ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО СОЦИУМА

Куриленко Л.М., Зобкова Е.Н., Волкова Т.В.

МБОУ «Самофаловская сош» Городищенского района Волгоградской области

Организация проектно-исследовательской деятельности в школе требует грамотного научно обоснованного подхода и решения комплекса организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач. Эти задачи могут решаться в учреждении при наличии инициативной группы педагогов во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства. Концепция российской национальной системы выявления, развития и сопровождения одаренных детей, введение новых образовательных стандартов II поколения (ФГОС) требуют применения в учебном процессе педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирования универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). Задачи учебно-воспитательного процесса в свете введения ФГОС ООО:

•У формирование навыков самостоятельного мышления, коммуникативного общения, способности к инновационной, аналитической, интеллектуальной деятельности;

J приобретение знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов;

•У способность постановки цели, формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретация необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования.

Значительное внимание следует уделять достижению метапредмет-ных и личностных образовательных результатов не только в урочной, но и в рамках внеурочной деятельности. Этому во многом призваны способствовать исследовательский и проектный методы обучения. В настоящее время в педагогике сформировались различные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности. Разработаны алгоритмы выполнения проектов, исследовательских работ. Организация деятельности имеет структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. Но как заинтересовать обучающихся? Как продуктивно организовать проектно-исследовательскую деятельность? Учителя-предметники естественно-научного направления, являясь активными членами НОУ «Исследователь», способствуют развитию объективной и субъективной позиции обучающихся, имеющей практическую значимость, через вовлечение разрешения вопросов социума. Проблемы малой Родины являются для обучающихся значимыми. В основу исследования положена идея, направленная на решение конкретной проблемы, интересующая ни только обучающихся, но и население. В результате данного подхода творческий, созидательный потенциал личности раскрывается более эффективно. Все проектно-исследовательские работы основаны на местном материале, на конкретных проблемах и гипотезах, связанных с экологической обстановкой природных объектов, организациями, расположенными на территории поселка.

Чтобы начать исследование, необходима проблема, которую возможно разрешить. С 2009 по 2014 год под руководством творческой группы учителей естественно-научного цикла обучающиеся учреждения раскрыли широкий спектр вопросов. Проектно-исследовательские работы, связанные с экологией жилища, проблемой питьевой воды, экологическим состоянием каскада прудов в поселке, историко-культурными объектами в Городище, производительной деятельностью свиноводческого комплекса «Самофаловский» ООО «ТопАГро» стали наиболее научно-познавательными для обучающихся.

В результате исследований выявили следующее.

Так как употребление качественной воды является важнейшей характеристикой нашего здоровья и долголетия, обучающиеся решили определить качество воды некоторых гидрологических объектов.

Были взяты пробы питьевой воды из 6 водозаборных скважин, которые находятся на территории поселка. Изучили органолептические свойства воды (цвет, запах, прозрачность), провели анализ на жесткость, окисляемость, определение ионов железа, хлорид- и сульфат- ионов, определили PH питьевой воды. На основании изучения санитарно-технического состояния скважин и гидрогеологических параметров водозаборов, лабораторного анализа питьевой воды из скважин, установили, что вода во всех скважинах мало пригодна к употреблению и требует очистки в соответствии с требованиями СанПиНа. В результате наши предположения подтвердилась о зависимости некоторых заболеваний жителей от качества воды.

При выполнении исследовательской работы «Тайны родника «Святой мученицы Параскевы Пятницы» обучающиеся проявили интерес к природно-историческому наследию, к пресным и минеральным источникам и возможности использования их в питьевых целях. Провели неполный качественный анализ исследуемой воды. Несмотря на ее относительную пригодность, употреблять ее постоянно для питья не рекомендуется. Качество воды в роднике нестабильно и может меняться в зависимости от времени года.

Исследовательская работа «Оценка экологического состояния каскада прудов в поселке Самофаловка» возникла тоже не случайно. Проблема экологического состояния каскада прудов в поселке стоит очень остро. Учащихся заинтересовал ряд вопросов. Какие вредные вещества содержатся в ней? Каков видовой состав животных и растений? Насколько безопасно купаться в прудах? Можно ли употреблять рыбу в пищу из этих прудов? Ребята осуществили забор воды, в школьных условиях провели гидрологические исследования свойств воды, химический анализ на наличие и количественное содержание вредных веществ, изучили растительный и животный мир. Выявили низкий уровень качества воды в прудах.

На территории поселка находится свиноводческий комплекс «Са-мофаловский» ООО «ТопАГро». Многочисленные исследования показывают, что первостепенное влияние на экологическую чистоту мяса оказывают рационы кормления сельскохозяйственных животных и уровень содержания в кормах вредных веществ (ГМО, антибиотиков, пестицидов, тяжелых металлов и т.д.).

Заказчиком исследовательских и проектных работ «Оценка качества мясной продукции, производимой свиноводческим комплексом «Самофа-ловский» ООО«ТопАгро», «Оценка качества комбикорма, используемой на свиноводческом комплексе «Самофаловский» ООО «ТопАгро» являлся социум. Провели (возможные в школьных условиях) собственные лабораторные исследования органолептических, химических, бактериоскопиче-ских свойств мясной продукции, кормовой базы, используя методы и методику, изложенную в межгосударственных стандартах по определению показателей качества мяса, кормового сырья. Сравнили результаты собственных исследований, заключения Государственной ветеринарной службы (ГБУ ВО Городищенская рай СББЖ), лаборатории Волгоградского элеватора с пределами нормы.

В результате исследовательской деятельности получили следующие выводы: органолептические, химические, бактериоскопические показатели степени качества мяса соответствуют ГОСТам и потребительским запросам населения. Употребление мясной продукции является безопасным. После уваривания мяса первоначальный вес потерял 48%, по сравнению с нормами больше на 8%. В результате можно предположить, что в составе корма количество пробиотиков - фитазы (профилактиков), которая используется для повышения иммунитета животных и усвояемости ими корма, а также для увеличения привесов не превышает норму.

В результате проведения собственных лабораторных опытов по определению качества и безопасности зерна сделали вывод, что комбикорм изготавливают из недостаточно очищенного зерна. Набор и процентное содержание основных компонентов комбикорма в точности не соответствует предъявленной рецептуре. В составе корма возможно превышение нормы содержания антибиотика. Качество корма удовлетворительное по основным показателям. Комбикорм в основном соответствует нормам качественного продукта. Выяснили, что вода не соответствует требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Организация деятельности другого направления - социального (выполнены проекты «Будет ли дорога?», «Чудеса творим мы сами», «Опасный поворот»), позволяет повысить уровень социализации и активизировать положительную гражданскую позицию учащихся, личное участие каждого ребенка в изучении окружающего социума.

Ученики в ходе работы над проектами овладели навыками делового общения, исследовательской деятельности, способами проведения диагностики и профориентационного самоопределения.

Результаты проектно-исследовательских работ обобщены и оформлены в виде буклетов с рекомендациями для учащихся, методических пособий для проведения практических занятий. Материал опубликован в СМИ. Выступили с результатами своей работы на родительских собраниях, распространили информационные листовки.

Все указанные исследовательские и проектные работы отмечены Дипломами победителей в конкурсах разных уровней: муниципального -«Измени мир к лучшему!», областного - учебных и социальных проектов в лицее №7, Всероссийского - юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского в лицее №8 «Олимпия».

Оказана помощь и дана высокая оценка проектно-исследовательских работ научными консультантами - рецензентами: Рахимовым Александром Имануиловичем, доктором химических наук, профессором кафедры «Органическая химия» ВолгГТУ, генеральным директором РАЕН ГУ института химических проблем экологии, Рахимовой Надеждой Александровной, доктором химических наук, профессором кафедры «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» ВолгГТУ.

Еремичев Георгий Юрьевич - директор свиноводческого комплекса «Самофаловский» ООО «ТопАгро», Марышева Мария Александровна -аспирант кафедры «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» Волгоградского государственного технического университета содействовали реализации проектно-исследовательских работ.

Список литературы:

  • 1. Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.
  • 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Стандарты второго поколения: сост. Е.С.Савинов-М. Просвещение, 2011г.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >