ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ/ЭКОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НАФГОСООО

МБОУ СОШ№10, г. Волжский, Волгоградская область, school, sosh 10@yandex. ru

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования для формирования универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентирование обучающихся основной школы в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования УУД обучающихся на ступени основного общего образования.

ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции и оценки. Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению, инструменты коммуникации - к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация, сети - это каналы передачи информации. ИКТ - грамотность предоставит ученику средства для успешной жизни и работы в экономически развитом и развивающемся обществе.

Формирование и развитие ИКТ - компетентности обучающихся включает в себя развитие способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний, способности к решению социально-значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

В ИКТ - компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. Интеграция предметов естественного цикла биологии и географии позволяет рассматривать ши рокий диапазон экологических тем. Подготовка и реализация совместных проектов по географии и биологии нами проводится в рамках реализации методической работы нашей школы по теме «Создание условий для использования технологии проблемного диалога в учебно-воспитательном процессе в условиях перехода на ФГОС второго поколения». Стандарты второго поколения важную роль отводят проектным технологиям обучения, которые содействует формированию метапредметной ИКТ - компетентности, играют ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. На протяжении семи лет в нашей школе проводятся фестивали презентаций ученических проектов. На фестивалях прошлых лет по нашим предметам обучающиеся представляли межпредметные проекты «Природные источники углеводородов», «Природные ресурсы Волго -Ахтубинской поймы», «У мусора есть дом», «Особенности инфраструктуры в районе МБОУ СОШ №10», «Топонимика улиц города Волжского», проект-сайт «Творческая мастерская по географии», «Школьная перепись населения», «Качество пресной воды», «Шумовые загрязнения». Ведущая роль во всех проектах принадлежит экологическому компоненту содержания школьного образования. Оно не сводится к приобретению учащимися предметно-аналитических знаний о природе, а способствует формированию у них экологизированного сознания, которое определяет поведенческие реакции человека.

К подготовке проектов в разные годы привлекались разновозрастные группы учащихся от 12 до 16 лет. В этом возрасте интеллектуальное формирование и развитие ученика происходит в учебно-познавательной деятельности. Реализация проекта в течение учебного года позволяет решать учебные задачи с использованием общедоступных в основной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями школьника. В рамках надпредметной программы формируются универсальные учебные действия во внеурочной деятельности учащихся. При формировании личностных УУД развивается критическое отношение к информации, основы правовой культуры в области использования информации. При освоении регулятивных УУД обеспечивается оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде. При освоении познавательных УУД ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как поиск, фиксация, структурирование информации, создание простых гипермедиа сообщений, построение простейших моделей объектов и процессов. Ребята работали в программах Power Point, Paint, Movie Maker. Разрабатывая тему проекта, ребята приобретали навыки поиска и отбора информации в Интернет - сети, литературных источниках, учились разрабатывать анкеты по теме проекта, делали фотоснимки, записывали видеоролики, создавали презентации и фильмы, выступали с защитой проектов на городском и областном уров нях, общались в цифровой среде в рамках городской дистанционной видеоконференции.

Формирование ИКТ - компетентности учащихся должно происходить в рамках системно-деятельностного подхода. Мы организовывали экскурсии в Зоологический музей ВГПУ, видеоэкскурсии по Волго-Ахтубинской пойме, проведение акций «Чистая зона», «Экологический десант», конкурсы рисунков и плакатов на экологические темы. Старшеклассники совместно со студентами ВолГУ выезжали оценивать состояние городской свалки в городе Волжском, проводили оценку захламленности улиц города, принимали участие в операциях СЮН «Посади дерево» и «Город-сад», в работе городской олимпиады по школьному краеведению.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных УУД. Выпускники школы реализуют навыки исследовательской работы, обучаясь в высших учебных заведениях. На школьных фестивалях младшие школьники учатся приемам и методам работы у старшеклассников. ИКТ -компетентности позволяют учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, использовать в преподавании предмета все аспекты: информационный - овладение информацией; деятельностный - овладение способами деятельности; личностный - осознание личностного значения познаваемого предмета.

Список литературы:

  • 1. Агапова Н. В. Перспективы развития новых технологий обучения. -М.: ТК Велби, 2005 - 247 с.
  • 2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004 г. -150 с.
  • 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.- М.: Просвещение, 2011. - 110 с.
  • 4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
  • 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.- 98 с.
  • 6. Советов Б. Я. Информационные технологии в образование и общество XXI века. // Информатика и информационные технологии в образовании. - 2004 - № 5 - С.7-9.
  • 7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011 - 310 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >