ВОЛГОГРАДСКОЕ ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО «ЛЕСОГОР», КАК МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Бурим Н.И., Овчарова О.В., муниципальное образовательное учреждения дополнительного образования детей Станция юных натуралистов Кировского района г. Волгограда,

г. Волгоград, РФ, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, коммуникативная, информационная и т.п., чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни. Эффективного и качественного такого результата можно достичь через дополнительное образование, которое изначально формирует у детей ключевые, универсальные и профессиональные компетенции.

В настоящее время ФГОС устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования, где личностные результаты освоения этой программы должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях», «формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации». Поэтому, программы нашего учреждения составлены с учетом требований внедряющихся ФГОС. Практическая направленность таких программ ориентирует учащихся на трудовую деятельность. Возможность практического использования результатов деятельности поднимает значимость работы обучающихся, способствует созданию положительной мотивации к изучению биологии и экологии, формирует основы гражданственности.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. В связи с этим, для реализации процесса становления ценностных ориентаций подростков в социально значимой деятельности экологической направленности, нами в течение ряда лет успешно внедряется модель социально-педагогического партнерства - школьное лесничество «Лесогор», организованное на базе МОУ СЮН, совместно с социально-педагогическим университетом, МУ «Горэколес» и муниципальными образовательными учреждениями города Волгограда. Деятельность школьного лесничества ориентирована на погружение подростка в процесс становления собственного социального опыта, отвечающего возможностям и устремлениям личности в ее самореализации, на создание специальных условий и оказание необходимой помощи обучающимся в реализации свободного и ответственного выбора в воплощении социальных инициатив через участие в экологических проектах.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности, что отвечает требованиям ФГОС.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность участников проекта - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению, предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки и творчества.

Волгоградское школьное лесничество «Лесогор» - результат многолетнего сотрудничества его организаторов и образовательных учреждений города. Педагоги и учащиеся с энтузиазмом восприняли идею возобновления деятельности школьных лесничеств. Члены школьного лесничества принимают активное участие разработке и реализации ежегодных планов, которые принимаются на общем собрании членов школьного лесничества и утверждаются директором муниципального учреждения «Горэколес».

Содержание работы включает в себя теоретическую и практическую деятельность. Теоретическая подготовка направлена на усвоение знаний лесного дела и учебно-исследовательскую работу. С этой целью на базе Волгоградского социально-педагогического университета была создана Малая Лесная Академия. Целью данного объединения является экологическое воспитание подростков, расширение и углубление знаний в области биологии экологии леса, других естественных наук, реализация их творческого потенциала на практике.

Практическая деятельность включает в себя следующие направления: учебно-исследовательское, природоохранное, пропагандистское, все эти направления реализуются в проектной деятельности.

Организация учебно-исследовательской деятельности предполагает развитие таких компетенций, как умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Этим обусловлена актуальность методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Нами были подготовлены и выполнены такие учебно-исследовательские проекты, как: «Добрые дела Лесогора», «Лес и город - мы друзья», «Экологическое состояние родника «Барыня»», «Декоративное использование кустарников».

Развитие экологического сознания и формирование экологической культуры зависит от активной позиции учащихся в вопросах решения экологических проблем, поэтому организации природоохранной работы уделяется особое внимание. Так, в течение ряда лет, ребята активно участвовали в организации и проведении следующих акций: «Чистый лес - 2009», «Чистый лес - 2011», «Посади лес 2010, 2011, 2012», «Защити природу -посади лес», «Птицы - друзья леса», «Лесной питомник».

С целью организации пропаганды бережного отношения к природным богатствам родного края члены школьного лесничества ежегодно проводят акцию «Лесным пожарам - стоп», ребята распространяют листовки, буклеты с целью привлечь внимание населения города к проблемам лесных пожаров. Ежегодно проводится конкурс агитационных бригад «Лесная карусель».

Все проекты были победителями и призерами областных и городских конкурсов: «Летопись добрых дел по сохранению природы», «Зеленый мир», «Лесная карусель», «Живая азбука леса». Дважды наши учащиеся становились стипендиатами Волгоградской городской Думы. Их экологические проекты признаны победителями в конкурсе на получение муниципального гранта в области изучения и рационального использования биоразнообразия растений. Члены школьного лесничества участвовали во многочисленных акциях (этапах проекта) - это посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями, лесными питомниками, дендрологическими участками, выращивание лесопосадочного материала, озеленение населенных пунктов, участие в проведении мероприятий по охране лесов, выявлении очагов повреждения леса вредителями, лесными пожарами, захламлением; охрана насекомых, птиц, зверей, редких растений, других природных объектов (родники, водные объекты и т.д.); проведение научных и обучающих исследований, наблюдений за различными объектами природы; организация музеев и выставок; проведение тематических экскурсий; пропаганда идей охраны природы, участие в смотрах, конкурсах, викторинах, тематических праздниках; Работа школьного лесничества «Лесогор» была неоднократно отмечена благодарственными письмами, грамотами и призами различного уровня. Деятельность лесничества отражена и в СМИ.

Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил в решении экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.

Список литературы:

  • 1. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования. Рига, «Эксперимент», 1998. 31с.
  • 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  • 3. http://www.schoolnet.by/~rmk/inovat/prodram/i_s_07%ADdz.htm
  • 4. http://ecopsy.info/wp-content/uploads/2012/09/l .VospMon.pdf

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >