опытно-экспериментальных работ по конкретной образовательной инициативе, представляющей интерес с позиции федеральной, региональной, муниципальной политики в области образования.

МОУ СОШ №18 находится в непосредственной близости от крупных предприятий. Рядом со школой проходит автодорога, расположены рынок, ларьки и магазины. За последние годы удалось создать замкнутое территориальное пространство (установлено ограждение) для отдыха, занятий различными видами спорта детям и родителям. Ни для кого не секрет, что состояние окружающей среды является одним из основных факторов здоровья человека. Одной из самых уязвимых групп населения на фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований оказались дети, особенно школьного возраста. Поэтому в число первоочередных задач выдвигается нами формирование педагогической системы, которая включает все виды образовательной деятельности в школе, направленные на более полное развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности, ответственности, гражданского становления.

Основная цель - помочь детям внести свой вклад в решение экологической проблемы путем сознательного изменения образа жизни и отношения к окружающей среде.

Работает экспериментальная площадка МОУ СОШ № 18 по разработанным авторским программам, прошедшим утверждение в экспертном совете региона. Разработана программа при содействии родителей, учащихся, педагогического коллектива и научных сотрудников.

Основные пути решения поставленных задач:

  • - перестройка содержания образования (учебного плана, учебных программ), а также методов обучения и самообучения;
  • - введение дополнительных предметов, элективных курсов, создание факультативов соответствующих программе эксперимента;
  • - разработка учебных пособий, дидактических материалов, соответствующих программе эксперимента;
  • - органическое взаимодействие школы с вузами, научно-исследовательскими учреждениями;
  • - повышение квалификации учителя, расширение его эрудиции, способности выходить за рамки собственного предмета, конструктивное взаимодействие с коллегами.
  • - исследовательскую деятельность школьников в условиях эксперимента.

Актуальность и полезность МОУ СОШ № 18 предполагает подготовку учителя к разнообразной деятельности (как теоретической, так и практической), а также совместную работу с профессорско-преподавательским составом ГАОУ ДПО «ВГАПО», Вузов, специалистами комитета по охране окружающей среды. Значительно дополняется базовая школьная программа за счет изменения учебного плана и введения дополнительных курсов. Полученные учащимися знания и умения обязательно подкрепляются действиями, реальными делами, приобретением навыков исследовательской работы

Программа данной площадки предусматривает наряду с созданием условий для повышения качества образования, создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

  • а) использования эффективных методов обучения;
  • б) четкого отслеживания санитарно-гигиенического состояния школы и режимы видов образовательной деятельности;
  • в) повышения удельного веса и качества занятий по физической культуре;
  • г) организации мониторинга состояния здоровья детей;
  • д) улучшения организации питания обучающихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
  • е) реализации досуговой деятельности детей;
  • ж) исследовательской работы учащихся в условиях школы.

Поставленные задачи в данной школе наиболее полно могут реализоваться при следующих условиях:

Здоровьесберегающие технологии в школе охватывают все направления деятельности учебного заведения; направлены на укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья; приводят к позитивному изменению как образовательной среды в целом, так и всех субъектов образовательного процесса. Использование здоровьесберегающих, оздоровительных, технологий, направленных на воспитание культуры здоровья приводят к социально-психологическому благополучию школьников, оказывает существенное влияние, адаптацию в обществе, на формирование жизненных ценностей и установок.

Обеспечение медико-психологического сопровождения: обеспечивает диагностическую работу, лечебные мероприятия, в т.ч. (организованном фитобаре, стоматологическом кабинете, тренажерном и ЛФК залах, стадионе), профилактическую работу по профессиональному, научному объяснению необходимости ведения здорового образа жизни.

Готовность учителей к здоровьесберегающей деятельности осуществляется через осознание общей цели педагогического коллектива, повышение педагогической компетентности, активное участие педагогов в работе круглых столов и семинаров, проводимых городом и областью по здоровьесберегающей тематике, обобщение опыта в публикациях. В школе стало традицией проводить ежегодные региональные семинары, научно -практические конференции «Здоровье - категория педагогическая», на которых рассматривались вопросы сохранения здоровья школьника, учителя в процессе образовательной деятельности в условиях школы, влияние окружающей среды на здоровье человека, где участниками являются приглашенные руководители образовательных учреждений и учителя, работающие в этом направлении, района, города и области. В практике работы школы - подготовка выставок: «Из отходов - в доходы», по питанию -«Вкусно и полезно» и др.

Наличие материально-технической базы, позволяющей осуществлять образовательную деятельность (оснащение учебных кабинетов компьютерной техникой), оздоровительную (оборудование медицинских кабинетов, наличие 2-х спортивных залов, тренажерного зала, кабинета ЗОЖ, пришкольного участка).

В целях осуществления социального партнерства по реализации здоровьесберегающей деятельности заключены договора о взаимодействии с мед. учреждениями (ГБУЗ «Поликлиника № 3», ГБУЗ «Поликлиника № 9», ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №5»), бассейном

«Дельфин», МОУ ДЮСШ № 15, МОУ ДО ДЮЦ Тракторозаводского района. Налаженное партнерское взаимодействие расширяет образовательное здоровьесберегающее пространство школьников в плане организации проектной деятельности, правильного питания, по совершенствованию коммуникативных навыков и навыков межличностного взаимодействия.

Особенности организации здоровьесберегающего пространства. Развитие внутреннего потенциала здоровья происходит в жизни образовательного учреждения повседневно: и в ходе обычных уроков, во внеклассной работе и на специальных лекциях, на встречах со специалистами, при индивидуальном общении с учащимися.

Задачей МОУ ОШ № 18 является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков. Эти задачи являются приоритетными для школы.

В МОУ СОШ № 18 созданы программы: «Красота и здоровье» (сдана в печать); Программа по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни на конкурсе субъектов РФ в рамках Федеральной программы «Дети России» позволила школе стать победителем на получение медицинского оборудования, ежегодно проводятся недели здорового образа жизни. Есть публикации в журналах «Здоровье и экология», «Учебный год»; выпускаются эколого-педагогические вестники.

Ежегодно исследовательские работы учащихся в рамках конкурса «Я и Земля» им. В.И.Вернадского неоднократно отмечены дипломами победителя, призера, Гран-При в районных, городских и региональных конкурсах в 2009-2014 годах.

«Анализ возможности микроклонирования растений в условиях школьного кабинета биологии», «Необходимость и роль зеленых насаждений на пришкольном участке», «Определение микробной обсемененности поверхности компьютерной мышки», «Фитонцидная роль комнатных растений в очищении воздуха», «Анализ освещенности школьных кабинетов», «Гигиеническая оценка микроклимата в МОУ СОШ № 18», «Исследование свободного падения тел. Измерение ускорения свободного падения разными методами», «Влияние освещенности на зрение, шума на организм», «Вредны ли сотовые телефоны?».

Изучалось учащимися 11 классов загрязнение воздуха путем подсчета проезжающих машин в разное время суток и.др.

Здоровье - самое дорогое, что есть у человека. И бережное отношение к нему нужно воспитывать с самого детства. Десять великих секретов здоровьесберегающих технологий, которыми руководствуется педколлектив МОУ СОШ № 18:

  • 1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы результаты действий не принесут пользы не тому. Кто что-то делает, ни тому- для кого это делается. Можно назвать это добрым началом. Мы работаем на благо людей и дарим доброту не абстрактным учащимся, а конкретно: Колям, Петям, которые должны чувствовать, что о них думают и заботятся.
  • 2. Секрет успешности состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим, восхищаться чем- то в других людях.
  • 3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства заключается в профессионализме всех работающих в школе педагогов и служб.
  • 4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий заключается в целенаправленном воспитании культуры здоровья у обучающихся, их потребности и способности , а также умения заботиться о собственном здоровье, духовно и телесном благополучии.
  • 5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в отслеживании получаемых результатов.
  • 6. Секрет технологичности состоит в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов и методик возможно лишь при наличии единства цели и задач.
  • 7. Секрет надежности получаемых результатов состоит в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем не только участников образовательного процесса, но и специалистов - практиков служб.
  • 8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья заключается в наличии грамотной, научнообоснованной программе действий.
  • 9. Секрет заинтересованности участников состоит как не банально - в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей в профессионалы.»
  • 10. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении обязательного успеха.

В школе имеется Программы здравоохранения и по улучшению питания школьников, которая включает 7 модулей:

Целенаправленная спортивно-массовая работа с учащимися с целью физического развития личности школьника высвечена положительными результатами: учащиеся являются победителями и призерами в соревнованиях различных уровней.

Зимние экскурсии- любимые детьми школы. Экологические акции и тропы, неделя ЗОЖ - вошли в практику работы школы.

Большая работа ведется с детьми и родителями по подготовке к летней оздоровительной работе и в лагере экологического профиля на базе школы, где дети оздоравливаются, отдыхают, участвуют в конкурсах, 45 посещают плавательный бассейн. С каждым годом количество детей в профильном лагере на базе МОУ СОШ № 18 увеличивается.

Ежегодный углубленный медицинский осмотр школьников подтверждает стабильные показатели без ухудшения состояния здоровья.

Что пьём мы? Что едим? Чем дышим?

Вопрос конечно интересный

И очень даже он уместный,

Мы ж приговоры себе пишем.

Именно в образовании сегодня находится тот ключевой механизм, который позволит создать условия для формирования нового мышления, основ экологической культуры, эколосообразного поведения и сохранить здоровую нацию.

СЕКЦИЯ 3.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >