ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Ларионова С.К., учитель биологии МОУ СОШ № 18 г. Волгограда

Одной из приоритетных задач, обозначенных с новом Стандарте, -переход к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемности, поиска, исследования. Образование понимается как достояние личности, как средство ее самореализации в жизни. Решение этой задачи требует раскрытия творческого потенциала учащихся, формирования умений активно оперировать приобретенными знаниями, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, работать в группе и индивидуально. Это возможно при активном участии обучающихся в учебноисследовательской деятельности. Человек, обладающий элементарными навыками исследовательской работы, разовьет их в ВУЗе или на производстве, сфере услуг.

С этой целью с 2009 года нами ведутся занятия в рамках НОУ, позволяющие сформировать личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной учебно-исследовательской работы биологического характера. Наши ученики активно участвуют в районных и городских учебно-практических конференциях.

В 2009 году ученица 10 класса Лукина Юлия за работу «Необходимость и роль зеленых насаждений с оздоравливающим эффектом на пришкольном участке» стала победителем в районной учебноисследовательской конференции «Я и Земля». В 2010 году Ученицы 11 класса Сорина Екатерина и Гатамзаде Эльнара за работу «Необходимость комнатных растений и их фитонцидная роль для чистоты воздуха в учебном кабинете» стали обладателями Гран-При в городском конкурсе учебно-исследовательских работ «Я и Земля» им. Вернадского. В 2011 году на этом же конкурсе ученицы 10 класса Устинова Виктория и Леонтьева Светлана за работу «Гигиеническая оценка освещенности учебных кабинетов МОУ СОШ № 18» получили диплом 1-й степени, а в 2012 году они же за работу «Анализ микробной обсемененности компьютерной мыши» получили диплом 2-й степени. В 2013 году ученицы 11 класса Гатамзаде Айдан и Зверева Дарья стали победителями в конкурсе «Я и Земля» за исследовательскую работу «Анализ микробной обсемененности зубов, волос и кожных покровов пальцев рук человека».

Работы обучающихся отличаются четким логическим изложением, высокой степенью научности, убедительностью рассуждений, оригинальностью мышления, тщательностью исследований, достоверностью результатов, эрудированностью в рассматриваемой области познания. В чем 120

причина такого успеха? Прежде всего, в умении учеников логически мыслить, работать с литературой, в глубоком знании курса биологии, целеустремленности. Приобщаясь к научно - исследовательской работе, ребята проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в учебнопрактических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.

К сожалению не все обучающиеся владеют навыками исследовательского подхода в решении различных проблем, не умеют писать рефераты и доклады, составлять тезисы и т.д.

Как организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся? Исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности. Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, «переоткрыва-ют» их для себя. Какие компетенции можно формировать в процессе учебно-исследовательской деятельности?

Важным моментом при организации работы является вопрос о мотивации, так как главным условием работы является добровольное желание учащегося. Это возможность быть первым в исследовании вопроса, быть опубликованным в печати, выступить со своей работой на научно-практической конференции.

При выборе темы следует учитывать соответствие ее интересам учащегося-исследователя. Тема должна быть актуальна, т.е. недостаточно изучена и важна в практическом отношении. Необходимо учитывать реальную выполнимость темы, обеспеченность ее оборудованием и необходимым количеством различных источников информации. Далее конкретизируется состояние проблемы, ставятся цель и задачи исследования, делается прогноз ожидаемых результатов исследования и определяются методы и этапы работы.

Формирование УУД при составлении плана исследования

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Формировать умения ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, со-

Формировать умения выделять и формулировать познавательные цели, проблемы, а также выбирать наиболее эффективные способы решения этих проблем, умение вы-

Формировать умения правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнера по общению

ставлять план последовательности действий при выполнении исследования, умения предвосхищать результат своих действий

делить объект и предмет исследования

Следующий этап в исследовании - определение состояния изученности темы. Здесь происходит тщательное знакомство учащихся с литературой и другими источниками информации по выбранной ими проблеме. В процессе этого этапа школьниками изучаются правила работы в библиотеках и правила использования современных информационных технологий.

Формирование УУД при работе с источниками информации

Познавательные УУД

Личностные УУД

Формировать

  • - Умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации в первоисточниках;
  • - умения заносить полные библиографические данные книги или статьи в карточку, чтобы избежать трудностей при составлении списка используемых работ;
  • - умение конспектировать основные положения литературного источника;
  • - умение грамотно выписывать и систематизировать цитаты (с указанием номера страницы и полных данных об источнике информации);
  • - умения осуществлять поиск в средствах Интернет с указанием ссылок на определенный сайт

Формировать и развивать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, к познавательной рефлексии. Формировать и развивать самостоятельность, инициативность, познавательную мотивацию

Далее следует написание раздела исследовательской работы «Обзор литературы по проблеме исследования». Здесь формируются познавательные УУД: навыки письменной научной речи, умение сопоставить разные точки зрения на проблему, умение видеть противоречия во взглядах уче ных, умение высказать свою позицию по отношению к исследуемой проблеме.

Следующий этап - это структура и последовательность выполнения отдельных действий в ходе учебно-исследовательской деятельности. Здесь происходит формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); умений накопления фактов, наблюдений, доказательств; умений анализа и синтеза собранных данных; умений построения обобщений и выводов. При этом формируются и личностные качества юного исследователя: навыки дисциплины, аккуратности, точности исполнения, тщательности следования методикам.

В период написания работы и подготовки презентации к бубличной защите тоже происходит формирование различных общеучебных умений и навыков.

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Личностные

УУД

Формировать

  • - умение строить речевые высказывания, составлять тексты;
  • - умение строить логические цепи рассуждений;
  • - умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

Формировать рефлексивные умения:

  • - умение сопоставлять выводы с поставленными целями;
  • - умение внести необходимые коррективы в план своих действий в случае отрицательных результатов;
  • - умение переосмысления результатов в ходе ответов на вопросы

Формировать

  • - навыки публичного выступления, уважения к аудитории;
  • - умение корректно отстаивать свои позиции

Из всего выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

  • 1. Учебно-исследовательская работа, прежде всего, побуждает интерес школьников к предмету;
  • 2. Правильно организованная учебно-исследовательская работа помогает сформировать основные компетенции исследовательской культуры:
    • - обучающиеся научатся планировать и выполнять учебные исследования;
    • - выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;
    • - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • - использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент;
  • - использовать догадку, интуицию;
  • - проверять фактические данные на совместимость с другими известными фактами;
  • - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, правильно оформлять и защищать свои исследовательские работы;
  • - критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам.
  • 3. Приобретенные учащимися компетенции позволяют применять их в своей жизни. Опыт показывает, что полученные умения и навыки исследовательской работы учащиеся успешно применяют, обучаясь в высших учебных заведениях.

Список литературы:

  • 1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
  • 2. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >