СЕКЦИЯ 4. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИОЛОГИЧЕСКОМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

ВИЗУАЛЬНЫЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТО РОГО ПОКОЛЕНИЯ

ВИЗУАЛЬНЫЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И МОДЕЛИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Алексеева Е.В.,

ГБОУДПО «Нижегородский институт развития образования», Нижний Новгород, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Переход на ФГОС второго поколения предусматривает развитие УУД, с опорой на деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение. Учебная информация, предлагаемая участникам образовательного процесса, зачастую бывает неструктурированной и поэтому сложной и непонятной. Формирование предметных умений напрямую находится в зависимости от сформированности метапредметных умений и способов деятельности. Их усвоение и отработка зависит от многих факторов, среди которых особое место занимает форма представления учебной информации и умение использовать ее разные формы в учебной деятельности.

Понимание информации определяется разными компонентами образовательного процесса. Комплекс форм её представления разнообразен и включает в себя опору на все каналы восприятия: зрительный, слуховой, моторный. Если сюда добавляются и рецепторы обонятельного анализатора, то сохранение информации в памяти становиться более длительными и осознанным. Кроме содержательного аспекта, в понимании и присвоении материала, предлагаемого в ходе обучения, важное значение приобретает зрительный ряд.

Восприятие, осознание, осмысление и владение сложным содержанием напрямую зависит от системы его представления обучающемуся. При структурировании текстового материала, переводе его в соответствующие символические образы, создании структурно-логических схем, процесс понимания протекает осознано с уяснением внутренней взаимосвязи элементов модели, определении места знаний в общей системе знаний по теме, разделу, предмету.

Использование структурно-логических моделей в формировании УУД позволяет не только оформить сложные блоки информации в определенный зрительный образ, но и дает возможность с их помощью организо вывать разные виды деятельности, отработку и усвоение сложного материала. Структурированный на основе системно-логического подхода материал, позволяет реализовывать развитие интеллектуальных умений, осуществлять отработку логических операций, таких как анализ, синтез, обобщение систематизация, которые относятся к общеучебным, к логическим УУД, а также к действиям по постановке и решению проблем. Привлечение к изучению содержания предмета зрительных моделей способствует и формированию регулятивных и метапредметных результатов обучения.

Каждая структурно-логическая модель несет свою теоретическую базу и практическую составляющую. Модели по разным темам курса биологии объединяются вокруг разных идей (эволюция органического мира, этапы развития организмов, генетические закономерности и т.д.), основываются на разных основаниях для классификации и решают разные учебные задачи. Одни из них помогают увидеть место изучаемой информации в общем предметном поле, другие, позволяют отрабатывать предметные практические умения.

Так, модели «Взаимодействие генов», «Наследование в родословных» и «Деление клетки» дают возможность обучающемуся увидеть логику и структуру учебной информации, на основе которой предстоит решать биологические задачи, например, при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников школ, отработке предметных универсальных действий. В то время как, модель «Циклы развития растений», может быть первоначально использована на разных этапах образовательного процесса при изучении разнообразных представителей отделов Царства Растения. А уже потом, на старшей ступени обучения, такую модель целесообразно привлечь при повторении материала в ходе подготовки к ЕГЭ. Подобным образом может быть использована модель «Деление клетки» (рис. 2), но кроме разных этапов обучения на разных ступенях обучения, она может быть использована при формировании и отработке умения по решению биологических задач по «Молекулярной биологии». Она позволяет формировать не только предметные УУД, но и осуществлять подготовку к единому государственному экзамену за курс основной школы.

Создание модели «Циклы развития растений» опиралось на понимание циклов развития растений, где происходит чередование гаметофита и спорофита и соотношение этих стадий у разных отделов царства. Поэтому схемы, отображающие данную информацию, помещены в центре зрительного ряда модели. А затем по часовой стрелке скомпонованы циклы развития разных групп растений с учетом эволюционного подхода. Для поддержания зрительного восприятия, вставлена изобразительная наглядность в виде фотографий, схем, рисунков, которые взаимодополняют друг друга и помогают лучше его запомнить и понять. Вершиной данной модели (расположение в центре сверху) является цикл развития покрытосеменных растений - самой сложной и высокоустроенной группы данного царства.

Циклы развития растений

Циклы развития растений

Рис. 1. Циклы развития растений

Структурно-логическая схема «Циклы развития растений» (рис. 1) может быть использована педагогом при изучении раздела «Ботаника» курса биологии, с постепенным раскрытием особенностей отделов растений, а затем уже при систематизации материала, подготовке к экзаменационной процедуре. Присутствие данного зрительного ряда на всех этапах изучения этого блока информации, позволяет лучше усвоить сложный учебный материал, перевести знания в долговременную память.

Среди традиционно одной из сложных тем для усвоения на разных этапах ее изучения является тема «Деление клетки: митоз и мейоз» (рис. 2). Хотя она предлагается в разных учебных линиях начиная с 5-6 классов, с каждым годом содержание постепенно усложняется с опорой на уже имеющийся блок информации, но ее практическое использование при решении биологических задач остается проблематичным. Поэтому соединение воедино на одной визуальной модели двух видов деления клетки с возможностью сравнения становится целесообразным. Обучающиеся имеют возможность не только видеть происходящие процессы на разных фазах деления, но также и присутствует их описание, а как важное дополнение включается дополнительная информация в виде математической записи о количественном соотношении хромосом и хроматид (п и с).

Деление клетки 2

Телофаза

П - с - количество хроматид

Рис. 2 Деление клетки

Зрительные модели по курсу могут быть использованы при построении особой системы заданий, выходящей на формирование прочных знаний, переводе их в долговременную память, а также УУД. Опора на системно-деятельностный подход при составлении заданий, учет требований ФГОС по достижению результатов обучения, помогает ускорить процесс образования временных и постоянных ассоциативных связей, способствует лучшему пониманию учебной информации.

Общие подходы к формулированию текста заданий представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Примеры формулировки заданий с учетом формирования УУД

Примеры заданий

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Общеучебные УУД

• Докажите / обоснуйте выбранный вариант решения задачи, опираясь / используя на структурнологическую схему / модель

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

• Исходя из текста решения задачи, выделите главные структурные элементы информации, оп-

Смыловое чтение, определение основной и второстепенной информации

ределившие окончательное решение / выводы

• Оцените значимость структурирования информации в выборе подхода в решении поставленного вопроса/задачи

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности

• Используя структурнологическую модель, сформулируйте закон / положение / правило ...

Применение методов информационного поиска

Логические УУД

  • • Используя структурно - логическую модель, проведите сравнительный анализ особенностей / способов / циклов / процессов ...
  • • С помощью, предложенной структурно-логической модели, раскройте особенности процессов / явлений / законов / циклов / принципов / правил ....

Анализ объектов с целью выделения признаков

• Обоснуйте выбранные критерии для сравнения и классификации, предложенные в структурнологической модели

Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации

• Найдите обоснование объединения /группировки, используя структурно-логическую модель

Синтез. Составление целого из частей

• Поясните и обоснуйте полученные выводы / результаты, используя структурно-логическую модель

Установление причинно-следственных связей

• Оцените значимость информации по данной теме на основе структурно-логической модели для осуществления прогноза / обоснования / оценки

Выдвижение гипотез и их обоснование, прогнозирование процессов, явлений и событий

• На основе структурно -логической модели, оцените тенденцию / процесс / события / закономерности, выявленные в ходе решения проблем / событий / процессов

Оценка явлений, событий и процессов

Действия постановки и решения проблем

• Используя структурнологическую модель, предложите свой способ решения выявленной проблемы

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Формирование УУД осуществляется в деятельности школьников направленной на распознавательные, поисковые, сравнительные, сопоставительные, аналитические, оценочные универсальные действия, а также на осуществление приемов систематизации, классификации. Особое место уделяется умению работать с различными источниками информации, интернет ресурсами и на их основе осуществлять прогностическую функцию.

УУД реализовываются в деятельности школьников при осуществлении поиска информации, сравнении, сопоставлении, анализе, оценке, систематизации, классификации, а также при выполнении прогностической функции. Зрительные модели по курсу могут быть использованы при построении особой системы заданий, выходящей на формирование прочных знаний, переводе их в долговременную память, а также УУД. Опора на системно-деятельностный подход при составлении заданий, учет требований ФГОС по достижению результатов обучения, помогает ускорить процесс образования временных и постоянных ассоциативных связей, способствует лучшему пониманию учебной информации. Структурно - логические модели могут быть использованы при организации обучения по укрупненным дидактическим единицам (УДЕ) как на начальном этапе представления информации по изучаемому блоку, так и при организации обобщения и систематизации знаний обучающихся. Их использование дает системное представление по теме и курсу в целом.

Список литературы:

  • 1. Алексеева Е.В. Визуальные структурно-логические схемы и таблицы в подготовке учителя и ученика //Биология в школе, № 8, 2013, с. 28-33.
  • 2. Алексеева Е.В. Структурно-логические модели в формировании УУД. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экологического и биологического образования./под ред. Т.А.Ловковой. - Владимир: институт повышения квалификации работников образования имени Л.И.Новиковой. - Владимир: Транзит-ИКС, 2013, с. 85-99.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >