ФОРМИРОВАНИЕ УУД У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ СРЕДСТВА МИ УМК (учебник «Биология 5-6 классы» авторов Т. С. Суховой и В.И.Строганова; издательство «Вентана-Граф», 2012 г.)

Лысенко И. В,

учитель биологии МОУ СОШ № 6 Центрального района г. Волгограда

Содержание программы ФГОС отражает идеи и положения концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, формирует универсальные учебные действия (УУД), составляющие основу саморазвития и непрерывного образования, способствует выработке коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Они должны освоить содержание учебного материала, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, способствующей сохранению окружающей среды и собственного здоровья и применяемой в повседневной жизни и практической деятельности. Основным условием развивающего обучения является деятельностный подход к изложению учебного материала.

Универсальные учебные действия обучающихся подразделяются на коммуникативные, предметные, познавательные, регулятивные, личностные. Не умаляя важности всех, следует уделить особое внимание коммуникативным действиям, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, формируют умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать мнение, аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, а также интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Программа ФГОС выделяет следующиевиды коммуникативных действий'.

  • - планирование учебного сотрудничества учителя с учениками, определяющее цели, функции участников, способы их взаимодействия;
  • - постановка вопросов для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;
  • - разрешение конфликта с целью выявления, идентификациипроб-лемы, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликта, принятия решения и его реализации;
  • - управление поведением партнера для обеспечения контроля, коррекции и оценки его действий;
  • - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ивладеть моноло гической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими, синтаксическими и стилистическими нормами родного языка.

В ходе эксперимента по апробации учебника Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Биология 5-6 классы» издательства «Вентана-Граф» использовались все виды коммуникативных действий для обучающихся 5-6 классов. В основе деятельностного подхода проводилась как индивидуальная, так и групповая работа. Работа с рисунками учебника велась и при объяснении нового материала, и при закреплении, и при выполнении тематических контрольных работ в рабочих тетрадях с печатной основой, а также при выполнении творческих заданий. Так, в 5 классе при изучении вопроса о зарождении жизни (параграф 11) рис. 24 (опыт Реди) используется для иллюстрации опыта при объяснении нового материала, а рис. 23 (живые организмы) является основой для закрепления изученного материала и наглядным изображением при заполнении таблицы в рабочей тетради 1 (задание № 3 на стр. 27). Суть задания заключается врассмотрении рисунка 23 учебника иответе на вопрос: откуда появляются новые живые организмы: поросль берёзы, личинки бабочки, личинки лягушки (головастики), птицы, человек? Свои ответы обучающиеся должны занести в таблицу.

Название живого организма

От какого организма появился новый организм

1.

2.

3.

4.

5.

Творческая деятельность также является важным условием развития, поэтому в учебнике достаточно материала для её реализации. Например, изучая параграф 12, обучающиеся, используя рис. 26, должны нарисовать в рабочей тетради 1 (задание № 1, стр. 27)несколько своих примеров в дополнение к рисунку учебника.

При выполнении лабораторных работ рисунки в рабочей тетради помогают находить и подписывать части органов и органоидов вклетках организмов. Так, в 6 классе при изучении одноклеточных животных под микроскопом (лабораторная работа № 6, параграф 35), обучающиеся рассматривают рис. 98, зарисовывают одноклеточные организмы амёбу и инфузорию-туфельку, находят у них оболочку, цитоплазму и ядро, а также делают сравнительные выводы об общих признаках строения этих простейших и о связи их строения и способа питания. Данная лабораторная работа может выполняться индивидуально (по вариантам) или в парах. В случае вариативной работы I вариант зарисовывает амёбу обыкновенную и эвглену зелёную, all вариант - инфузорию-туфельку и эвглену зелёную. В выводе указываются общие признаки этих простейших и разный способ их питания, связанный с их строением. Умение делать выводы, высказывать свою точку зрения, доказательно аргументировать её, работая в парах, является основой коммуникативных УУД.

Помимо вышеизложенной деятельности, обучающиеся должны уметь составлять вопросы к рисунку, внимательно слушать ответ одноклассника, вступать с ним в диалог в случае несогласия с его мнением, а также грамотно давать правильный, обоснованный ответ на заданный вопрос. Так, в параграфе 44 к рис. 123 (обитатели почвы) необходимо придумать 2-3 вопроса для одноклассников. Например: 1. Представители каких царств живых организмов изображены на рис. 123? 2. Какой слой почвы заселён больше всего и почему? 3. Кто рыхлит почву и для чего это нужно?

Такая групповая работа даёт возможность охватить большую часть учебного материала и вовлечь обучающихся в активное обсуждение проблемы или вопроса, требующего доказательства с приведением фактов. Так, в 6 классе после изучения темы «Среда обитания организмов» необходимо познакомить учеников с понятием «природное сообщество». Для этого 3 группы приводят доказательства и аргументируют свою точку зрения при заполнении таблицы в рабочей тетради 2 (задание № 2 на стр. 34), где необходимо высказать свою точку зрения, ответив на вопрос: можно ли утверждать, что на знакомых рисунках 104-106, приведённых в параграфе 39 учебника, представлены различные природные сообщества?

Номер рисунка

Название рисунка

Представлено ли природное сообщество: да (+), нет (-)

Доказательства

104

Обитатели леса

105

Обитатели луга

106

Обитатели реки

Данная групповая работа позволяет закрепить прошедший материал по среде обитания организмов и доступно объяснить новый, трудный для понимания, биологический язык, точно и грамотно выразить свои мысли, понять собеседника и, вступив с ним диалог, прийти к правильным, исчерпывающим доказательствам в толковании учебного материала.

Формирование коммуникативных УУД у учащихся 5-6 классов средствами данного УМК (учебник, методическое пособие для учителя, рабочие тетради с печатной основой № 1 и 2) авторов Т.С. Суховой, В.И. Стро ганова «Биология 5-6 классы» (2012 г.) издательства «Вентана-Граф» является оптимальным и даёт большие предпосылки для развития деятельностного подхода, являющегося необходимым условием развивающего обучения в последующих классах.

Список литературы:

  • 1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Издательство «Просвещение», 2011 г.
  • 2. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику «Биология. 5-6 классы». - М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2012 г. ФГОС. «Алгоритм успеха».
  • 3. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. «Биология. 5-6 классы»: Учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012. -176 ФГОС. «Алгоритм успеха».
  • 4. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Рабочая тетрадь к учебнику № 1. М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2012 г. ФГОС. «Алгоритм успеха».
  • 5. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Рабочая тетрадь к учебнику № 2. М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2012 г. ФГОС. «Алгоритм успеха».
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >