ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

Вундер С.А.

МКОУ Бурковская СОШ, Среднеахтубинский район, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Современный уровень биологического образования на фоне все большего вторжения человека в природные экосистемы требует от учителя биологии знания методики проведения уроков, не только в стенах школы, но и в природе. Привычная нам классно-урочная система изжила себя, и все больше в учебный процесс внедряются совершенно новые схемы, характеризующиеся повышенным вниманием к внутреннему потенциалу учащихся, созданию образовательной среды, способствующей творческому развитию ребенка. Появилась новая технология, позволяющая увлечь, «зажечь» сердца, которая дает возможность работы с информацией, людьми, с самим собой.

Предмет биологии является благоприятным содержательным полем для применения учебно-исследовательской и проектной деятельности в экологическом образовании и воспитании школьников.

Опыт показывает, что при работе по созданию условий для развития нравственно-смыслового отношения обучающихся к собственному образованию и саморазвитию важно использовать различные формы и методы мотивации по предмету. Одним из основных методов в школьной биологии считаю наблюдение. Наблюдение за натуральными объектами позволяют усилить мотивацию, с раннего школьного возраста у обучающихся формируются навыки исследовательской работы. На основе наблюдений у них рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению знаний. В результате дети учатся замечать необычное в обычном.

Процесс обучения биологии представляет собой целостную систему, в которой содержание и средства обучения тесно связаны между собой. Таким образом, урочная и внеурочная деятельность по предмету должна быть направлена на развитие у обучающихся ключевых компетентностей: учиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть гражданином, овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе уметь видеть проблему, выдвигать гипотезу, сравнивать, классифицировать и т.д. В опыте работы нашей школы элективный курс «Проектная деятельность» помогает учителю сосредоточить внимание обучающихся 11 класса на развитие воспитывающего обучения и служит некоторым ориентиром для осуществления образовательного процесса. Программой элективного курса предусмотрено достижение личностных результатов обучающихся, таких как:

  • - сформированность убежденности в ценности биологических знаний в жизни общества, понимания значимости методов биологических исследований;
  • - сформированность научной картины мира, как компонента общечеловеческой и личной культуры;
  • - проявление эстетических чувств, эмоционально-ценностного и гуманистического отношения к объектам живой природы, к материальным и духовным ценностям и др.

Проектная работа школьников имеет не только учебное, но и большое личностное и социальное значение, позволяет задействовать в этой форме работы учеников разных возрастов, способностей, склонностей. Например, экологический проект «Тортики для птиц» успешно реализуется в начальной школе. В результате проводится наблюдение за зимующими птицами и организуется их подкормка. Проекты «Мое дерево» и «Мои любимые питомцы», учат детей видеть, слышать, находить научное объяснение, работать со справочным материалом. На данном этапе работы мною используется основной принцип от простого к сложному. По мере формирования исследовательского опыта обучающиеся вовлекаются в исследовательские проекты, которые помогают им понимать, осваивать новое, быть открытыми и свободно выражать свои мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Обучающиеся успешно работают над проектами по созданию эколого-краеведческих путеводителей, выполняют исследовательские работы по ландшафтной экологии, ботанике, микробиологии.

В системе работы моей работы важное место отводится формированию у школьников активной жизненной позиции и ответственного отношения к природе. Особая роль здесь отводится изучению природы родного края. В ходе проведения экскурсий, полевых практикумов, экологокраеведческих экспедиций у обучающихся возникает целостное восприятие объектов, они овладевают предметно-действенным анализом. Работа с живыми дискретными системами различной сложности, способствует углублению и применению теоретических знаний на практике.

Школьная экспедиция представляет собой важный инструмент для развития навыков исследовательской деятельности. Например, в ходе экспедиции в природный парк «Щербаковский» ребята смогли познакомиться с накипными формами редких видов лишайников и мхов, в песчаном карьере нашли россыпи окаменевшей древесины, фигурные песчаники и отпечатки листьев древних растений. Экспедиция на озеро Эльтон позволила изучить видовой состав жаворонков. В исследовательской работе по орнитологии выявлено, что в Приэльтонье обитают несколько видов жаворонков: полевой, малый, хохлатый серый, степной и черный. Из хищных птиц встретили орла-могильника, луня болотного, луня полевого, пустельгу, коршуна, курганника. Сравнительный анализ показал, что видовой состав птиц Волго-Атубинской поймы и Приэльтонья сильно отличаются, были выявлены причины. В результате проведенных исследований на берегу р.Хары (химический состав воды в реке сульфидно-калийно-натриевый) удалось установить, что растения по видовому составу тоже сильно отличаются. На засоленных почвах растут лебеда пузырчатая, полынь саксонская, таволга вязолистная, кермек каспийский. На берегу реки определены группы растений, они представлены галофильными (солелюбивыми) и эвгалофильными (солянками) видами.

Накопленный материал используется на уроках биологии и биологического ландшафтного краеведения. Результатами данного направления является повышение успеваемости и качества знаний по предмету. Опыт показывает, что успешная исследовательская и проектная деятельность детей дает им повысить уровень самооценки, обучающиеся получают возможность преодолеть боязнь общения, использовать общение, как источник информации. Обучающиеся участвуют в презентации исследовательских работ, проектов в научно-практических конференциях разного уровня и показывают высокие результаты. Высоким показателем положительной мотивации к предмету у обучающихся является то, что ежегодно выпускники имеют выход на сдачу экзамена по биологии, в связи с выбором ими дальнейшей профессиональной деятельности. Они показывают стабильно хорошие результаты ЕГЭ по биологии.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >