МАСТЕР - КЛАСС КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Аникина И.А., учитель биологии, Смирнова З.В., зам. дир. по НМР, педагог-психолог МОУ СОШ № 27 г. Волгоград

Я знаю, как это сделать, и я научу этому вас! из методических материалов ЦОУ Московского комитета образования

В педагогической литературе нет единого определения понятию «мастер-класс». Поэтому в данной статье мы будем опираться на определение, данное А.В. Машуковым, т.к. считаем, что в нем обозначены ключевые особенности этой формы работы. Итак, мастер-класс - особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающиеся на свои принципы и имеющие определенную структуру[1]. В ходе мастер-класса идет обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера.

Мастер-класс является одним из наиболее востребованных, интересных и эффективных способов передачи педагогического опыта на современном этапе.

В связи с переходом российского образования на новые образовательные стандарты и профессиональный стандарт педагога каждому учителю необходимо провести глубокий анализ собственной педагогической деятельности, взвесить возможности традиционных и инновационных методов обучения, оценить уровень собственного профессионального мастерства и определить пути его повышения.

Мастер-класс - форма, которая позволяет учителю решить обозначенные задачи, причем, как для Мастера, так и для участников. В данной статье мы постараемся наглядно продемонстрировать процесс подготовки, передачи и присвоения педагогического опыта на примере мастер-класса по биологии. Умение грамотно подготовить, провести и проанализировать мастер-класс высоко ценится при аттестации педагогических работников на высшую квалификационную категорию.

Итак, подготовка мастер-класса начинается с вопросов Мастера самому себе: «Что в профессиональной сфере я умею делать безукоризнен-

но?», «Есть ли у меня собственный профессиональный почерк?», «Чему я могу научить моих коллег?».

Проведя рефлексию собственного опыта, Мастер переходит к выбору темы мастер-класса, которая должна быть интересна не только ведущему, но и всем приглашенным. Актуальность темы продиктована временем и наблюдениями самого Мастера. Авторы дайной статьи обеспокоены тем, что в последние годы количество выпускников начальной школы, имеющих стойкую учебную мотивацию, сильно сократилось. Познавательный мотив все чаще и чаще вытесняется социальным. Подтверждением тому является ситуация, когда учащиеся не могут ответить на элементарный вопрос - «для чего современному школьнику нужны биологические знания?». К сожалению, подростки не понимают, что, изучая биологию, они приобретают возможность понять феномен жизни, познать законы живой природы и себя самого, научиться сохранять и беречь свое здоровье. Серьезно воспринимать этот предмет учащиеся начинают лишь в старших классах школы в связи с необходимостью получения высокого балла на ЕГЭ, как правило, для поступления в ВУЗы медицинского профиля. Но уже много времени бывает упущено, ведь фундаментальные науки, в том числе и биологию, нельзя понять и освоить за короткий срок.

Основы глубоких биологических знаний, подлинный интерес к науке о жизни закладываются уже в начальной школе. Перед учителями начальных классов стоят важные задачи - помочь ребенку открыть окружающий мир, узнать, по каким законам природы мы живем, сформировать интерес к исследовательской деятельности, научить его самостоятельно добывать знания. Все это возможно на уроках «Окружающий мир». Но названный предмет у ребят, зачастую, оказывается в списке нелюбимых. Причин тому много: большой объем материала, в котором сложно сразу разобраться, неинтересная подача его на уроке, отсутствие наглядности, невозможность попробовать ребенку сделать что-то самому.

Как развить интерес к предметам естественнонаучного цикла? Нам видится - исключительно через активную деятельность учащихся. Тогда возникает следующий вопрос - «а в достаточной ли степени владеют учителя начальных классов приемами активного обучения, широко применяемыми в биологии, такими как демонстрация объектов (моделей) живой природы, использование светооптической техники (лупы, микроскопа), лабораторного оборудования, эксперимента, экскурсии и др.». Именно учитель биологии придет им на помощь в этом вопросе.

Так появилась актуальная для нашего образовательного учреждения тема мастер- класса «Использование учителями начальных классов активных методов обучения на уроках «Окружающий мир» для развития познавательного интереса к биологии».

На следующем этапе Мастер определяет перечень приемов, методов, технологий, которые предложит апробировать своим коллегам. В нашем случае Мастер предлагал освоить приемы работы с лупой и микроскопом, методику приготовления микропрепаратов, так как уже в начальной школе дети знакомятся с клеткой как элементарной единицей жизни на Земле. Изучение клетки невозможно без использования увеличительных приборов. Работа с микроскопом всегда вызывает неподдельный интерес у учащихся разных возрастных групп. Важно научить детей правильно и бережно обращаться с лупой, микроскопом, микропрепаратами, понимать увиденное, сопоставлять его с рисунками учебника, таблицами. Кроме того, ученику необходимо овладеть умением устанавливать причинно-следственные связи между строением клетки и функцией, которую она выполняет, зарисовывать рассмотренное на микропрепаратах в тетрадь, делать выводы.

После того, как Мастер определил объем материала, следует продумать его подачу приглашенным учителям. Начать следует с мотивирования присутствующих к предстоящей работе. Для этого Мастеру важно понять, каким арсеналом средств по решению педагогической проблемы владеет каждый из участников. Здесь уместны такие приемы, как обсуждение педагогической ситуации, знакомство со статистическими данными и наблюдениями самого автора мастер-класса, поиск ответов на вопрос -«почему сложилась та или иная ситуация» и пр.

Далее Мастер предлагает свое видение ситуации и способы решения данной педагогической проблемы - повышения интереса к предмету «Окружающий мир» - через использование на уроке увеличительных приборов и микропрепаратов при изучении клетки. Учитель биологии рассказывает об устройстве ручной лупы и микроскопа, показывает, как подготовить к работе микроскоп, знакомит с алгоритмом приготовления микропрепаратов, подчеркивает, на что следует обратить внимание при их рассматривании. В ходе этой работы идет активное обсуждение эффективности данного приема и возможности его использования в начальной школе. Это позволяет участникам мастер-класса «пропустить через себя» предложенные способы изучения клетки и оценить собственные возможности их применения на уроках и во внеурочной деятельности. Участникам предлагается выполнить в парах небольшую лабораторную работу для отработки практических навыков. Не смотря на то, что в начальной школе данная форма деятельности, как правило, не используется на уроках, Мастер предлагает попробовать ее применить. Этот способ активного обучения наверняка вызовет у детей любопытство и интерес.

Затем каждая пара приглашенных учителей представляет результат проделанной работы, который обсуждается и корректируется всеми участниками мастер-класса.

Завершается активный этап работы рефлексией участников. Здесь уместны различные игровые технологии, свободный микрофон, блицопрос, обмен мнениями и др.

Итак, при подготовке, проведении и оформлении мастер-класса нет мелочей. Ведущему необходимо четко сформулировать тему и продумать все этапы работы. В совершенстве владеть теоретическими знаниями, практическими навыками, методическими приемами, раскрывающими творческий потенциал всех участников. Формы, методы, технологии должны предлагаться, а не навязываться участникам. Каждому присутствующему необходимо предоставить возможность выразить свое мнение и отношение к данному методическому материалу, продемонстрировать компетентность в обсуждаемом вопросе. Это помогает ведущему проанализировать свой мастер-класс. Умение провести самоанализ выполненной работы служит подтверждением профессиональной компетентности педагога. Поэтапно анализируя мастер-класс, ведущему стоит обратить внимание на следующие моменты: на первом организационном этапе определить, удалось ли установить контакт с приглашенными; на этапе обоснования актуальности заявленной проблемы - определить наличие мотивации у участников к предстоящей работе; на этапе отработки практических умений - отметить, насколько Мастеру удалось передать педагогический метод участникам; на этапе рефлексии - понять, заинтересовал ли приглашенных учителей предложенный материал и смогут ли участники использовать его в своей дальнейшей работе.

На современном этапе развития Российского образования педагог является основной фигурой, реализующей на практике нововведения. Для успешной реализации в новых условиях поставленных задач ему надо обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, не только владеть современными образовательными технологиями, но и постоянно их совершенствовать. Предложенный авторами опыт позволит освоить такую форму работы как мастер-класс.

Список литературы:

  • 1. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. /сост. А. В. Машуков, руководитель отдела организационно-методического обеспечения конкурсов профессионального мастерства и олимпиадного движения, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области - 2004»; под ред. А.Г. Обоскалова. - Челябинск, 2007.
  • 2. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinen i i/1 i brary/2012/11 /27/master-klass-kak-forma

  • [1] Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. / сост. А.В. Машуков; под ред. А.Г. Обоскалова. - Челябинск, 2007
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >