ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МБОО «Новониколаевская СОШ№1», р.п.Новониколаевский, Волгоградская облаешь, Россия

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности — «разучить» думать самостоятельно.

А. Дистервег Реалии сегодняшней жизни предполагают помимо активной жизненной позиции школьника, ещё постоянное и непрерывное самообразование обучающихся. По принципу активности Л.С. Выготского, в голову ученика ничего не может быть «вложено». Каким образом стимулировать учащихся к активным собственным действиям, направленным на процесс поиска новых знаний? Учителю важно создать определенные условия, чтобы развивать способности учеников самостоятельно и успешно действовать в различных проблемных ситуациях. Большим подспорьем в этом служит проектно-исследовательская деятельность учащихся. Она способствует формированию организационных, информационных, коммуникативных общеучебных умений и навыков учащихся, развивает интерес к изучаемым предметам. В настоящее время, в обществе, наблюдается потребность в специалистах, которые обладают исследовательскими умениями в решении практических задач, умеющие быстро выявлять проблемы, находить способы их решения, прогнозировать возможные последствия, отличающиеся мобильностью, конструктивностью и ответственностью за судьбу страны. Проектная и исследовательская деятельность способствует формированию таких качеств личности.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся поможет сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

В соответствии с ФГОС итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты по биологии, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в сфере исследования или проекта, формирование умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, уяснение сущности исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешной деятельности.[2]

Ученическая проектно-исследовательская деятельность школьников позволяет задействовать все функции процесса обучения:

  • • образовательную: вооружить учащихся знаниями, умениями, навыками, опытом творческой деятельности
  • • воспитательную: воспитание нравственных, умственных, экологических, трудовых норм поведения
  • • развивающую: развитие мышления, воображения, внимания, памяти, воли и характера учащегося. [1]

Для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности необходимо сначала определиться с темой. Она обязательно должна быть интересна учащимся, поэтому одним из самых востребованных направлений является краеведение. Изучение малой Родины -это всегда интересный и увлекательный процесс. Но в нашем районе не все природные объекты достаточно хорошо изучены. Это и воодушевило учащихся нашей школы изучить водоёмы, которые располагаются вблизи от нашей школы.

Пруд «Огуречный» является ближайшим местом отдыха для жителей посёлка Новониколаевский, поэтому он сразу же вызвал интерес у учащихся. Актуальность работы обусловлена отсутствием зафиксированной информации по данному вопросу в разных источниках (в краеведческом музее, в районной библиотеке). Информацию пришлось собирать по крупицам. Местные старожилы рассказали о происхождении водоёма, о возникновении его названия. Рыбаки поведали о водных обитателях и о водном режиме пруда. Ребята провели органолептический и химический анализ воды и описали те виды растений и животных, которых смогли наблюдать на водоёме. Так и возникла проектная работа «Чудо - Огуречный», в которой учащиеся осветили пруд Огуречный как объект родного края. Данная работа носила межпредметный характер, была очень интересной и познавательной.

Продолжением послужила работа по оценке рекреационного потенциала водоёма «Огуречный». Для этого мы совместно с учащимися рассмотрели факторы, отражающие его характеристики: пейзажная и куль-109

турно-ландшафтная ценность местности; степень антропогенного загрязнения; степень и характер освоенности территории; наличие условий для отдыха, познавательного туризма и других видов рекреации. Проанализировав рекреационный потенциал водоёма Огуречный, мы пришли к выводу, что водоём и прилегающая территория пригодны для создания зоны отдыха, но на данный момент создание зоны отдыха находится на начальной стадии. Но этих мер недостаточно и потенциал водоёма полностью не используется. Для расширения возможностей использования водоёма как рекреационной зоны учащиеся под нашим руководством предложили проект рекреационной зоны. С этим проектом они обратились в администрацию Новониколаевского района и в ТОС «Молодежный-3», где нашли поддержку. В 2013 году началось обустройство зоны отдыха на пруду «Огуречный».

Таким образом, организация проектной деятельности учащихся -очень сложное, но важное и интересное дело, которое приносит большое удовольствие и удовлетворение и учителю, и ученику. Ничто так не губит способности, как стандартный, безжизненный, усредненный подход, репродуктивные задания, бесконечная фронтальная работа. Для того чтобы способности развивались, их нужно постоянно тренировать, необходим простор для личностного роста. Ребенок должен учиться преодолевать трудности, рисковать, проявлять настойчивость в достижении цели, принимать на себя ответственность.[3].

В ходе проектно - исследовательской деятельности осуществляется систематизация и расширение представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание у них любви к своей Родине. Идёт формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

Список литературы:

  • 1. Савенков А.А. Об организации учебно-исследовательской деятельности в современном образовании.// Химия в школе.-2008.-№8.-с.2-7.
  • 2. Суматохин С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. -2013. -№5. -с. 60.
  • 3. http://www.odardeti.ru/static.php?mode=forma
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >