ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Чернобровкина Е.В.,

Волгоградская область, Фроловский район, п. Пригородный, МБОУ «Зеленовская СОШ»

Цель программы развития универсальных учебных действий:

  • • обеспечение умения школьников учиться;
  • • дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию;
  • • реализация системно- деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта;
  • • реализация развивающего потенциала общего образования.

Универсальное учебное действие

как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:

  • • является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
  • • не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;
  • • отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)
  • • возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
  • • «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Место универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе

УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета.

В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД-

1. Личностные универсальные учебные действия — система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет школьнику выполнять разные социальные роли.

  • 2. Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
  • 3. Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
  • 4. Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы'.

  • • историко-географический образ России, включая представление о территории и границах, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
  • • образ социально-политического устройства России — представление о форме государственного устройства, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), государственных праздников;
  • • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственнообщественных отношений;
  • • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • • ориентация в системе моральных норм и ценностей, понимание конвенционального характера морали;
  • • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
  • • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения при чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы'.

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • • уважение истории, культурных и исторических памятников;
  • • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • • уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
  • • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
  • • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
  • • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
  • • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • • готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;
  • • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • • адекватной позитивной самооценки и Я-коицепции;
  • • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • • планировать пути достижения целей;
  • • устанавливать целевые приоритеты;
  • • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

  • • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;
  • • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • • основам коммуникативной рефлексии;
  • • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственной позиции;

  • • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;
  • • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • • давать определение понятиям;
  • • устанавливать причинно-следственные связи;
  • • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • • основам рефлексивного чтения;
  • • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
  • • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • • организовывать исследование с целью проверки гипотез;
  • • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание при развитии универсальных учебных действий (УУД) должно уделяться становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении».

В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Подробное описание планируемых результатов формирования универсальных учебных действий дается в разделе «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» настоящей Программы.

Среди технологий, методов и приемов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определенных УУД. Они могут быть построены как на предметном содержании, так и носить надпредметный характер.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >