РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Бурцева В. В.

МОУ СОШ №113

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

В рамках системно-деятельностного подхода, который предусмотрен в условиях перехода на ФГОС ООО, перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

  • - становление личности школьника,
  • - раскрытие его индивидуальных возможностей.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь ученика в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях учащихся с учебным материалом. Реализация деятельностного подхода позволяет последовательно осуществлять ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивнооценочный этапы учебной деятельности. По сути, школьники становятся субъектами образовательного процесса, что приводит к интенсификации обучения.

Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание учащихся к поиску новых знаний. Использование компьютерных технологий позволяет дополнить существующие наглядные средства обучения, помогает учащимся, имеющим проблемы со зрительным и слуховым восприятием. Роль учителя заключается в вовлечении учащихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке.

Технология деятельностного метода, используемого мною на уроках, включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также осуществляется через развитие творческой активности учащихся.

Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов есть пути активизации обучения на уроках биологии, 89

которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

Преимущества проблемного подхода очевидны.

  • • У учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
  • • Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
  • • При реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учёбе.

При изучении нового материала ставлю проблемные вопросы Например, на уроках в 8 классе ставлю вопросы: «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная? Почему во время дальних походов солдатам давали кусочки солёной рыбы? Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях? Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание? Почему одни заболевают, наступив на холодный пол ногой, а другие купаются зимой в проруби и не простужаются».

В 10 классе при изучении темы «Вирусы» перед учащимися ставлю следующие вопросы:

Можем ли мы отнести вирус к живым организмам? Почему?

Почему мы говорим, что вирусы - это форма жизни? Почему?

Вирусные частицы не обладают всеми признаками живых организмов.

Могут ли они считаться одной из форм жизни?

Подобные проблемные вопросы являются для учащихся новыми, еще не изученными, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применения опорных знаний.

Провожу на уроках и самостоятельные работы

Так, при изучении нового материала учащиеся самостоятельно изучают материал по тексту параграфа или с помощью информационных листов и выполняют письменно задание: составить план ответа , подтвердив каждый пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы записать в таблицу: где указаны план ответа и тезисы

Ученики в 5-11 классах с большим удовольствием работают на уроке и дома над составлением тематических синквейнов, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:

  • 1 строка — 1 существительное (тема),
  • 2 строка - 2 прилагательных (описание темы ),
  • 3 строка - 3 глагола (описание действий),
  • 4 строка - фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме
  • 5 строка -1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

В своей педагогической деятельности использую информационно -коммуникационные технологии в разных ситуациях и на разных этапах урока.

Девизом для использования компьютерных технологий взяла цитату из выступления генерального директора Intel Craig Barreta «Чудеса творят не компьютеры, а учителя».

Электронные презентации эффективно использую на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий.

Следующим методом развивающего обучения - это проектная деятельность, направленный на выработку самостоятельных умений (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое решение). Данную методику широко использую в 5-11 классах. Проекты моих учеников посвящены формированию навыкам здорового образа жизни и экологической культуры.

С проектами «Сигарете скажем - нет», «Здоровое сердце живет долго» «Нет - неврозам и депрессиям», выступали на областном фестивале учебных проектов и заняли 2 место 2012-2013 году.

Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.

Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.

Сегодня анализируя свою педагогическую деятельность, направленную на развитие познавательного интереса школьников на уроках биологии, я выделяю следующие положительные результаты: рост предметных знаний, активное участие детей в различных научно-практических конференция, городском конкурсе учебно исследовательских работ им. В.И. Вернадского «Я и земля», где в 2013-2014 году с работой «Формирования неврозов и депрессий» заняли второе место.

В 2012 году в г. Отрадное Самарской области принимали участие в 4 открытой Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия.»

Список литературы:

  • 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • 2. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. — М., 2006.
  • 3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. - Спб, 2007.
  • 4. Г.А. Цукерман Виды общения в обучении. - М., 1993.
  • 5. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина Учим детей общению. — М., 1998.
  • 6. Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. - 2005. - №9. - с.115-126.
  • 7. Татьянченко Д Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. - 2003. - № 8. - с. 115-126.
  • 8. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций //Химия в школе. - 2010. - № 8. - с.11-15.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >