СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Задорожнова М.В.

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №°10 городского округа город Михайловка Волгоградской области»

Экологическое образование учащихся - не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. В образовательных стандартах нового поколения формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, является требованиям к личностным результатам освоения образовательной программы.

Как и остальным направлениям, экологической работе присуще многообразие форм, тесная интеграция с другими направлениями, использование как виутришколыюго, так и внешкольного пространства. Целью экологической программы «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» является формирование экологического мировоззрения и культуры учащихся.

Для формирования экологического мышления необходимо вовлекать учащихся в проектную и исследовательскую деятельность. С этой целью был разработан проект: «Школьный экологический мониторинг», где рассматривались две темы: «Изучение экологического состояния школьных помещений» и «Изучение экологического состояния пришкольной территории». Учащимся раздавались темы, по которым они изучали разные объекты: экологическое состояние помещений-кабинетов, мастерских, столовой. Другая группа давала оценку эмоциональному восприятию помещений, исследовали санитарно-гигиеническое состояние коридоров и кабинетов, определяли влажность воздуха, вентиляционный режим, освещённость помещений, уровень внешней и внутренней шумовой нагрузки, изучали озеленение помещений и эстетическое оформление.

Работа по изучению пришкольной территории проводилась в осен-нее-весенний период. Ребята подсчитывали количество деревьев на определённой площади, выясняли их роль в отчистке воздуха, как зелёные насаждения защищают школу от шумового загрязнения, снижают внешнюю шумовую нагрузку. Одним из заданий было описание участка понравившейся территории, её рисунок и отчёт с предложением проекта реконструкции пришкольной территории. На основании полученных результатов учащиеся под руководством учителя составили паспорт школы, в который внесли все полученные результаты и общую оценку экологического состояния школьных помещений и прилегающих территорий.

Опытническая работа по экологии показала, что подобная форма деятельности вызывает у школьников большой интерес к проблемам экологического характера. Способствует применению теоретических знаний на практике, выработке активной жизненной позиции. Этот проект был представлен на VI фестивале проектов в МБОУ СОШ №2 и занял там III место.

С целью вовлечения учащихся, в решение экологических проблем, учащиеся подготовлена и проведена выставка: «Изделия из вторсырья -маленькая помощь в утилизации бытовых отходов», в которой приняли участие все учащиеся школы. Были подведены итоги, присуждены места, вручены грамоты. Ежегодно учащиеся участвуют в акции по сбору макулатуры, на озере Ямном проводят экологический десант «Чистота», во время которого собирают банки, бутылки, пластик. Это практическая помощь лесному хозяйству. По договорённости с Михайловскими лесхозом летом учащиеся школы пропалывали саженцы сосны.

Все эти виды деятельности направлены на выработку у учащихся навыков и умения практического решения природоохранительных проблем.

Учащиеся средней школы привлекаются к учебно-воспитательной работе по охране природы с младшими школьниками. Они проводят с ними устные журналы, организовывают тематические экскурсии, организуют выставки рисунков, фотографий, поделок из различных материалов выпускают листовки-обращения к жителям города. Пропаганда по охране окружающей среде может быть разной, но обязательно интересной и познавательной. Одной из форм пропаганды является экологический календарь, в котором рассказывается о правилах поведения в природе, приводятся сведения о растениях животных, об источниках загрязнения атмосферного воздуха, об объектах наблюдениях в природе. В школьном календаре много стихов о временах года, загадок, поговорок. Здесь размещается информация и в заповедниках, памятниках природы.

Работа на учебной экологической тропе проводится из года в год. В разные сезоны, учащееся имеют возможность наблюдать за одним и тем же объектом в течение длительного времени, что очень важно в экологическом образовании.

В этом году планируется 2-3-дневный поход, краеведческие экскурсии, занятия с сотрудниками лесхоза.

Проводимая робота приносит определенные плоды, есть надежда, что большинство ребят выйдет стен школы неравнодушными к красоте окружающего нас мира, понимающими значимость деятельности по его сохранению.

Список литературы:

  • 1. С.Э. Некляев «Поведение учащихся в экстремальных условиях природы», М., издательство «Владос», 2003г.
  • 2. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни». Волгоград, издательство «Учитель», 2001г.
  • 3. Журнал «Биология в школе», «Педагогика», 1987г.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ/ЭКОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ

ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >