СЕКЦИЯ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТ «АКАДЕМИЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ НАУК»

Дибленко С.Ю.,

МБОУ СОШ№14 «Зеленый шум», город Волжский, Волгоградская область, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Мы становимся свидетелями расширения и усложнения культурного пространства, в котором человек не только познает окружающий мир, но и развивает свой собственный потенциал. Он постоянно обновляет свои отношения с природой, устанавливает новые связи. [ 1 ]

Поэтому современная школа обучает наиболее эффективной стратегии: реализовывать, вкладывать, преобразовывать, воплощать, что необходимо для создания устойчивого и воспроизводимого знания. России нужны интеллектуальные кадры. «Инновационную элиту» нужно выращивать, и это, кажется, уже понятно всем. Сравнительно длительное время единственным своеобразным инкубатором для этой цели были предметные олимпиады различного уровня - от школьной до международной. Но наряду с олимпиадниками, многие школьники хотят что-то делать своими руками, экспериментировать и проводить самостоятельные научные исследования. В связи с этим появилось второе направление работы с талантливыми детьми - учебно-исследовательская деятельность школьников. [2, с.8]

Предлагаемый нами проект «Академии замечательных наук» позволяет максимально индивидуализировать образовательный процесс; используя практический потенциал содержания курса биологии, сформировать мотивацию активного участия в проектно-исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений.

«Академия замечательных наук» - рабочее название, его можно изменить по желанию участников. Все ученики поступают в необычное учебное заведение, но имеют право планировать и впоследствии изменять структуру и уклад Академии.

Например, организуем Академию для шестиклассников. Ее состав -непостоянный: объявляется тема занятия, собирается группа заинтересованных ребят.

Первое образовательное событие - разработка проекта Академии. Ребята должны продумать главный девиз, кафедры и факультеты (по интересам, но образовательный компонент должен присутствовать), кого пригласить на кафедры (может быть, провести только одно занятие), проблемы, над которыми будут работать кафедры, как будут проводить свободное время студенты, что разрешить и что запретить в Академии. Проект представляется в виде постера (работа в группе), затем следует презентация. Лучшие идеи фиксируются и ложатся в основу концепции Академии. В качестве рефлексии каждый ученик пишет заявление в Академию в свободной форме с указанием своего запроса (чему и как он хотел бы научиться). Изучая запросы ребят, учитывая ресурсы предмета и другие возможные источники, учитель составляет учебный план Академии (таблица 1). Ученики Академии знакомятся с ближайшими образовательными событиями ежемесячно, производят запись на занятия, определяют даты презентаций, составляют и ведут личный маршрут (таблица 2). Выполненные задания анализируются (можно использовать рефлексивную мишень), материалы проведенных исследований используются на уроках биологии.

Таблица 1.

Учебный план для факультета шестиклассников «Жизнь растений»

Тема занятия

Содержание/ ресурсы

Выход на исследовательскую и проектную деятельность

Содержание/ ресурсы

Основополагающий вопрос: существует ли многообразие растений в природе?

Строение цветкового растения, его органы.

Распознавание органов цветкового растения. Видоизменения органов. Работа с гербариями и природными объектами, экскурсия на пришкольный участок.

Проект « Мой зеленый уголок»

Составление плана клумбы на пришкольном участке или дачи, коллекция комнатных растений для кабинета или дома, описание видового разнообразия любимого участка в сквере, парке или места отдыха в лесу. Гербарий «Загадки осенних листьев».

Растения в жизни человека.

Экскурсия в оранжерею или ботанический сад.

Основополагающий вопрос: как изучают многообразие растений?

Палитра художника по имени Жизнь.

Знакомство с понятием индикатор, кислота, щелочь, изучение индикаторных свойств природных пигментов. Исследовательская работа в кабинете химии, экскурсия на пришкольный участок.

Коллекция природных индикаторов. Проект «Природные красители для тканей»

Знакомство с природными пигментами, химические свойства, значение для растений и человека. Проведение опытов по выделению пигментов. Использование пигментов человеком.

Химический состав клеток.

Качественные реакции на органические вещества, определение органических веществ в продуктах питания. Практическая работа в кабинете химии.

Исследование: «Определение витамина С в яблоках». Исследовательская олимпиада по биологии [3].

Качественные реакции на витамин С, влияние различных факторов на содержание витамина С, разрушение витамина. Понятие о гипотезе исследования.

Знакомство со значением минеральных солей в живых организмах. Минеральные удобрения. Электропроводность растворов. Практическая работа в кабинете физики.

Исследование: «Содержание минеральных солей в соке растений и почвенной вытяжке до и после подкормки удобрениями»

Постановка эксперимента, доказывающего, что растение поглощает минеральные соли из почвы. Использование физических методов измерения содержания солей в растворах. Интерпретация результатов опытов.

Изучение клеток под микроскопом

Строение микроскопа, нахождение органоидов клеток под микроскопом. Распознавание тканей.

Проект «Микроскоп -своими руками». Коллекция фотографий микропрепаратов.

Простейший микроскоп Левенгука. Изучение крупных растительных клеток с помощью самодельного микроскопа.

Рассказываем о том, чему научились.

Заседание Академии замечательных наук для малышей.

Что такое «Индикаторы»?

Презентация исследований и проектов.

Рассказ о природных пигментах, практическая работа «Природные индикаторы»

Заседание Академии замечательных наук для малышей.

История открытия и работа с микроскопом.

Презентация исследований и проектов.

Рассказ об истории открытия и строении микроскопа. Практическая работа «Мир под микроскопом»

Основополагающий вопрос: как можно применять полученные знания?

Биология на кухне.

Растения, которые мы используем в пищу. История овощных культур. Экскурсия на кухню.

Проект «Путь к сердцу науки лежит через желудок»

Коллекция кулинарных рецептов салатов и овощных блюд, приготовленных из частей растений, являющихся видоизмененными органами. Характеристика пищевой ценности продуктов питания. Дегустация и конкурс салатов.

Чаепитие вместе с родителями.

Лекарственные растения. Плодово-ягодные культуры. История культур. Экскурсия на кухню.

Исследование «Лаборатория на кухне. Чай» [4].

Коллекция кулинарных рецептов варенья из различных видов плодов. Цветочный чай. Лекарственные сборы.

Основополагающий вопрос: как живет растение?

Лист.

Изучение фотосинтеза.

Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Проведение пробы Сакса. Эксперимент в кабинете химии.

Проект «Фотография на зеленом листе». Исследовательская олимпиада по химии [3].

Доказательство наличия продуктов фотосинтеза в зеленом листе. Изучение условий, при которых происходит фотосинтез.

Дыхание растений.

Качественные реакции на кислород и углекислый газ. Опыты, доказывающие дыхание различных частей растений.

Исследование «Опыты Пристли и жалобы богатой дамы».

Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза.

Транспорт веществ в растении.

Осмотические явления в клетке, опыты по изучению осмоса. Применение осмоса. Проводящие ткани растений. Транспирация. Искусственные водоросли.

Исследова-ние«Осмос на кухне» Проект «Как продлить жизнь розам?»

Опыты, подтверждающие существование осмоса: плачущий лимон, солим капусту, морковка-насос, клубень картофеля и соль. Создание искусственных мембран в растворе силиката калия.

Подземная жизнь растения.

Корневые системы. Формирование корневой системы. Агротехнические приемы обработки почвы. Удобрения. Экскурсия в оранжерею.

Проект «Рассада для пришкольного участка».

Черенкование культурных растений. Пикировка. Внесение удобрений. Выращивание рассады для высадки на пришкольном участке.

Прорастание семян.

Строение семени. Условия прорастания семян. Экскурсия на пришкольный участок, наблюдения развитием однолетних растений.

Проект «Коллекция семян однолетников для пришкольного участка». Экспериментальная олимпиада «Прорастание семян» [4].

Условия прорастания семян. Проведение опытов по дыханию растений. Набухание семян.

Полевые исследования

Весенние растения. Изучение численности и

Экспериментальная олимпиада

Изучение видового состава весенних растений, проектив-

видового многообразия природных популяций растений.

«Тропой открытий» [4].

ного покрытия, закладка площадок на маршруте.

Рассказываем о том, что знаем.

Заседание Академии замечательных наук для малышей.

Экологический час.

Видеоролики о красоте окружающего мира, охране природы, экологических проблемах.

Таблица 2. Личный маршрут.

Расписание СЕНТЯБРЬ

Кафедра биологии

Кафедра биохимии

Кафедра путешественников

Кафедра педагогики

Конкурсная работа

Проект «Мой зеленый уголок»

Практическая работа «Палитра художника по имени Жизнь»

Экскурсия в оранжерею или ботанический сад.

Заседание для малышей. Что такое «Индикаторы»?

Исследовательская олимпиада по биологии «Эври-кум»

Участие

Заметки

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения особым образом. Его образовательный результат должен проявиться в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, экологической культуры. Это позволит учащимся адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески. [5]

Использованные источники:

  • 1. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. — М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).
  • 2. В. И. Гриценко, Л. В. Пигалицын, А. М. Рейман. Подготовка школьников к учебно-исследовательской деятельности. Пособие для учащихся, работников ВУЗов и НИИ. - Нижний Новгород, 2010
  • 3. http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view= article&id=3357&Itemid=2153 - Общероссийская малая академия наук «Интеллект будущего». Эврикум. Экспериментальные олимпиады.

A.http://yvww.future4you. ru/index.php ? option =com_content&view=articl e&id=3315&Itemid=2128 - Общероссийская малая академия наук «Интеллект будущего». Эврикум. Исследовательские олимпиады.

5. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Калугина Инна Юрьевна. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.cat.com/content/ obrazovatelnye-vozmozhnosti-praktiko-orientirovannogo-obucheniya-uchashchikhsy a#ixzz3 F 6N uN mg A

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >